Саратовская ГЭС

Dec 10, 2010 00:35

Саратовская ГЭС расположена на реке Волге, у города Балаково. Она является седьмой ступенью Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций, находясь между Жигулевской ГЭС (355 км) и Волжской ГЭС (548 км). При строительстве этой гидроэлектростанции (1950-1971 годы) инженерами и архитекторами отрабатывались последние достижения технической мысли и применялись новейшие технологии строительства. Впервые в советском гидростроительстве использовался сборный железобетон - блоки по 200 тонн весом каждый, и мощные козловые краны для их установки. Для ГЭС были сконструированы крупнейшие в мире поворотно-лопастные турбины, специально спроектированы особые низконапорные гидрогенераторы, а также уникальные горизонтально-капсульные гидроагрегаты.


1. Начало строительства: В 1953 году московский институт «Гидропроект» начал проектно-изыскательские работы, в результате которых было определено возможное расположение гидроузла в районе города Балаково. Постановлением Совета Министров СССР в 1956 году было разрешено строительство Саратовского гидроузла. Для организации управления строительством было сформировано строительно-монтажное управление (СМУ) «СаратовГЭСстрой», входящее в состав «КуйбышевГЭСстроя».
Первый вариант проекта гидростанции предусматривал перекрыть земляной плотину правую притоку Волги и часть острова Пустынный, а левую протоку перегородить бетонной водосливной плотиной и сооружениями ГЭС. Однако, инженеры «СаратовГЭСстроя» предложили перенести створ плотины и сооружений выше острова Пустынный. Такое изменение сохраняло естественные особенности русла Волги ниже гидроузла. Кроме того, при подобном варианте строителям уже не нужно было бы работать в русле реки, так как котлован располагался на берегу.
В 1957 году были построены и поставлены под напряжение ЛЭП-220 «КуГЭС-Балаково» и подстанция в Балаково, обеспечившие строительство электроэнергией
К концу 1950-х годов на всесоюзную стройку в Балаково со все страны съехалось более 20 000 человек.


2. Земляные работы: Земляные работы по выемке котлована под бетонные сооружения гидроузла и отсыпке основной перемычки котлована начались в августе 1957 года. Примерно к ноябрю этого же года перемычка была закончена. С 1 января по 30 апреля 1959 года производилась откачка воды из котлована. В 14:55 14 октября 1967 года в верховой перемычке прозвучал символический взрыв (после которого бульдозеры срезали последние метры верховой перемычки), возвестивший о начале затопления котлована. Река небольшим потоком поспешила вперед по специально проложенному для нее каналу. Спустя несколько минут сплошной вал воды уже бушевал на пороге бывшей перемычки, на глазах многотысячной толпы зрителей затопляя котлован строительства. В образовавшиеся в перемычке прораны вошли земснаряды, которые помогли реке обрести новое, проложенное руками человека, русло.


3. Перекрытие Волги: Стеснение русла волги производилось в 3 этапа:
На 1-ом этапе перемычками котлована станционного узла и защитными каменными пирсами русло реки стеснили на 40%.
На 2-ом этапе русло реки стеснили каменным банкетом после прохождения весеннего паводка 1967 года до образования прорана шириной 195 метров.
На 3-ем этапе необходимо было перекрыть проран. Строители тщательно приготовились к этому ответственному мероприятию. На правом и левом берегах были заготовлены бетонные тетраэдры. В 16:00 1 ноября 1967 года десятки самосвалов с наплавного моста, установленного в проране, один за одним начали сбрасывать в реку горную массу и бетонные тетраэдры. Спустя 12 с половиной часов перекрытие Волги состоялось.


4. Балаковские шлюзы: Строительство Саратовской ГЭС должно было сохранить и судоходство на этом участке Волги. Для этого в черте города Балаково, на значительном удалении от остальных сооружений гидроузла, был построен двухниточный шлюз с верхним и нижним подходными каналами с габаритами, принятыми для всех гидроузлов на реке Волга. 25 апреля 1968 года через балаковские шлюзы открылась первая навигация - через шлюзовую камеру прошел дизель-электроход «Ленин».


5. Бетонные работы: Впервые в СССР бетонные работы в гидростроительстве выполнялись с применением крупных сборных железобетонных блоков весом до 190 тонн. Из блоков были возведены бычки, стены, перекрытия, автодорожный мост. Новый метод строительства оправдал себя - гидроэлектростанция дала электричество на 1 год раньше срока.


6.


7. Фундаментная же часть Саратовской ГЭС выполнена из монолитного железобетона. Укладка основного бетона в плотину ГЭС была начата в декабре 1962 года.


8. Монтаж гидроагрегатов: 20 марта 1967 года коллектив «СаратовГЭСстроя» принял решение пустить в конце года 4 гидроагрегата вместо 2 по плану и вызвал на слабо социалистическое соревнование строителей Красноярской ГЭС. Вскоре из города Дивногорска была получена телеграмма: «Коллектив строителей Красноярской ГЭС принимает вызов на соревнование строителей Саратовской ГЭС. В честь 50-летия Великого Октября обязуемся пустить к 7 ноября 2 гидроагрегата».


