Часть I I
5 августа
Мыс Коровий - п-в Средний - броды - тундра.
С утра встретили военного на "буханке". Он сказал, что дальше не пройти - ему там по фары, а посадка у него выше нашей. Разочарование - не доехали всего чуть-чуть. Поэтому очень важно знать, какая погода была до приезда, а не только во время путешествия. Как мы узнали post factum до «нас» шли дожди, да и лето очень дождливое. Поэтому все лужи глубокие, не говоря уже о тех, что питаются от ручьев. И стандартная 4х4 уже при таких условиях не пройдет.
А во и наш жужик:
Вместе с мяукающей сигнализацией:
На мысу погружались с маской - рыбы нет, крабов нет.
Надо нырять глубже и дальше - что страшновато.
Гонялись за куропатками и куропчатами. Куропатка изображала, что она ранена, и отвлекала нас от куропчат. Разошлись мы без потерь.
Итак, нам не удалось так же посетить Мыс Скорбеевский, недалеко от мыса Немецкого.
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1958 Здесь базировался 501 береговой ракетный полк. На вооружении у них стояли комплексы береговой обороны «Редут».
Сейчас этот, без преувеличения большой, поселок напоминает кадры из кинохроники про Хиросиму. Вдоль главной улицы стоят штук двадцать деревянных домов. Справа от дороги, чуть в отдалении, кирпичные трехэтажные дома, аж по три подъезда в каждом. На лестничной площадке по четыре квартиры. Площади, конечно, очень и очень скромные, зато отдельное офицерское жилье.
Рядом - Скорбеевскую бухта. Настоящий берег, настоящего океана. Да не просто океана, а Северного Ледовитого. Безумной красоты миниатюрный каньон пробитый Скорбеевкой в толще сланцевой гряды перед выходом к морю. А какой чистоты в ней вода! Здесь же идеальное место для организации ночевки или даже дневки.
Пейзаж на Рыбачьем почти крымский, только холодно.
А это сильный отлив:
Огорченные, мы вернулись на п-в Средний и с горя решили доехать до «Двух братьев». Благо погода была хорошаяя. Вообще погода нас крайне баловала - дождей не было вообще. Может, если шел бы дождь, мы бы и не сунулись на этот полуостров. Дорога вначале - очень хорошая грунтовка. На карте отмечены все броды, но не глубокие лужи, к сожалению. Первый брод оказался бы и последним, если бы не старенький мост. На карте его не было, река глубокая, но мы рискнули по мосту. Сложностью были крепко прибитые доски, колея значительно уже чем у нашей машины. Пришлось их отколупывать и подкладывать под колеса.
Там мы незаметненько проткнули два колеса одной стороны. Дальнейшие броды и лужи дались легче, хоть и не без труда.
Небольшие выдержки из
описания («Печенга, опыт краеведческой энциклопедии», просветительский центр «Доброхот», стр.147-150)
«У подножия скалы-пахты, на небольшом от нее отдалении, на промежутке между нею и морским берегом стоят окаменевшие нойды (нойта, нойда - у саамов - колдун, чародей, волшебник; колдунья) нойта-Укко и нойта-Акка. Здесь их два: нойта Киипери-Укко и нойта Киипери-Акка. Место обитания могущественных чародеев Киипери - в сланцевых, шиферных кручах горы Пумманки (Земляная). Они стоят тут, на кромке крутого берега, рядом друг возле друга, окаменевшие, согласно одному из преданий, в наказание за свои злодеяния, за причиненное ими зло. Тридцатиметровые каменные изваяния, напоминающие готовящихся к взлету птиц, с вытянутыми шеями и тревожно повернутыми в сторону моря головами. Море и ветер как искусные скульпторы изваяли из прибрежных каменных плит фантастические фигуры, напоминающие образы песца, ящерицы, птиц и других животных. Воображение каждому подскажет свои образы. А море и ветер продолжают свое творческое сотрудничество...» И все в таком духе…
И мы доехали до Двух братьев - но свернули не там и проехали только по верхней дороге. Поэтому тайник геокешинга не нашли, и любовались видами только сверху.
