«Не читайте до обеда…»

Nov 20, 2015 00:02

Прошедшему вчера, 19 ноября, Дню философии посвящается.

«Не читайте до обеда…»
Думаю, каждый может продолжить фразу профессора Ф.Ф.Преображенского из «Собачьего сердца» М.А.Булгакова, несмотря на ее кажущуюся архаичность. Но, хоть и нет сегодня «советских газет», все равно, не читайте до обеда.
В воскресенье утром, забыв об этом мудром совете, решил почитать «Озерский вестник» (№40 от 30.10.2015). На шестой странице в статье «О чем умолчат родители» увидел следующий абзац: «ФСБ формирует списки литературы, которая не должна быть в публичном доступе. Запрещены даже некоторые книги такого философа, как Ницше». Как бы сказали молодые граждане, защищенные ЕГЭ и государством от всяческих вредных идей и мыслей: «Полный абзац!»
Однако холодок по моей спине пробежал. Ведь в доме - дети, а на книжной полке: тринадцать томов полного собрания сочинений Ф.Ницше (издание Института философии РАН, с 2008 г.), «черный» двухтомник издательства «Мысль» (1990 г.), пара дореволюционных репринтов… И все это - в открытом доступе!
Естественно, бросился в Интернет, чтобы узнать, какие из этих книг мне пора сдать компетентным органам или устроить верноподданническое аутодафе на садовом участке. Первое, что меня несколько успокоило, это то, что ФСБ пока еще не занимается составлением списков запрещенной литературы. По Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» обязанность составления «списка экстремистских материалов» возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Впрочем, не все ли равно, какой орган власти запрещает философские книги? И не только книги - в размещенном на сайте Минюста списке длиной в 3136 позиций чего только нет: и рисунки, и песни, и целые сайты. А вот книг Ф.Ницше в этом списке нет! Так что можете спокойно читать работы немецкого философа и без опаски давать их детям. Где-то слышал, что «Так говорит Заратустра» - это чтение для подростков. Возможно, это так, хотя я смог прочитать эту книгу только в 19 лет еще в дореволюционном издании из только что открытого спецхрана библиотеки УПИ. То есть в течение более чем семидесяти лет книги Ф.Ницше хранились в студенческой библиотеке, и никому не приходило в голову обвинять библиотекарей в экстремизме, и никто не писал на них доносов. Современная Россия отличается от СССР, но, похоже, не всегда в лучшую сторону.
И тут я подумал: «Может, это и правильно, что снова запрещают книги?» Такой вопрос возник, когда я дочитал статью до конца, вот до этих строк: «А в зале уже выстроилась очередь из школьников, как один требующих экземпляр Стругацкий «Первый после Бога». Что ж, приятно, что такие книги появляются в школьной программе».
В моем детстве в школьной программе Стругацких не было, да и найти их книги было очень трудно. Тем не менее, люди моего поколения помнят, что роман братьев А. и Б. Стругацкий называется «Трудно быть богом». Все, что запрещено, всегда привлекает больше внимание, и отношение к нему более трепетное. Настолько, что и сегодня опознаем людей своего круга по цитате: «Умные нам не надобны. Надобны верные».
Кстати о верных и умных… В то же воскресенье появился еще один повод в пользу запрета читать и думать. На сайте 31TV увидел вроде бы оптимистичную новость: «Малоимущих накормят по-сенаторски. Кормить население планируется в сети социальных столовых, которые должны быть организованы по всей стране. По прогнозам, постоянными клиентами общепита для малоимущих станут почти 35 миллионов человек. Это граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума…»
Ура, товарищи! Жертвы ЕГЭ прочитают первую строчку и с чувством глубокого удовлетворения переключатся на спортивный канал. Те же, кто с детства испорчен хорошими книгами, задумается: «35 миллионов малоимущих? В стране, где постоянно проживает 146 267 288 человек (на 01.01.2015)? Почти 24 процента или каждый четвертый россиянин?»
Тот же сайт сообщает, что в Челябинской области прожиточный минимум составляет 9349 рублей. Получается, что доцент ВУЗа, имеющий малолетнего ребенка, уже подпадает в категорию малоимущих… Согласитесь, все это и звучащие одновременно слова про «возрождение, вставание с колен, возвращение геополитического статуса сверхдержавы» как-то не укладывается в голове, давно привыкшей думать над прочитанным.
А вот незачем было читать до обеда!


смех сквозь слезы, СМИ

Previous post Next post
Up