9. В здании Саратовской ГЭС были установлены уникальные по своим размерам вертикальные и горизонтальные гидроагрегаты. Впервые в СССР был разработан оригинальный гидрогенератор для низконапорной ГЭС, где разница уровней между нижним и верхним бьефом составляет всего 12 метров. Это определило особенность гидроагрегатов Саратовской ГЭС: тихоходность и большие габариты.


10. Начало эксплуатации: 2 января 1968 года Саратовская ГЭС была включена в единую энергосистему страны. После 72 часов работы под нагрузкой ее энергоблоки были приняты Госкомиссией в эксплуатацию. К тому времени они успели выработать 14 000 000 кВт-часов. За первый год работы Саратовская ГЭС выработала более 2 000 000 000 кВт-часов и высвободила для страны 1 600 000 тонн условного топлива.
18 мая 1970 года за большие заслуги комсомольцев и молодежи при строительстве гидроэлектростанции Саратовской ГЭС было присвоено звание «Саратовская ГЭС имени Ленинского комсомола», а 26 ноября 1971 года Госкомиссия подписала акт о приемке ГЭС в промышленную эксплуатацию. Гидросиловое оборудование, сборный железобетон и отделка станции получили отличную оценку комиссии.
А к 1976 году Саратовская ГЭС окупила затраты на свое строительство.


11. На сегодняшний день Саратовская ГЭС - это гидроэлектростанция с установленной мощностью 1 360 МВт. Её здание вместе с береговыми монтажными площадками имеет длину более километра. В надводной части здания ГЭС расположен пониженный машинный зал с крышей из разбирающихся железобетонных конструкций. Со стороны нижнего бьефа через здание проходят автодорожный и железнодорожный мосты, размещенные в 2 яруса друг над другом.


12. Сердце Саратовской ГЭС - это 24 гидроагрегата:
• 21 вертикальная машина с поворотно-лопастными турбинами (диаметр рабочего колеса - 10,3 метра) мощностью по 60 МВт каждая;
• 2 опытных горизонтальных машины (диаметр рабочего колеса - 7,5 метра) капсульного типа мощностью по 45 МВт
• 1 небольшой гидроагрегат рыбоподъемника мощностью всего 9 МВт.
Машинный зал Саратовской ГЭС за его лаконичную красоту и оригинальность называют "седьмой жемчужиной Волги".


13. Он является самым протяженным среди машинных залов российских гидростанций. Чтобы перемещаться по нему работники используют велосипеды.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20. Модель поперечного среза Саратовской ГЭС из музея


21. Да, это действительно слон, какие тут шутки.


22. Кроме велосипедов, для передвижения по огромной территории гидроузла используются электрокары и старенькие грузовые мотороллеры.


23.


24.


25.


26. Козловые краны Саратовской ГЭС являются еще одним уникальным техническим сооружением. Их грузоподъемность 2х200 и 2х180 и они были изготовлены специально для Саратовской ГЭС. Краны выполняют целый ряд различных подъемно-транспортных операций, связанных с монтажом и эксплуатацией оборудования. Два крана 2х200 обслуживают щитовое отделение нижнего бьефа. Обозначение 2х200 значит, что 2 грузовые лебедки в совместной работе могут маневрировать грузом до 400 тонн. Основное назначение данных кранов - маневрирование затворами холостых водосбросов в период весенних паводков.
Самые же большие и высокие краны Саратовской ГЭС - это 2 козловых крана грузоподъемностью 2х180. Они расположены над зданием ГЭС, а их шатры (кузова для защиты механизмов кранов от атмосферных явлений), украшенные надписью «Саратовская ГЭС», являются визитной карточкой и станции и города.


27. Высота каждого такого крана от головки рельса до шатра составляет 34 метра. Каждый кран опирается на 24 ходовых колеса и его общий вес составляет более 1100 тонн. Кран ходит по рельсовым путям, которые уложены по стенам машинного зала. В процессе ремонта части гидроагрегата поднимаются из шахты через разобранную крышу над шахтой и переносятся на монтажную площадку. Технические характеристики крана позволяют производить операции по подъему и перемещению оборудования ГЭС, имеющего огромный вес (например, рабочее колесо турбины весит 267 тонн, статор генератора - 270 тонн, блочный трансформатор - около 300 тонн, ротор - 485 тонн - его перемещение производится двумя спаренными кранами при помощи траверсы).


28.


29.


Текст - открытые источники: http://www.rushydro.ru, http://ru.wikipedia.org, музей Саратовской ГЭС.
Авторство всех фотографий принадлежит автору (мне), кроме архивных (музей Саратовской ГЭС), а также если не указано иное. Фотографии являются объектом авторского права в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Данная статья и фотографии предназначены для публикации только в данном Живом Журнале по адресу http://4044415.livejournal.com.
Публикация статьи и/или фотографий на других Интернет-ресурсах автором (мной) не осуществляется.

А что ещё есть в этом журнале?


ГЭС

Previous post Next post
Up