Эта заметка посвящена китовому объективу Sony DT 18-55mm f/3.5-5.6 SAM (SAL-1855). Не стану называть это обзором, ведь маловероятно, что кто-то захочет его вдруг купить - объектив идет штатником к большинству любительских зеркалок и, теперь уже, псевдозеркалок Sony. Его практически полные аналоги есть у любого производителя камер с APS-C форматом матрицы. Объектив покрывает стандартный набор фокусных расстояний 28-80мм в полнокадровом эквиваленте, что вполне достаточно для большинства жанров. Объектив очень легкий, т.к. почти весь состоит из пластика, даже линзы. Сейчас пластику умеют придавать неплохие оптические свойства, но о долговечности его не стоит даже говорить. Сейчас уже есть вторая версия этого пластикового чуда, говорят, что она даже стала лучше. Значит, прогресс в оптическом пластикостроении есть.
В данной заметке мне хотелось бы обратить внимание на ряд аспектов, которые не позволяют начинающим фотографам реализовать потенциал кит-объектива, который, на самом деле, не так плох? как многим кажется.
1. Объектив, пользуясь жаргоном фотографов, "тёмный". Это означает, что размытие фона, оно же боке, не будет запредельным, срывающим крышу и т.п. Многие начинающие фотографы-зеркалочники, в то же время полагают, что основное отличие зеркалки от мыльницы состоит в том, что первая легко делает боке, а вторая на него практически неспособна. На самом деле, более-менее красивое боке можно получить и здесь, но надо подумать о приятном глазу заднем фоне. Лучшим вариантом будет желтая трава в поле или сплошная листва деревьев с проблесками света. Ищем привлекательную модель для съемки, ставим фокусное расстояние на 50mm, открываем диафрагму, спускаем затвор. Вуаля! Сделать то же самое с замасленным дедушкиным гелиосом 44-2 будет куда проще. Поэтому, среди тех, кто дорвался и нашел переходник с м42, начинается линзоголизм, а те, кто не добрался до мануальщины, сдают свои любительские камеры в комиссионки, не сделав и пары тысяч шотов. На телефон, видите ли, получается примерно так же!
2. Забываем про "творческие" режимы и "Auto". Про диафргаму я уже говорил, а чтобы ей пользоваться, нужно включить режим приоритета диафрагмы, он же А. Электроника не всегда позволяет добиться желаемого результата, лучше контролировать процесс съемки самому.
3. Смаз и нечеткость на фотографии. Объектив, как уже говорилось, "тёмный". Нужно это учитывать. При плохом освещении выдержки может не хватить при съемке с рук или при съемке движущихся объектов. Чтобы исключить такую неприятность, надо следовать золотому правилу выдержки, которое гласит, что выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному растоянию. Например, если фокусное расстоние 50mm, то выдержка должна быть хотя бы 1/50 или короче, например 1/100. В нашем случае мы еще умножаем фокусное на 1,5, т.к. надо учитывать кроп-фактор матрицы. Самое большое фокусное на нашем объективе - 55мм, умножаем их на 1,5, получаем 82,5мм. В общем, если не хочется морочить себе голову, ставьте с этим объективом выдержку 1/100 и меньше, не ошибетесь. В случае с камерами Сони и Пентакс в отношении золотого правила можно еще допустить некоторое пренебрежение, ведь камеры оборудованы оптическими стабилизаторами, но я бы все равно не советовал. Плюс к этому, необходимо использовать только правильные позы в процессе фотографии, а спускать затвор в условиях плохой освещенности лучше всего на выдохе.
4. Снимаем только в RAW (ARW) формате. Ничего не поделаешь, чем круче фотоаппарат, тем больше возможностей для обработки фото он дает и не пользоваться этим - тупо. Именно "вытягивание" фото в RAW конвертерах и графических редакторах позволит добиться очень хорошего результата, принципиально отличного от формата мыльницы.
5. SAL1855 для своих денег очень хорош в фотографии крупным планом. Занятно, но профессиональные объективы обычно не могут похвастать хорошими показателями МДФ, а значит и крупный план, "псевдомакро", получить не удастся. Здесь же с этим все просто замечательно. Не упускайте возможность поэкспериментировать.
6. За свои небольшие деньги SAL1855 отлично показывает себя в пейзажной съемке. Что-то существенно более приличное с широким углом потребует инвестиций соразмерных со стоимостью камеры или даже больших. Широкий угол - это всегда дорого! Лучше прикупите штатив и пару фильтров (ND и поляризационный). Выбор удачной композиции гораздо важнее преимуществ в ТТХ. Думаете много людей на свете знают про какую-то там бочкообразную дисторсию? Стоит заметить также, что среди столь дешевых объективов возможен некоторый разброс по качеству изготовления. Чаще всего это отражается на качестве детализации в углах снимка при пейзажной съемке на широком угле. Не стоит расстраиваться, если Вам не сильно повезло с экземпляром, ведь все можно исправить правильной обрезкой фотографии. Снимайте всегда в формате 4:3, а в процессе обработки делайте 16:9, обрезая края снимка. Пейзаж от такого кропа только выиграет.
7. Архитектура? Без проблем! Немного самой примитивной обработки двиганьем ползунков и всё!
8. Многие интересуются, а чем же со временем заменить Sony DT 18-55mm f/3.5-5.6 SAM (SAL-1855)? Если Вы не собираетесь покупать полнокадровую камеру, то лучше оставить данный объектив у себя про запас и расширить диапазон фокусных расстояний за счет покупки недорого автофокусного телезума от Minolta, коих на вторичном рынке приогромное количество. Можно присмотреть вариант от
Tamron, но не стоит прицениваться к старым пленочным Sigma и Tokina. С высокой долей вероятности они не будут работать с цифровой камерой из-за проблем с электроникой. Как правильно выбрать зум-объектив, можно посмотреть
ЗДЕСЬ. Существенно расширить художественные возможности помогут фикс объективы. Наиболее недорогие варианты для сони - это фиксы с фокусными расстояниями 50мм и 135мм на резьбе м42 с соответствующим переходником (с чипом или без оного). Про полтинник можно прочитать
ЗДЕСЬ, а про 135мм прайм объектив
ЗДЕСЬ.
Когда разживетесь деньгами, можно посмотреть в сторону
SAL1650 или
SAL1680Z, но не стоит тратиться на гиперзумы.
Пользуйтесь этим объективом с удовольствием. Позже окажется, что время, проведенное с ним, было наполнено самыми прекрасными фотооткрытиями и приключениями!
Больше моих фото с этим объективом в паре с Sony A290 можно посмотреть
ЗДЕСЬ Объективу не помешает неглубокая лепестковая бленда. В моём блоге Вы можете посмотреть
обзор о резьбовых блендах и нюансах их выбора.
Периферию для фототехники я покупаю с помощью дебетовой карты
Tinkoff, она позволяет сделать покупки в Интернете дешевле за счет кешбэка живыми деньгами и выгодного обменного курса валюты.