Оригинал взят у
gorbutovich в
Две техники печати фотографий История фотографии
Александр Родченко. «Портрет матери». Фрагмент. 1924. Серебряно-желатиновая печать. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts.
Source О двух техниках фотопечати: серебряно-желатиновой и бромомасляной.
Серебряно-желатиновая печать: 1890-2000
В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина находится известный снимок «Портрет матери», выполненный Александром Родченко в 1924 году.
2.
Александр Родченко. «Портрет матери», 1924. Серебряно-желатиновая печать. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts.
Source Крупное кадрирование считается визитной карточкой фотографа.
Серебряно-желатиновая печать, в которой выполнен этот снимок, стала основным фотографическим процессом на протяжении всего XX века. Цветовая гамма снимков колеблется от темно-серого цвета до черно-синего, иногда отпечатки тонировались в теплые тона. Как правило, на таких отпечатках могут появляться растрескивания, отслоения или утраты эмульсионного слоя. Бумажная подложка со временем желтеет, начиная с углов. На светлых участках изображение подвержено выцветанию или угасанию. Иногда на отпечатке появляется металлизация поверхности - так называемый эффект «серебряного зеркала».
Бромомасляная печать: 1907-1930
3.
Моисей Наппельбаум. «Портрет неизвестной». Фрагмент. 1915-1916. Бромомасляная печать. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts.
Source Женский портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина выполнен признанным мастером студийного фотопортрета Моисеем Наппельбаумом в 1915-1916 годах в технике бромомасляной печати. Наппельбаум создал свой собственный стиль: он предпочитал ретушировать не отпечаток, а стеклянный негатив.
4.
Моисей Наппельбаум. «Портрет неизвестной», 1915-1916. Бромомасляная печать. Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts.
Source Отпечатки, выполненные в технике бромомасляной печати или бромойля (bromoil), отличаются монохромным, малоконтрастным, мягким изображением. Фотографы стремились добиться более живописных эффектов с помощью дополнительной обработки позитивных отпечатков - нанесения краски (пигмента). Полученное изображение может выглядеть зернистым, а поверхность - текстурированной. Иногда частицы пигмента видны на незапечатанном поле по краям снимка. Зачастую фотографы прибегали к ретуши снимка, чтобы осветлить некоторые участки изображения.
Текст: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источники:
1: facebook.com/theartsmuseum;
2: facebook.com/theartsmuseum О других техниках фотопечати - позже.