«Короткое замыкание» / «Short Circuit» (реж. Джон Бэдэм, 1986). КиноПоиск:7,7; IMDb:6,7.
Фильм крайне рекомендуется для семейного просмотра с детьми 9..12.. и далее лет. Для тех, кто хочет прочувствовать, как работает тест Тьюринга на настоящий Искусственный Интеллект (ИИ), почему он до сих пор актуален и почему его прохождение компьютерами для нас не будет определяющим - фильм «Короткое замыкание» («Short Circuit») режиссера Джона Бэдэма - то, что нужно.
В совсем упрощенном виде тест Тьюринга звучит так:
«человек разговаривает (или переписывается) с собеседником, и если он не может определить, что его собеседником является компьютер, то можно утверждать, что данный компьютер обладает полноценным искусственным интеллектом, говоря проще - он способен мыслить».
Тест Тьюринга был сформулирован в 1950 году. Фильм «Короткое замыкание» в 1986 году имитирует ситуацию его прохождения и проблемы, которые при этом возникают.
Кстати, сейчас в 2020 году лучшие компьютерные программы могут продержаться всего несколько минут, при том, что «обмануть» (весьма условно - с большим количеством оговорок) они могут меньше чем в 30% случаях.
В фильме робот «Номер 5» называют «ожившим» - более точно, конечно, было бы назвать его «сознающим» - он стал вести себя как обладатель «сознания» - он «осознал» себя и мир… и испугался своей конечности…
Это делает фильм не просто пособием по искусственному интеллекту, но и показывает, как много значит для получения статуса личности/ сознающего/ живого не просто мышление робота, а его выпадение из круга механических реакций на происходящее - его страх и любовь.
Именно страх за свою жизнь и любовь к другому существу (любовь, которая в том числе заставляет забыть свой страх за свою жизнь) - превращает «Номер 5» в полноценного «одного из нас» = «человека».
Дети, когда смотрят этот фильм, насколько хорошо считывают эти особенности «Номера 5», что их сопереживания ему (особенно в ключевой сцене) могут даже превосходить сопереживания многим героям-людям из других фильмов.
Мышление (любопытство) + переживание своей конечности (страх смерти) + сопереживание (любовь), показанные в исполнении обычного гусеничного жестяного аппарата, - превращают фильм в одно из лучших произведений для детей, через который они, отстранившись от антропоморфности, могут прочувствовать, что значит быть собственно человеком…
( + упаковка из экшена + задорный юмор, с крепким социальным подтекстом + непровисающая режиссура и актерская игра... так что этот фильм еще и очень легок для просмотра )
а.эс. (
кадры из фильма...)
Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Ответ на вечный вопрос: Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?…
//
«Тихоокеанский рубеж» (Гильермо дель Торо, 2013)■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь...
//
«Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)■ О чем мечтала Америка после высадки на Луну...
//
«Близкие контакты третьей степени» (Стивен Спилберг, 1977) ■ Восторг быть пришельцем…
//
«Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)■ Лучший мир из возможных на Земле...
//
«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)
.
Весь цикл «КиноКакПовод» на cайте
kinokakpovod.ru. Также тексты публикуются и обсуждаются на
странице Facebook'a, на
КиноПоиске и канале
Яндекс.Дзена - присоединяйтесь!