Вы знаете, я сама - застенчивый ребенок. Ребенок, конечно, бывший, но и сейчас иногда возникают ситуации, когда мне во всей красе приходится вспоминать прелести бытия застенчивого ребенка.
Что такое застенчивость, откуда она берется? На этот счет существует много точек зрения. В целом, в нашей современной культуре считается, что застенчивым быть ненормально, с этим ходят к психологу, с этим борются. Но вот например горячо любимый мной Гордон Ньюфелд утверждает, что застенчивость для ребенка, проявляющаяся в недоверии незнакомым людям, закрытости и скромности в их присутствии, отказе немедленно и открыто с ними контактировать - это нормальная, здоровая и естественная позиция ребенка.
Мне лично это видится так:
Как и у всего, происходящего с человеческими существами, у этого явления есть два основных источника - биологический и социальный.
Что касается биологического, то, согласно моим наблюдениям (в том числе за собой), застенчивые дети как правило имеют проблемы с функционированием первого блока мозга, т.е. с энергетическим компонентом психической деятельности. У всех застенчивых детей, которых я наблюдала, были те или иные признаки внутриутробной гипоксии, особенности протекания родов (обвитие, долгие или наоборот скорые роды, стимуляция - ох, у кого-нибудь в наше время были абсолютно гладкие естественные роды?:)). У многих в раннем детстве были проблемы с тонусом, частыми обильными срыгиваниями, сном, а далее - жалобы на головные боли, чрезмерную утомляемость и прочее - и все это в совокупности заставляет задуматься о том, что «батарейка», поддерживающая энергию внутри этих детей, работает с перебоями. И получается, что на то, чтобы презентовать себя, отстаивать себя, показывать себя миру так, чтобы это было видно всем окружающим - у таких детей просто нет внутренних сил. И они выбирают тот способ существования, который сберегает энергию.
Ну а второй источник - социальный, как всегда неразрывно связан с биологическим. По сути, это то, как окружение (начиная с мамы, и расширяясь, развиваясь) реагирует на этого слабого человечка. На основе этого он же и делает выводы о том, как ему относиться к самому себе.
Для примера расскажу о себе:
Я до сих пор в ситуации обыденного, бытового социального контакта, находясь рядом с мамой, предпочитаю молчать и делегировать связь со внешним миром ей. Не специально, а просто на автомате, не осознанно. В присутствии мужа или подруг, не редко, тоже. При том, что мне не составляет никакого труда (ну…может и не всегда) этот контакт, когда я одна (узнать дорогу, сделать деловой звонок, попросить о чем-то продавца и тд)
Думаю, если бы обо мне говорили близкий друг и формальный знакомый - они бы так и не поняли, что говорят об одном и том же человеке.
Меня очень часто не замечали, запоминали со второго -третьего раза. Хотя еще чаще мне так только казалось, потому что я знала о себе, что я СЛИШКОМ тихая.
Сейчас я многое о себе узнаю, понимаю и учусь принимать себя такой, какая я есть, и от этого мне становится куда проще делать все те же деловые звонки, обращать на себя внимание когда это необходимо, и не чувствовать себя застенчивым ребенком на табуреточке перед елочкой.
Но долгое время мне было очень трудно принимать в себе застенчивого ребенка, я чувствовала вину. И при этом не могла поступать по другому.
Как позже я поняла, губительным для моего самосознания был двойной посыл окружающих меня взрослых:
- они одновременно хотели, чтобы я была скромной и воспитанной, и в то же время, чтобы я была успешной и пробивной.
То есть пусть все окружающие, глядя на меня, восхищаются «ну какая прелестная воспитанная девочка!», и в то же время - на общеклассной фотографии я непременно должна стоять в первом ряду, потому что мои родители хотят мной гордиться. А если поставили во второй - я должна сделать так, чтобы стоять в первом, несмотря на мнение учителя! Оставаясь скромной и воспитанной…
Это была для меня неразрешимая дилемма, и я постоянно чувствовала себя за это виноватой.
Недавно мне привели девочку на диагностику психологической готовности к школе. Ооооочень застенчивую и тревожную. Ей каждое слово давалось с таким трудом! А мама на каждую заминку или громко вздыхала, или шептала «Ну Виииик, ну ты чего!», или неестественно смеялась, всеми силами стараясь подать мне знаки, что ее девочка нормальная, вы не подумайте что она у меня глупая…
И я прекрасно помню, как себя чувствуешь на месте этой девочки - эти охи и вздохи, и неловкий смех - они отнюдь не прибавляют уверенности в себе. Они заставляют чувствовать себя виноватой за то, что ты такая.
То есть проблема в общем-то не в самой застенчивости, а в отношении к ней. И работать надо именно с ним - причем, не ребенку, а родителю. Что заставляет его стесняться своего застенчивого ребенка? Неловкость за его неуклюжие попытки или отказ коммуницировать, страх за его неуспешное будущее...а ваши ли это страхи? Мы снова упираемся в общественные установки, потому что если вы были застенчивым ребенком - то сейчас, скорее всего, транслируете посыл своих родителей, если же с вами такого не было - тогда вероятнее всего это культурные установки о необходимости побороть застенчивость для успешной реализации.
Ну и чтобы не останавливаться на критике своих и чужих родителей, скажу вот что:
Застенчивых детей надо оберегать и поддерживать. Если бы вам было страшно что-то делать (в данном случае, вступать в контакт), чего бы вы хотели больше всего от близких?
Не думаю, что волшебного пенделя. Скорее всего, вам бы хотелось знать, что есть кто-то, кто поддержит вас независимо от того - справитесь вы с этим, или нет. Который не будет смеяться, если у вас это получится неуклюже. И который ЗНАЕТ, что вам трудно. И искренне сочувствует. НО не будет это делать за вас, тем самым показывая, что уважает ваше право делать это самому - так, как вы умеете.
И еще - если у вас застенчивый ребенок, думаю, стоит особенно тщательно задуматься о выборе его социального окружения в том возрасте, когда он еще не в силах самостоятельно защищаться. Школы и сады - это не совсем естественная среда для маленького человека, который биологически нуждается в надежной привязанности. И застенчивому ребенку справляться с этим куда сложнее. Поэтому стоит серьезно задуматься о том, насколько это необходимо, взвесить все плюсы и минусы, и особенно критично подойти к анализу плюсов;)
Но об этом - о школах и садах - я бы хотела поговорить отдельно и обстоятельно.