Мои заповеди в общении с ребенком

Jun 29, 2013 01:35

Десять пока не наскреблось. Может, мало родительского опыта, а может эти слишком обобщенные...
Конечно, как большинство людей, эти заповеди я иногда нарушаю, раскаиваюсь, нарушаю снова... Но это своего рода моя святыня, то, что особенно важно и вызывает внутренний отклик - возможно, во многом, на основе собственного детства и собственных травм, некоторые из которых пережиты и помогли повзрослеть, некоторые еще в очереди на оплакивание)))

1. Не убей. Ну это типа дань первоисточнику:)

2. Не манипулируй. По сути манипуляцией обкрадываешь самого себя, лишая истинного общения с дорогим человеком. Туда же - не обмани, ну а если обобщить - уважай. Есть такая неосознанная социальная установка - уважать согласно социальному статусу (старших, пожилых, учителей, родителей и тд). Наверное, это что-то из царства бихевиоризма, из того времени, когда поведение было в центре воспитательного процесса, а не понимание внутренних мотивов. Вот эта установка, как мне кажется, толкает многих представителей старшего поколения к манипуляциям и обманам в отношениях с детьми. Вася, значит, не хочет есть кашу? Да что бы он понимал! Каша - это полезно! Все дети должны есть кашу! Скажу ему, что это мороженое/если не будет есть, то заболеет, придет доктор и сделает укол/он никогда не вырастет/только плохие мальчики не едят кашу и тд.

3. Не запрещай чувствовать. А вот этим уже лишаешь самого ребенка истинного общения с самим собой. Иногда просто не по себе становится от понимания того, сколько вокруг людей, не понимающих собственных чувств или их истинных причин. Подобно голодному или невыспавшемуся ребенку, колотящему игрушку, которую он объявил виновником своего голодного/бессонного раздражения, люди сливают негатив на тех, кто попадется под горячую руку - прохожих, подчиненных, друзей, детей (как правило, тех, кто слабее, то есть по определению не поставит угол за "плохое поведение"). И все начинается с "не злись", "не плачь", "хорошие девочки/мальчики так не делают". К этой же заповеди я бы добавила - по возможности проговаривать чувства ребенка. У меня это вошло в привычку, и я прямо вижу, как сыну это иногда помогает - что его понимают, что его состоянию дали название, это ж еще и интересно)

4. Верь своему ребенку. В первую очередь это касается чувств. Если плачет из-за того, что дали не ту чашку - значит, для него это и правда настолько важно. И тут вопрос не в потакании в любой мелочи, а в понимании того, что это не мелочь вовсе для него. И в сочувствии. Нельзя обесценивать чувства ребенка. Нельзя обесценивать вообще ничьи чувства, если наша цель - искренние отношения с человеком. И это элементарно проверяется вопросом "как бы я себя чувствовал, если бы со мной так поступили?" Этот банальный вопрос, отдающий советской пионерской моралью, вообще многое способен расставить на свои места. В беседах с родителями нередко всплывает вопрос: "а что если ребенок соврал, а я ему поверю?" (например, взял чужое и тд). Тут конечно все не так просто. Но если выбирать между этим вариантом и "ребенок сказал правду, а я не поверил", я однозначно выберу первый. Другое дело, что если ребенок соврал, у него были причины, и эти причины будут сигналить о себе как-то еще. Я помню, очень хорошо помню несколько эпизодов из детства, когда мне не поверили, и очень хорошо помню, каким чувством это сопровождалось - отчаянием, чувством пропасти между мной и родителями. В какой-то момент эта пропасть может стать непреодолимой...

Вот, наверное, и все мои заповеди. Тогда уж скорее "четыре соглашения" ;)
Ну и венцом этого всего, конечно, то, что ответственность за отношения между взрослым и ребенком лежит на взрослом. Но это уже даже не заповедь, а что-то типа "в начале было слово..."

Мне будет очень интересно, если и вы поделитесь здесь своими заповедями в отношениях с вашими детьми!

человеконаблюдение, дети

Previous post Next post
Up