Размышления о раннем развитии (ч.3)

Nov 08, 2011 22:06

Сцена вторая. Разумное опровержение.
В предыдущей сцене было приведено множество причин и возражений, выступающих против раннего развития. В данном отрывке мы хотим опровергнуть эти ложные представления, расставив все по местам.
1. Ранние знания перегружают мозг ребенка. Слава Богу, природа не просто так создала всех живых существ. Каждого из нас она наградила рядом защитных механизмов, помогающих нам приспособиться к среде обитания и выжить в ней. Ребенок, особенно ребенок до года - чисто рефлекторное существо. У него нет пока привычек и предпочтений. Он не станет кривить душой ради того, чтобы угодить вам. Если ему что-то не нравится, он сразу даст вам об этом знать. Его невозможно перегрузить знаниями. Его можно перегрузить только эмоциями и впечатлениями. Почему психологи не советуют проводить активные игры с ребенком перед сном? Да просто процесс возбуждения запускается у ребенка гораздо быстрее и легче, чем процесс торможения, а потому «разбесившийся» ребенок еще долго не сможет успокоится. Если малышу в это время уже пора спать, то он не сможет просто закрыть глазки и, отвернувшись к стенке, мирно засопеть. Он будет истерить: плакать и кричать, но успокоиться сам уже не сможет. Однако, если вы начнете чему-то ребенка учить, вы заметите, что уже через несколько минут после начала обучения, не смотря на безграничный интерес ребенка к предложенному вами занятию, он переключится на что-то другое: отвернется, уползет, начнет рассматривать свой животик… Да мало ли еще уловок в его запасе?! Вы при всем желании не сможете заставить ребенка учить что-то без его на это согласия.
2. Нас не учили, значит и мы не будем. Эта причина встречается довольно часто. А ведь и правда, всего 20-30 лет назад никто и не задумывался над тем, как правильно показать карточки, или сколько раз в день включать диск с классической музыкой. Но, положа руку на сердце, скажите, неужели ваши родители, бабушки и дедушки совсем не занимались с вами и не уделяли вам внимания? Просто они, не зная про методики раннего развития, интуитивно вели нас по тропинке знаний. Они учили нас, не подозревая о том, что кубики с буквами лягут в основу методики Зайцева, а чтение вывесок на улице - в основу чтения целыми словами Домана-Маниченко. Да, стандарты в то время были другие. Никто не требовал от ребенка, поступающего в первый класс прочитать со скоростью звука и досчитать от миллиона в обратном порядке. Тем не менее, были дети, которые приходили в школу с определенными знаниями. И никто не ругал их родителей за то, что они перегрузили своего ребенка, научив его читать и считать раньше, чем было указано в советской системе образования.
3. Ребенку будет скучно в школе. Очень тесно связана данная фраза с предыдущим аргументом. Я еще могу понять, когда такое пишут учителя начальных классов, которым не очень хочется напрягаться и увлекать знаниями отдельно взятого ребенка. Но от родителей подобное заявление слышать больно. Я научилась читать в 4 года. При поступлении в первый класс считала до ста. Это покажется странным, но мне не было скучно ни в первом, ни в последующих классах. Но во мне ли дело? В моих знаниях? Я считаю, что дело в учителе. Но может мне просто повезло? Отнюдь. Перейдя во втором классе в другую школу, интереса к обучению я не потеряла. Опять повезло с педагогом? Я думаю, все очень просто! Просто мама выбирала для меня именно то, что считала нужным и полезным мне. Ведь в каждой из посещаемых мною школ был не один первый или второй класс, и я могла оказаться в любом из них. Так, может быть, проблема ранне- развитых детей не в обширных знаниях, превзошедших границы школьной программы, а в учителях, не желающих поддерживать огонь интереса к обучению (да, да, именно поддерживать, так как разжигают его родители, занимающиеся с ребенком с рождения) или родителях, не желающих напрягаться выбором достойного своего ребенка педагога?!
4. Гены или яблоко от яблони…Интересно то, что люди, являющиеся противниками раннего развития, зачастую сами себе противоречат. Сначала они утверждают, что с ними не занимались, а потом говорят: «Ну раз уж я такая простая, то откуда в моей семье взяться гению?». А вы не задавались вопросом, как сложилась бы ваша интеллектуальная жизнь, если бы с вами занимались? Ученые выяснили, что среднестатистический человек использует всего лишь 10% объема своего мозга. Так может быть, помочь ребенку использовать больше? Ведь в вас не заложено генами использовать именно такое количество процентов мозга. Просто вам не создали условий для развития остальных 90%.
