В связи с постоянными "взлетами и падениями" ЖЖ, о которых писалось в прошлом сообщении, я не смог сразу ознакомиться с полемикой блогеров вокруг
материала в "Русском репортере".
В итоге, о выходе материала, не будучи постоянным читателем "Русрепа"я узнал не из ЖЖ, как обычно, а из рекламы по радио. Поскольку высказано на эту тему было очень много, я ничего нового, наверное, сообщить не смогу. Скажу только, что при чтении статьи
smitrich я периодически испытывал странное чувство. Оно подсказывало, что многие размышления автора я раньше уже где-то слышал, а не некоторые вопросы уже были даны ответы. Подумав, еще немного, я полез на сайт Патриархия Ру. И вот какой получился диалог. Диалог журналиста с Предстоятелем.
smitrich: И вот чем больше я слушаю «злых» студентов, тем больше не понимаю, зачем их добрые оппоненты заставляют Бога тягать неподъемные камни. Они же тысячу раз слышали, что «невольник - не богомольник». Им же объясняли в семинариях, что Бог наделил человека свободной волей, без которой нет добродетели. Они прекрасно понимают, что христианство, в отличие от коммунизма, можно растить только в себе самом. И возникает ощущение какой-то жуткой духовной небезопасности оттого, что все эти люди из епархии и областной администрации, сами уверовав в Бога абсолютно естественным путем, теперь почему-то изо всех сил стараются воцерковить окружающих путем неестественным.
ПК: Проблема заключается в том, что в нашей стране есть православные люди - их абсолютное большинство, но есть и люди нерелигиозные, а есть и те, кто принадлежит к другим религиям - исламу, буддизму, иудаизму. Поскольку в области духовной жизни не может быть диктата: невольник - не богомольник, то мы не хотели наступить на те же грабли, на которые наступали в царской России, когда все должны были изучать Закон Божий или все должны были исповедоваться.
Представьте себе государственное учреждение - к примеру, вашу администрацию. И вот Великим постом каждый, начиная от губернатора и кончая швейцаром, должен прийти в храм, исповедаться и расписаться в том, что он поисповедовался. А в царской России, если не было такой росписи, то вышестоящее начальство могло и пожурить, и наказать. Даже Владимир Ильич Ленин расписывался по поводу исповеди - ну и к чему это привело? К тому, что у людей возникало чувство протеста. Неверующие люди должны были венчаться: тот же самый Ленин венчался; а иначе и брак не зарегистрируешь. Это вызывало внутреннюю злобу, и мы, пройдя этим сложным путем, сейчас ясно понимаем, что все должно быть добровольно.
smitrich: С момента интронизации патриарха Кирилла основной тезис его выступлений - Русская православная церковь прошла этап строительства и восстановления, теперь наступает период всеобщего воцерковления, второго Крещения Руси. Звучит красиво. Вот только реальность эти ожидания жестоко обламывает: с каждым годом у патриархии все меньше взаимопонимания не только с обществом, но даже с собственным духовенством.
ПК: Особое внимание следует обратить на поддержание живой связи архиереев с клиром и мирянами. Когда эта связь теряется, приходят лжепастыри и псевдостарцы, узурпирующие место истинных служителей Божия слова. Прискорбно видеть, как порой правящего архиерея окружает узкий избранный круг клириков, а иногда и мирян, стремящихся изолировать архипастыря от широкого общения с духовенством. Иногда клирики за редкими исключениями вообще не имеют возможности встретиться с правящим архиереем: вместо него их принимает епархиальный секретарь. Приведу другой пример. На мое имя поступают письма людей, которым не ответили на их обращения в епархиальные управления или к благочинному, не приняли или приняли так, что им не хочется более общаться с епархиальными властями. В таких случаях я поручаю своим помощникам изучить дело, направить запрос или позвонить в епархию и, как правило, обнаруживается, что вопрос мог быть легко решен простым письмом, внимательным и вежливым телефонным разговором или встречей с представителем епархии.
smitrich: В одном ряду с бумажным цунами - новый приходской устав, который свел к минимуму роль самой общины; введение при каждом храме штатных должностей социального работника, миссионера и катехизатора; а также пересмотр финансовых взаимоотношений в пользу патриархии, что уже спровоцировало бегство капитала из церковного оборота во всевозможные благотворительные фонды доверенных лиц. Одни называют эту реформу «путинизацией» церкви, другие считают, что патриарх выстраивает систему по католическому образцу. Но в чем сошлись большинство наших собеседников, так это в том, что потерь от такой «перестройки» будет больше, чем приобретений.
ПК: Трудности, ставшие очевидными в процессе реализации нашего решения, особенно в том, что касается сельских приходов, приводят нас к выводу о необходимости на первом этапе обратить внимание на введение упомянутых штатных должностей, в первую очередь, в крупных приходах, особенно в городских, и в благочиниях. Подчеркну: лица, занимающие упомянутые выше должности, должны обязательно находиться на ставке, которая позволяла бы им полностью посвятить себя возложенному на них служению. Для подготовки соответствующих кадров профильными Синодальными отделами организуются специальные курсы. Кроме того, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете создано отделение молодежной и социальной работы, куда епархии могут направлять своих представителей для получения полного высшего образования по соответствующим специальностям.
ПК: Церковь тяжело пережила это потрясение, и поэтому, когда времена изменились, возник вопрос о новом приходском уставе. Но сразу выйти на канонический уровень - когда в соответствии с канонами ответственность за приход несет, через настоятеля, правящий архиерей, - было невозможно, потому что резкие повороты всегда сложны, а в то время еще и отношения Церкви и государства не вышли на достаточный уровень. И окончательно все точки над i мы по милости Божией поставили только в этом году.
Поэтому те, кто выступает против нового устава, называя его недемократичным, не знают, о чем говорят, не знают, что они отдают дань тем самым гонителям, которые, используя тогдашнюю схему, разрушали Церковь. С другой стороны, следует понимать, что вне зависимости от того, какая политическая система существует в государстве, Церковь основывает свою деятельность не на господствующих в обществе политических моделях, а на своем собственном каноническом предании, которое идет от святых апостолов. Всякая попытка это предание откорректировать, подогнать под современные политкорректные модели всегда оборачивается бедой для Церкви.
UPD: В продолжение диалога- сегодняшняя фраза Патриарха Кирилла:
Речь идет, конечно, о создании достаточно эффективного механизма управления. Но в Церкви все подчинено одной цели - цели спасения людей, и мы должны совершенно ясно понимать, что создание управленческих структур направлено не на то, чтобы просто повысить уровень, как теперь говорят, менеджмента, а на то, чтобы сделать более эффективной миссию Церкви в современном мире. Я хотел бы подчеркнуть это сотериологическое измерение всего того, что мы делаем. Некоторым сторонним наблюдателям не видно этого смысла, потому что им не дано вообще видеть смысл того, что есть Церковь и какова ее задача. Но для людей церковных очень важно никогда не терять из виду, из своей жизненной перспективы самый главный и, пожалуй, единственный приоритет, который перед Церковью стоит и который Церковь определяет, - это нести свидетельство о спасении людям.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1452286.html