Женя
hockey_daddy подняла такие
вопросы:
1. Как правильно понять фразу "контекстуальное восприятие книги у детей"?
2.И как отследить, сформировалось ли контекстуальное восприятие книги?
Так как этой же темы касалась наша детсадовская логопед на недавнем родительском собрании, то и у меня возникло несколько размышлений по этому поводу.
Размышления номер 1. Определение. Под контекстуальным восприятием книги у ребёнка я понимаю, что:
1) ребёнок понимает, в каком мире происходит действие - в совсем вымышленном или в реальном;
2) для книг о реальном мире он представляет
а) время (век);
б) технологический уклад;
в) общественно-экономическую формацию (тип трудовых отношений);
г) современные сюжету реальные исторические события.
3) для книг о вымышленном мире он представляет жанр (сказка, басня, притча, миф, фэнтези).
В этом пункте ещё много чего можно сказать про различные пласты истории и культуры, сформировавшие именно этот текст. Но так как я не литературовед, то не буду. Для меня это сложно.
Контекстуальное восприятие хорошо бы дополнить знаниями о бытовых подробностях, обычаях, возникших в то же время других произведениях искусства (музыки, живописи, литературы...). Но этим, кстати, и не всякий взрослый владеет.
Так что тема является актуальной как для детей, так и для взрослых.
Размышления номер 2. Случаи из практики.
Впервые я обратила внимание на необходимость формировать контекстуальное восприятие книг у детей, когда увидела, как страдает от непонимания некоторых вещей сын подружки. Ему было 8, и он должен был прочитать за лето серию книг. В тот конкретный момент он страдал при чтении "Денискиных рассказов" В. Драгунского. Ему было не смешно, не поучительно, и никак он ситуации в тексте не соотносил с собой.
А как соотнести, если ты не представляешь, что такое коммунальная квартира, дефицит некоторых товаров, и т.п.?
У моих детей контекстуальное восприятие надо ещё формировать и формировать! Так как тренд в чтении задаёт старший (а он больше энциклопедии любит), то контекстуальное восприятие художественных произведений - это отдельная задача для меня (а они порой такие перлы выдают...).
Относительно себя помню такое нарушение контекстуальное восприятия: долгое время недоумевала, почему книги Ж. Верна - это фантастика. Что в них фантастического? Спросила у папы, а он ответил: "Когда эти книги были написаны, не было ещё подводных лодок, аэростатов и прочего." Вот, у меня не было знания технологического уклада.
Размышление 3. Технологии формирования
Сформировать у ребёнка одним махом все три пункта определения совершенно не реально. Более того, и не нужно. Не всякий контекст доступен всякому возрасту. Мне думается, что нужно выстроить некоторую систему последовательного формирования элементов контекстуального восприятия, соотнесенную с возрастными особенностями. И сдаётся мне, что в советской методике преподавания эта система была создана. Потому что на уроках и чтения (в началке), и литературы (потом) всегда обсуждалась историческая эпоха и события (подпункты б) и в) первого пункта определения).
Способ формирования - обсуждение с ребёнком прочитанного. Для каждого возраста - свой круг и уровень обсуждаемых вопросов.
Кстати, в СССР учителям сильно помогало радио. В течение дня было 3 или 4 часовых литературных передачи, адресованные определённому возрасту. Как сейчас помню:
- в 10.10 для дошкольников, читали и обсуждали детские книги;
- в 14.00 - для взрослых, можно сказать, аудиокниги;
- в 16.10 - для школьников (в соответствии со школьной программой);
- в 17.10 опять аудиокниги, обсуждение по пятницам.
В выходные была "Радионяня", уникальная передача по русскому языку и литературе.
Так как у нас дома радио говорило целый день, то я фоном просвещалась.
Сейчас радио как образовательный информационный фон бедновато (я только 4 современных литературных радиопередачи, формирующие контекстуальное восприятие, знаю, из них всего 1 детская (подойдёт для младших школьников). И выходят в эфир они тоже не каждый день, и даже не каждую неделю. Система не формируется.
Ещё были детские журналы: "Мурзилка", "Пионер", "Костёр". Они были больше литературные, чем идеологические. И комментарии литературоведов там публиковались.
Однажды попалась интересная статья о возрасте главных героев некоторых классических произведений. Обсуждались "Горе от ума" и "Капитанская дочка". Акцентировался момент, что Гринёву в "КД" 15 лет, а Софье в "ГоУ" - 16. Эти произведения изучают в 9 классе. То есть, герои старше учеников всего на год-два. А условия, в которых они оказались? А какие решения должны принимать?
То есть знание элемента контекста (возраста героев) позволяет по-другому увидеть всё произведение.
Сейчас журналы больше развлекательного плана.
Поэтому воспитателям и учителям можно ждать помощи в решении проблемы контекстуального восприятия книг у детей только от родителей.
Как выяснить, что оно (а точнее, его возрастные элементы) сформировано? У старших школьников - сочинениями. А у малышей - сложно сказать. Может быть, выслушивая их рассказы?