«Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971): «…следователя Николая Сергеевича Мячикова (Юрий Никулин) хотят отправить на пенсию против его воли; на пенсию провожают и его друга - инженера Валентина Петровича Воробьева (Евгений Евстигнеев); чтобы остаться на службе он предлагает Мячикову самим организовать “преступление века”…».
Он потерял всё: работу и её смысл (он стал свидетелем торжества самого презираемого им человеческого типа, который выбросил на помойку все его многолетние усилия сделать хоть что-то значимое); семью (смерть жены); дом (он продал за копейки всю обстановку обустраиваемого им всю жизнь очага); свое здоровье (болезни-боль-немощь - реальность каждого его дня); остроту ума (нелепость его решений и поступков смешна лишь, если отказываться признать, что это первые признаки наступающей деменции)…
Его уже почти нет. Жизнь развеялась как дым - пара лет, пара месяцев, а, может, и дней - и всё - казенный гроб и могила.
«Старики-разбойники» - торжество колеса смерти, гимн тщете всего сущего, предельный ужас трагедии человеческого существования… комедийная же мишура - лишь мастерская маскировка пеиситанатоса Рязанова...
Да? Нет!
Катастрофа жизни героя Никулина погружает в ужас всех, кто любит его, но не его самого. Его смирение с ходом жизни, которое лишь бестолковым активничиванием его друга на несколько дней прерывается нелепыми поступками, - не порождение его немощи или надвигающегося маразма - но жизнь в мудрости...
Он тихо жил в молчании повседневности, терпении близкого конца. Но жизнь эта не столько жизнь в страдании (не так много там страдания) - сколько в недоумение, что вот оно все - кончается - странно…
жизнь эта - это еще и радость «малого» - восторг от соприкосновения с величием искусства, удовольствие приготовления простой пищи, удовлетворение честностью службы, тепло старой дружбы, чудо встречи с новым близким человеком.
Мгновения уходящей жизни - они равны - будь они за 350400 часов до её конца или за 84600 часов (за 40 лет или за 10) - все они уходят, всегда будет их мало, очень мало.
Человек умирает; вещи его, сразу или чуть погодя, выбрасывают; то, что он наработал, смывает глупостью или жадностью его сменщиков; в дом его заселяются чужие люди; друзья-семья его еще вспомнят, но лишь до того момента как и их вскоре закопают… был человек и нет человека… смыло как песочный домик волной.
А ведь глупый ребенок так радовался когда лепил его… ведь мы так переживали когда продвигались вверх по службе, когда спешили сдать работу, когда получали/покупали/строили свой дом, когда знакомились с ней/ с ним…
Герой Евстигнеева вроде как глуп безмерно. Глуп как большинство людей. Бежать, суетиться, верить, что сможешь перехитрить, утаить, пойти наперекор, вырваться из правил. И что? А все тоже. Сделаешь короткий штрафной круг и будешь все там же, где и был, потратив последние силы и свои, и близких.
Но друг не попрекнет - он мудрый. Да и сам ты, на самом деле, мудрый - просто, когда дело касается тебя, ты принимаешь этот последний ответ тебе от мироздания - ради же других сердце готово разорваться в бунте против всей вселенной…
Мудрость прожитого.
Мудрость понимания цены собственного достоинства - только сохранение цены самому себе на весах тех, кого ты любишь и кто любит тебя, - только это успокаивает сердце. Наперекор всему, наперекор всей вселенной - я есть, я не разменял себя на мелочь, я не продал себя.
Ценность и целостность себя - своего Я, своей души, своей совести. Если все это цело - с этим легко жить и с этим легче умереть.
Точка самости, мир собственных грез, интимность своего внутреннего - никоем образом не повторимого и никоим образом не отменимого - потому что оно вот оно уже есть - а не может такого быть, чтобы как-то сделалось так, что что-то бывшее вдруг стало не бывшим…
Сохранить честь - цену себя - целостность себя - достоинство - отбросить любое, что не есть ты - постараться выгнать/отгородиться от бесов, которые покушаются на сам смысл «иметь достоинство».
…Быть не от мира сего - быть дурачком - и тогда тлен этого мира не сможет коснуться тебя.
Ты ускользнешь от лап смерти. Что она может - если ты есть и есть не один - если ты в кругу близких душ - бесконечно сильных в своем самовластном самопожертвовании друг ради друга.
Щемящая теплота утешающей веры.
а.эс. (
кадры из фильма... )
Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Абсурд и Истина фильма и жизни...
//
«Монолог» (Илья Авербах, 1972)■ Человеческое сердце - всегда больное сердце…
//
«Нежность» (Эльёр Ишмухамедов, 1966)■ Восторг быть пришельцем…
//
«Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)■ Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?
//
«Золотой телёнок» (Михаил Швейцер, 1968)■ Лучший мир из возможных на Земле...
//
«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936) ■ Обман и Правда человеческого существования…
//
«Четыре ночи мечтателя» (Робер Брессон, 1971)■ О том, что дает силы жить…
//
«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016) .
Весь цикл «КиноКакПовод» на cайте
kinokakpovod.ru. Также тексты публикуются и обсуждаются на
странице Facebook'a, на
КиноПоиске и канале
Яндекс.Дзена - присоединяйтесь!