Так получилось, что после некоторого перерыва решил я прочесть дорогую френдленту. А там...
В общем, Вы поняли: история игумена Х., которого все кинули. Все, кроме верных его читателей в ЖЖ.
В общем, я решил тоже не молчать и высказать свое мнение по данному вопросу.
В реальной жизни я никогда не видел игумена Харитона и никогда не был в Костроме. Но я внимательно читал записки пользователя
bytopisatel. Это были остроумные записи не лишенного писательского таланта человека, публикуемые исключительно в "подзамочном" режиме. Более того, когда мы стали в Бытописателем взаимными друзьями, он уже вступил в фазу своего противостояния с судебными инстанциями, писал редко. Разве что привычно "исправлял" орфографические ошибки на сайте Патриархия Ру.
Несколько раньше (сейчас эти записи недоступны) Бытописатель позволял себе нелестно отзываться о многих людях. Отчего-то не любил руководителя пресс-службы Патриарха, ругал иногда своего собственного архиерея, именовал в каментах раскольника Лурье "владыченькой". В общем, демократично высказывал свою позицию по ряду вопросов, хоть и под замком.
Интересно, что при этом о. Бытописатель спокойно числился, как сейчас пишут, "правой рукой владыки", за что, якобы, и пострадал, получив от костромского правосудия срок за какие-то нехорошие действия, которых, опять же, как считают многие, не совершал.
Также говорили (не помню кто именно, но кто-то из френдов), что столь независимая позиция Бытописателя объясняется его связями в ФСБ, и что, якобы, он даже учился в каком-то кэгэбэшном заведении, но не доучился, а связи остались.
А сегодня я узнал, что, оказывается,
bytopisatel - это игумен Харитон, лишенный сана и названный РИА Новости "игуменом Х".
Внимательно прочел я и
заявление игумена Харитона, размещенное в его журнале.
Итак, автор пишет, что после появления слухов о решении епархиального суда "не совершал никаких священнодействий". Слухи появились в сентябре 2010 года. Сейчас на календаре конец марта. Мне трудно представить, что человек, отдавший много лет священническому служению, настолько равнодушен к Евхаристии, что более полугода не принимает участия в службе. И в этом ключе не менее странно, что теперь Бытописатель-Харитон возмущается тем, что с него сняли священный сан, которым он и так не пользуется.
Кострома, насколько мне известно, не очень большой город, гораздо меньше Санкт-Петербурга. Прочитав сегодня множество возмущенных отзывов о судьбе Бытописателя, я нашел в телефонной книжке пару костромских телефонов и позвонил своим дальним знакомым, задав им вопрос об игумене Харитоне.
Первый источник (священник) подтвердил, что имел место епархиальный суд, который постановил лишить игумена Харитона сана. Соответствующие бумаги были направлены в Патриархию то ли в сентябре, то ли в октябре прошлого года. Что именно ставилось в вину рекомому клирику, мой источник не сказал. Да и в суде том он не участвовал, знает со слов сослуживцев.
Второй источник (из мирянской среды) был менее дипломатичен. Мой собеседник сообщил, что "таких священников надо гнать поганой метлой", что "владыка Александр слишком многое им позволял"... из трубки доносились обвинения, достойные пары томов судебного дела. Не буду приводить неприятных подробностей.
Послушав костромских товарищей, я опять полез в ЖЖ. Здесь все иначе: народ активно защищает человека, которого многие, как и я, в глаза не видели.
Под эту лавочку досталось и официальным церковным спикерам - игумену Савве и Владимиру Легойде. А за что? За то, что подтвердили информацию Костромской епархии о лишении сана. Их спросили - они ответили. Было бы странно услышать от них информацию, не соответствующую действительности. Если у Бытописателя-Харитона есть вопросы к епархии, если он считает, что его осудили несправедливо - то и обращаться следует не в ЖЖ, а в саму епархию, где наверняка знают гораздо больше. Единственное, что может сделать "Живой Журнал" - так это слепить мученика из кого угодно. Или грешника. В зависимости от обстоятельств.
Кстати в комментарии игумена Саввы был важный момент о том, что снятие сана не связано с уголовным делом против "игумена Х". Эту же информацию подтвердил мой костромской собеседник.
В заключение, безотносительно слушаемого дела, хочу высказать свою позицию о присутствии в церковной среде всякого рода педофилов и гомосексуалистов. В отличие от католиков, которые здорово погорели на том, что покрывали грехи облаченных в сутану любителей мальчиков, Церковь в подобных случая должна действовать по принципу "Они вышли от нас, но не были нашими" (1 Ин. 2, 19). Не боясь потерять лицо, Церковь способна открыто говорить об этих случаях, сотрудничать со следствием и бороться за чистоту нравов внутри духовенства не только словом, но и делом. Пара судебных процессов, всеобщее осуждение "голубизны" - и дышать станет легче. Победим эту беду - можно будет взяться за решение проблемы пьянства и другие пороки нашего времени, осужденные Священным Писанием.