5. Всему свое время. Положено читать в 7, значит к школе научу. Достаточно привести пару примеров из научной жизни, чтобы аппелировать к данному утверждению. Вспомним историю детей-маугли. В каком-то там лесу какого-то там континента ученые нашли мальчика, жившего среди животных. И все бы ничего, да вот только мальчику уже чуть больше семи лет. Пытались научить его говорить - бесполезно, пытались обучить обиходу и манерам - такая же петрушка. А почему? Плохо старались? Так нет, много усилий прикладывали, ночами не спали, наблюдали, исследовали…Ответ-то прост: уже ПОЗДНО!!! Нейронные связи, за которые так переживают многие родители, уже сформировались, основные навыки освоены. Некому было в лесу спеть мальчику колыбельную, почитать стишок или показать карточку со словами. Вот и не освоил бедный мальчуган предшкольную программу: ни говорить, ни читать, ни писать не может. И никто теперь уже не научит. Поздно.
Теперь не такой грустный пример. Вспомните, легко ли вам давались в школе иностранные языки? Возможно, да. Но тогда советую поискать причины в своем детстве. Например, меня мама водила в кружок английского, когда я еще в садик ходила. Так что я освоила его без проблем. Но большинству детей приходится несладко при изучении этой непонятной «тарабарщины». Ну не лезут им в голову все эти непонятные слова и интонации. А теперь давайте вспомним детей в билингво-семьях, ну или хотя бы живущих за границей русских деток. Почему у них голова не лопается от изучения иностранного (по сути) языка с раннего возраста? Есть у меня знакомые, уехавшие в Германию. Там у них родилось трое детей. В семье говорят только на русском, в садике - на немецком. Их старшему сыну уже 6,5 лет. Странно, но его мозг до сих пор в порядке, несмотря на то, что он говорит и читает на двух языках абсолютно без акцента. Средняя дочь (почти 5 лет) не отстает от него в этом плане. Младшая (меньше года), правда, пока молчит как партизан. Они что, другие? У них другие гены? Мама их еле тройку по английскому вытягивала, да и в принципе знаниями особо не блистала в школе. Папа тоже не академик.
  1. Я потратила на занятия кучу времени, а ребенок ничем не отличается от своих сверстников. Так стоило ли? Простите, а чего вы ждали? Чем таким ребенок должен отличаться? Хвост у него вырастет от раннего развития что ли? Или вам представлялась такая картина: все детки роют тоннели в песочнице, а ваше чадо стоит в отдалении и синтезирует лекарство против рака? Никто не говорит о том, что ребенок, воспитанный в среде раннего развития, будет сильно отличаться от остальных детей своего возраста. Просто он будет чуть любознательнее, предприимчивее, настойчивее. Ему не надо будет зубрить до посинения и двенадцати часов ночи. Ему все будет даваться легко. Ведь получение знаний - его стихия! А может быть, для того чтобы ребенок не отличался от остальных не нужно занижать уровень его знаний и развития? Может быть, стоить повысить уровень остальных? Как-то так сложилось, что в моем окружении все мамы заинтересованы в раннем развитии. При этом я не выискивала их специально для того, чтобы моему ребенку было с кем поговорить и поиграть. Нет, это мои давнишние знакомые: со школы, с работы. Есть, правда, одна девочка с роддома, так что да, можете меня обвинить в том, что я приняла в круг общения с ребенком только избранных.
  2. Вместо того чтобы совать ребенку карточки, я так покажу. Хорошо, ради Бога, показывайте, никто ж не против. Покажите ребенку летом хурму, а зимой попробуйте продемонстрировать ему малину или вишню. Ежевику не забудьте с полочки достать. Ах, не сезон? Ну пусть тогда ждет до соответствующего сезона. Придет лето/зима, тогда и покажем. А давайте выйдем во двор и посмотрим на лошадь, корову, свинью…как нет таких животных в вашем дворе? Не может быть! В городском дворе нет домашних животных средней полосы России…ай-я-яй! Придется ходить в зоопарк, и как можно чаще, чтобы досконально изучить всех зверюшек. А жираф? А зебра? В вашем зоопарке их нет? Ну что ж, подрастет малыш, отвезем его на сафари. В лото и домино тоже играть не будем. И не показывайте картинки в книжках! Это карточки. А карточки - зло! И ни в коем случае не перегружайте ребенка изучением цветов и оттенков! Есть семь цветов радуги, которых вполне достаточно для изучения окружающего мира. Какие листья на ваших деревьях осенью появляются? Охристые, багряные, золотистые, соломенные…? Неправда! Они светло- и темно- желтые, коричневые и оранжевые! Облака серые, а лужи грязные! Вот и вся наука!


Статья о развитии ребенка, 1-2 года

Previous post Next post
Up