«...Все перепетии и катаклизмы нашей истории отразились на российском животноводстве.
[...расшифровка...]Первый удар по скоту нанесла Гражданская война. Поголовье сократилось на 20 млн. голов за 7 лет. Затем НЭП и полученная крестьянами земля легко помогают перекрыть дореволюционный уровень и довести его до 110 млн. голов в 1927 году, фактически сравняв численность животины с численностью народонаселения РСФСР.
Начавшаяся в конце 20-х годов коллективизация резко сокращает поголовье всего скота в два раза, со 110 до 52.5 млн., но сокращает поголовье не коллективизация, а сами крестьяне начинают усиленно забивать свой скот, чтобы не сводить своих буренок и овечек в обобществленные хоз-ва. Сказывается один из перегибов коллективизации. Недальновидность этого шага - забой скота - бьет по самим же крестьянам уже в 1933 году, когда неурожай зерновых 1932 года создает недостаток продовольствия и повышенную смертность от голода уже весной 1933 года. Тут бы эта скотина могла спасти много жизней, но крестьяне оказались сами себе злобными буратинами, увы.
После этого вновь начинается резкий рост поголовья, причем поголовье мелкого рогатого скота (овец и коз), а также свиней легко перекрывает дореволюционный уровень. Обращу внимание на овец, коз и свиней. Именно они являются индикатором частной инициативы селян (колхозников), которых они содержат на своих частных подворьях для собственного питания и для продажи мяса на городских рынках. Поголовье КРС увеличить не так просто в силу естественных причин (длительный рост и набор веса) и сложности содержания - нужно много времени уделять, что колхознику довольно сложно при полной занятости в колхозе.
Следующий удар по поголовью скота нанесла Великая Отечественная война 1941-45 гг. Поголовье сократилось в полтора раза с 91 млн. голов до 65.
После войны вновь идет интенсивный рост поголовья, особенно на частных подворьях. Поголовье КРС совершает рывок уже после смерти Сталина и непрерывно растет практически до самого конца советской власти. Сказывается усиленное внимание государства развитию именно этой отрасли. Внимание заключается в больших капвложениях в строительство капитальных ферм и откормочных комплексов. С этим же периодом совпадает начало массового импорта зерновых в СССР - интенсивное животноводство требует не только зеленых кормов, но и кормового зерна. Обратная сторона медали хрущевского периода заключается в удушении частной инициативы колхозников через повышение налогов. Колхозники отвечают массовым забоем овец, коз и свиней, число которых сокращается на 25 млн. голов за один год. Это очередной волюнтаризм Хрущева стоил ему поста.
В брежневский период правления наблюдается стабильный рост поголовья всех видов скота, которое к концу 70-х достигает своего исторического максимума в 160 млн. голов.
При болтуне Горбачеве наступает стагнация, которая при либералах превратится в катастрофическое уменьшение всего стада (со 150 млн. до 50) всех видов скота во всех видах хозяйств, независимо от форм собственности. Этот период я бы назвал Скотохолокостом и Скотомором 90-х. Результатом этого является нынешнее крайне плачевное состояние села, которые выглядит так, будто его бомбили в течении нескольких лет. Далее идет то, что я иронично назвал путинским подъемом поголовья овец, коз и свиней, а также курей. Крупный рогатый скот либеральным мантрам и заклинаниям не поддается и продолжает уменьшать свое поголовье.
Хочется сделать вывод из всего этого, что либеральный разор и разбой коснулся не только граждан России, но и всей прочей животины. Желающие убедиться в сходстве процессов могут посмотреть на Демографию РИ, РСФСР, России за сто лет (1913-2012 гг).
Данные для графика взяты из сборника "Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России - 2011 г".»