Далее решили вернуться по другой дороге - это было дорогой и страшной ошибкой. В начале мы решили доехать до военной батареи
(Батарея Поночевного),
фотографии «Батарея была построена в начале 1950-х гг., в составе 4 орудийных блока, блок силовой станции и блок КП. Построена капитально, блоки фактически одинаковые с имеющимися на Балтике причем батарея не производит впечатления брошености, скорее похоже на законсервированный объект, поскольку все механизмы покрыты большим слоем смазки и на взгляд вполне работоспособны. Рядом частично сохранившиеся одноэтажные строения (кательная, баня склады, на пригорке живописное деревянное сооружение типа «сортир»). Небольшой обелиск. А вот поблизости располагаются остатки той самой легендарной батареи Поночевного. Дворики полудолговременные (камень, почти прогнившее дерево), кольцевого типа, есть ходы сообщения и укрытия в тылу. Матчасть сохранилась лишь частично, стволы и щиты демонтированы”) -
Но на дороге была очень глубокая лужа - и мы пошли на поклон к военным, у которых была обходная дорога через маленькую действующую базу. Они нас пропустили, и мы проехали далее. Но возвращатся по этой дороге нам еще больше не захотелось - опять просить пропустить проехать не вдохновляло, и мы двинулись далее. (А надо было все-таки ехать по нижней дороге!) И увы - последний брод, по закону подлости, пройти не удалось - ручей оказался глубок, но мы не нашли в себе сил вернуться, а решили обогнуть этот мерзкий ручей по тундре выше его истока. Мы проехали по тупиковой дороге до заброшеной деревни, но и там прохода не было - ручей тек из озера, сильно заболоченнго по берегам. Было уже очень поздно, но непонятно откуда взялась безумная идея обогнуть по тундре и озеро. Наверно потому что тундра там была весьма приличная - без ям, камней и ручьев. К сожалению в тундре оказалось очень много озер и болот, и в попытке объехать их всех была пройденая некая точка невозврата, после которой мы уже не могли првернуть назад - не было дороги и было пройдено слишком много. Ехали мы по старой колее, неизвестно кем проложенной, но ведущей по тундре без камней. У нас был один путь - только вперед и только между двух озер, несоединенных рекой - выше все было заболочено и ниже тоже. И тем больше был шок когда мы все таки увидели болото между этих двух озер. Но оно было заросшим травой, и мы нашли путь для форсирования - его нам подсказала та же старая дружественная колея. И мы рванули - это был последний шанс и миг отчаяния, ибо было уже 12 ночи и пути назад не было. естественно в 1.5 метрах от твердого берега мы засели в болоте на пузе. Мы находились в середине необитаемого острова, где есть 1-2 военных пункта и все. В тундре, у Северного Ледовитого океана, в болоте и с практически не работающей связью на мобильных.
Выбраться из болота удалось просто нечеловеческими усилиями, камнями, лопатой и подкопами.
А над нами был великолепный закат
Радость была огромной, но кратковременной - началась каменистая тундра и туман. Сил уже не было и мы упали в палатку.
Ночевка.
6 августа
П-в Средний - сложности.
Стали искать дорогу среди камней. Долго решали лабиринт, придуманный природой - искали ход среди валунов и скал для машины.
Я шла пешком и искала путь проходимый для авто. Иногда наблюдались пики отчаяния - когда долго ползли между камней и оказывались у обрыва - приходилось пятиться среди камней. Спугнули еще одного огромного зайца. Это была единственная живая душа во всей тундре. Не верилось что мы выберемся. Особенно когда наткнулись на череп и рога оленя посреди скал. Стало как-то грустно...мягко говоря. Но мы продолжали путь. Зато встав колесами на дорогу, хотелось уже целовать эту голую землю. Итог - убили пружину второго заднего амортизатора и раскололи задний бампер. Привязали его веревочкой. Почти намертво.
Итак пути назад не было в прямом и переносном смыле - путь по тундре был отчаянным и повторить его невозможно. У нас в запасе было две дороги отмеченных на карте. И моментом истины для нас должен был стать мост, отмеченный на карте, но неизвестно существующий ли в реальности. Доехали до заброшенной деревни. Мост был сгнившим, но после перенесенных испытаний - он был детским препятствием. Развилку двух дорог мы пропустили и выбрали план Б - длинную дорогу. Все лужи были проходимы, но естественно! последний дохлый ручеек слегка отмеченный на карте залил всю дорогу и был слишком глубок.
Теперь мы уже метались как крысы в поисках выхода. Для начала мы срубили все кусты и деревья по краю ручья. Но покидав их в воду, мы поняли, что это не поможет. Колеса могли запутаться в ветках, да и не выдержат кусты 1,5 тонны железа. Отговорив Андрея от безумного прыжка в ручей, мы вернулись к плану А - к пропущенной дороге. Искали мы ее очень долго, вернувшись к верхней заброшенной деревне. Случайно заехали в болото, где пришлось продираться через метровые заросли берез. Потеряли две накладки по боку авто. Дорогу мы все-таки нашли. Но дорога это все-таки больше на карте. В реальности это была насыпь камней, уходящая под крутым наклоном вверх. Камни размером с человеческую голову и больше. Проехать там было невозможно. То есть возможно, но только танку или вездеходу, для которых и была сделана эта дорога. Вот например, для такого; там же брошенного:
Мы сохраняли хладнокровие, помня, что есть обратная дорога с одним непроходимым бродом, без заезда в тундру, или без брода но с адской тундрой; дорога отчаяния вдоль берега с пятью неизвестными бродами, но по зеленой зоне. Глядя на зеленые участки на карте, мы уже знали, что это означает деревья и обязательно ручей, болото или огромную лужу. И мы тихо и иногда громко ненавидели эти зеленые зоны. И еще у нас оставался план Б - вернуться к броду, где мы уже накидали веток и занятся им серьезно. Что мы и сделали. Мы убрали все ветки, выгрузили все вещи и привезли пять машин огромных камней. И выложили ими брод. Это был ударный труд стахановцев в течении шести часов. Теперь этот брод можно смело называть нашим именем :). Тогда же обнаружились неполадки с системой охлаждения, вытек весь антифриз. Но перед нами был момент истины - форсирование ручья, и мы не придали поломке особого значения.
Ура! Мы это сделали! Один километр лесной дороги - и мы на ровной трассе, которую тут называют хайвеем. Но ехать дальше мы не могли - двигатель не охлаждался, все кипело. Хорошо, что поломку обнаружили быстро - оторвало шланг, по которому подавался антифриз. Когда знаешь поломку, всегда немного легче, и мы решили заночевать. Утро вечера мудреннее...
Часть I ,
Часть I I I,
Часть IV