«Судно № 45» «КОМЕТ» (РЕЙДЕР "В").

Oct 28, 2017 15:38

В течение многих десятилетии после окончания второй мировой войны в Советском Союзе сведения о проводке летом 1940 года советскими ледоколами германского рейдера «Komet» по трассе Северного морского пути на Восток для действий в Тихом океане сводились к нескольким строчкам в специальных, иногда закрытых, изданиях. В то же время эта операция, которой германское командование дало кодовое наименование «Фалль Грюн» ("Зеленый случай"), получила освещение в трудах военно-морских историков США, Англии, Дании и Германии еще в 50-е годы. В 1953 году в Швейцарии вышла книга воспоминаний бывшего командира рейдера контр-адмирала в отставке Роберта Эйссена «На "Комете" по Северовосточному проходу», а позже, в 60-е годы, «Военный дневник "Комета"», довольно откровенно рассказавшие об этой сверхсекретной операции.



Экипаж укомплектовали лучшими специалистами с большим опытом длительных плаваний, прошедшими специальную подготовку. На судне имелось достаточное количество пассажирских кают, чтобы разместить экипаж из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения принимались из расчета автономного плавания длительностью не менее года. Разнообразные припасы позволяли кораблю действовать в тропических, арктических и антарктических водах. Не были забыты сани, меховая одежда, лыжи,
тропическая форма, сетки от москитов, даже безделушки для дикарей - обитателей затерянных в океане островов. Судно получило сильное вооружение, не хуже чем у легкого крейсера. На нем установили шесть орудий, девять скорострельных зенитных установок, пять торпедных аппаратов и 400 мин заграждения. На борту имелся быстроходный катер, оборудованный для скрытных постановок мин. Вооружение дополняли оборудование для постановки дымовых завес и мощная радиостанция. С загруженным запасом топлива корабль мог пройти 50 тысяч миль.На борту имелся гидросамолет Ar-196, изготовленный компанией "Arado Flugzeugwerke, GmbH". Такими самолетами в качестве палубной авиации были вооружены многие немецкие линкоры. Он был специально разработан для обеспечения нужд морской авиации Кригсмарине.



Контр-адмирал Роберт Эйссен.

Командиром корабля назначили опытнейшего морского офицера, имевшего репутацию лучшего специалиста-гидрографа с большой практикой плаваний в Арктике, капитана цур зее (аналог нашего звания капитан первого ранга) Роберта Эйссена . Это был одаренный военно-морской специалист, видный ученый-гидрограф, настойчивый, изобретательный и волевой командир корабля, умный и сильный человек, умевший воевать в специфических условиях и обстоятельствах.
Советское руководство согласилось на проводку крейсера лишь после длительных переговоров с германской стороной. Несмотря на подписанный ранее пакт Молотова-Риббентропа (1939) и конфиденциальный договор о торговом сотрудничестве (1940), советское руководство желало сохранять видимость нейтральности и поэтому уделяло большое внимание секретности операции. Вначале была достигнута договоренность о проводке 26 судов, включая четыре вспомогательных крейсера, Однако позднее, вследствие различных трудностей, было решено ограничиться одним судном. Этим судном и стал «Комет».



Замаскированный (ещё в Кристиансанне) под советский ледокольный пароход «Семён Дежнёв», корабль обогнул мыс Нордкап и достиг района севернее острова Колгуев. Там, занимаясь боевой подготовкой экипажа и гидрографическими исследованиями, некоторое время ожидал подхода советских судов, которые должны были его сопровождать на следующем участке пути (нейтральный на тот момент Советский Союз согласился тайно помочь «Комету» пройти вдоль северного побережья России по Северному морскому пути).

Из-за сложной ледовой обстановки встреча с советскими ледоколами несколько раз откладывалась. Наконец, 13 августа радиограмма из Берлина сообщила, что ледокол «Ленин» будет ждать их в проливе Маточкин Шар. На следующий день, не обнаружив в точке рандеву обещанного судна сопровождения, Эйссен без лоцмана вошёл в пролив и здесь выяснилось, что «Ленин» с караваном судов ушёл уже неделю назад. Приняв на борт двух советских лоцманов, «Комет» (на этот раз в качестве торгового судна «Донау») продолжил путь по Карскому морю, однако вскоре опять вынужден был вернуться, так как ледокол был уже далеко и находиться тут было небезопасно.



Первую часть Северного морского пути «Комет» прошел за ледоколом «Ленин» (капитан Николаев). 25 августа «Ленин» закончил проводку на своем этапе и оставил «Комет» в проливе Вилькицкого. 27 августа в точке 77°54'с.ш., 108°00'в.д. в проводку рейдера включился ледокол «Сталин» (капитан Белоусов). 30 августа «Сталин» передал немецкий рейдер ледоколу «Лазарь Каганович». 2 сентября русские ледоколы отказали немцам в дальнейшей проводке и потребовали, чтобы «Комет» повернул назад. Эйссен на это не согласился, а сопровождавший его советский ледокол «Лазарь Каганович» не очень и настаивал. Последние 600 миль тонкого льда с разводьями до Берингова пролива рейдер преодолел самостоятельно, без лоцманов и сопровождающих судов. Это признанный факт, тем не менее в комментариях к книге Руге «Война на море…» под редакцией В.А.Алфузова значится: «Утверждения Руге о широком техническом содействии, оказанным германскому вспомогательному крейсеру «Комет»… не соответствуют действительности». Это неправда, поскольку сохранились документы, согласно которым летом 1940 г. немецкий морской атташе в Москве Норберт фон Баумбах испросил согласия и получил разрешение на проводку северным морским путем «немецкого вспомогательного корабля с военным экипажем». Сумма за проводку «Комета» составила 950000 марок (или 80000 фунтов) и учтена во взаимных расчетах.

С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Здесь его встретил ледокол «Малыгин», однако, из-за малой скорости хода последнего, Эйссен на свой страх и риск отказался от его услуг. Пройдя между Медвежьими островами он был встречен ледоколом «Лазарь Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось в условиях тяжёлой ледовой обстановки. В ночь на 1 сентября на «Комете» произошла поломка рулевого управления, однако силами своих механиков её удалось устранить.



Когда суда уже вышли на чистую воду и находились в районе острова Айон, была принята радиограмма от начальника Главсевморпути И. Д. Папанина с требованием вернуть немецкий корабль назад под предлогом того, что в районе Берингова пролива появились враждебные Германии корабли. Эйссен подчиниться отказался и, в конце концов, разрешение следовать дальше на восток было получено. «Комет» продолжил оставшийся путь в одиночку и в начале сентября прошёл Берингов пролив. Во время непродолжительной остановки в безлюдной бухте Анадырь шедший до этого под японским флагом «Комет» вновь замаскировался в советский «Дежнёв» и 10 сентября 1940 вышел в Тихий океан.

Это был единственный случай прохода корабля кригсмарине Северным морским путём. Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике.

10 сентября, выйдя на чистую воду, «Комет», маскируясь под японское судно «Токио-Мару» (Tokio Maru), пристроился к четырем японским танкерам и в такой «компании» незаметно миновал линию американских дозоров. Есть разные версии этого эпизода - то ли японцы ничего не заметили, то ли молчаливо помогли кораблю своего стратегического союзника. В любом случае, когда эти обстоятельства стали достоянием гласности, последовал традиционный дипломатический протест со стороны Страны Восходящего солнца.

4 июля 2006 года останки рейдера «Комет» были обнаружены исследователем Иннесом Маккартни (англ. Innes McCartney) в Ла-Манше на глубине 70 метров. Было установлено, что в результате взрыва корабль разломился пополам и перевернулся.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82
http://ucrazy.ru/other/1435053986-krugosvetka-reydera-komet-ili.html
http://kriegsmarine2.narod.ru/schiffe/hilfskreuzer/komet.htm

рейдера «Комет»

Previous post Next post
Up