747. Часть 1.

Aug 11, 2014 09:59

747



Новая глава из книги I KNOW YOU GOT SOUL посвящена Боингу 747.



27 марта 1977 года, в обед, в аэропорту Лас Пальмас на Канарских островах прогремел взрыв заложенной террористами бомбы. В силу угрозы возможного взрыва другой бомбы, все входящие рейсы были перенаправлены в другой аэропорт островов - Лос Родеос.

Одним из первых пилотов, приземлившихся здесь, был капитан Якоб Вельдхёйзен Ван Зантен на борту КЛМ Джамбо. Он работал в авиакомпании уже 30 лет и отвечал за тренировку многих голландских пилотов.

Ему было приказано оставить свой 747 на одной из взлетно-посадочных полос и ждать, пока откроется Лас Пальмас. Подозревая, что это не затянется надолго, он не разрешил пассажирам выйти, чтобы не терять время на их перепосадку. Он так переживал из-за времени, что потребовал перезаправить самолет, пока он находился на парковке. Это обозначало, что ему не придется тратить время на заправку в Лас Пальмасе и он сможет быстрее вылететь в Голландию.

Тем временем аэропорт наполнялся и другими самолетами, включая Джамбо ПанАм, который перевозил компанию пенсионеров из Лос-Анджелеса на Канары, на встречу с круизным лайнером. Пилотировал его Капитан Виктор Граббс, 57-летний пилот с 21.000 часов налета за поясом.

Его самолет был тоже не простым, Клипер Виктор - первый Джамбо, полетевший с пассажирами на борту. Если вы посмотрите новостную съемку первого полета из Нью-Йорка в Лондон 21 января 1970, то вы увидите именно этот самолет. И теперь, семь лет спустя, он неуклюже болтался по маленькому аэропорту в центре Атлантики в поисках места для парковки.

Когда Лас Пальмас наконец был снова открыт, самолет ПанАм был окружен КЛМовским самолетом Ван Зантена и заправщиком. Команда самолета видела, что есть свободное место, но его мало и они решили подождать, пока Голландец тронется первым. К этому времени его баки были полны, было 16-26, на аэропорт как большое влажное одеяло опустился туман, и видимость упала до трехсот метров.

Тем не менее, самолету KLM было приказано переместиться на тридцатую полосу и ждать там, на дальнем конце, разрешения на взлет. Тем временем самолету PAN AM нужно было находиться на той же тридцатой полосе на третьей дорожке и ждать вылета голландца. В этот момент туман был так силен, что диспетчеры не видели самолеты, голландцы не видели американцев, а те в свою очередь толком не представляли, где они вообще находятся.

Записи показывают неразбериху в кабине. Первый помощник думал, что ему говорят двигаться к первой полосе - невозможно, там завал из припаркованных самолетов. На это раз диспетчер выразился более точно: «Третья, Сэр. Один, два, три, Третья».

К тому моменту, как ситуация прояснилась, американцы катили сквозь густой желтый туман в сторону стоявшего самолета КЛМ, не имея понятия, сколько поворотов на полосу они уже проехали. Черный ящик записал, как капитан и первый помощник пытаются определить, который из поворотов им нужен. В итоге они пропустили третий выезд и приближались к четвертому, становясь всё ближе и ближе к Ван Зантену.

Тот, в свою очередь, уже развернул свой самолет и отчаянно хотел улететь. Настолько отчаянно, что сразу запустил все четыре двигателя. Первый помощник Клаус Мёрс ясно почувствовал преждевременность его действий, на записи он говорит - подожди, у нас нет разрешения на вылет.

Ван Зантен тут же нажал тормоз и попросил первого помощника выйти в эфир и запросить разрешение. Диспетчер сказал: «KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 90. После взлёта поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас».

Эти инструкции были даны для самолета после взлета, но ни разу диспетчер не сказал, что разрешает взлет. Ван Зантен этого не понял и отпустил тормоза. В момент, когда самолет начал движение навстречу невидимому самолету Панам, первый помощник повторил сообщение, как это принято «Понял сэр, нам разрешено на привод Р, держим эшелон 90 до 335, мы на взлёте»

И вновь неразбериха, диспетчер понял это «мы на взлете», как то, что они готовы к вылету, а не то, что они несутся по взлетной полосе на полной скорости.

На борту голландского самолета было 14 человек экипажа и 234 пассажира, включая 48 детей и 3 грудников. На борту ПанАм - 16человек экипажа и 396 пассажиров. В сумме 660 человек, и они двигались встречным курсом.

В момент, когда самолет КЛМ набирал скорость, его бортинженер Уильям Шредер услышал, как диспетчер просит Пан Ам сообщить, когда они уйдут с полосы. Решив, что капитан тоже это слышал, он спросил, а разве они ещё не ушли с полосы?

Его ответ решил дальнейшую судьбу всех участников - «А, да» ответил Ван Зантен. На борту самолета Пан Ам первый помощник первый увидел КЛМ, летящий в них, «Вот он!, закричал летчик, посмотри, этот сукин сын приближается, сворачивай, сворачивай, сворачивай!»

Капитан Граббс попытался. Он открыл дроссельные заслонки на максимум, но было уже слишком поздно. В последний момент Ван Зантен заметил американцев , и попытался их перелететь, почти сделал это, но не совсем  - низ его самолета зацепил кабину американца и в языках пламени упал на полосу. Все на борту мгновенно погибли.

На борту американского лайнера первый офицер попытался выключить ревущие двигатели, но крыша, на которой находились выключатели, уже пропала, она, как и большая часть пассажиров, не пережила взрыва. Однако, 70 человек чудом смогли спастись, включая часть команды.

Общее количество погибших, после того, как девятеро умерли в больнице, составило 583 человека, что делает этот инцидент самым худшим в столетней истории авиации. И здесь кроется одна из самых больших проблем 747 - когда один из них падает, количество погибших так велико, что никому не дела до самолета.

Однако, к счастью, очень немногие из них разбились. Между 1970 и 2000 годами из ворот фабрики Боинг выехала 1000 Джамбо-самолетов и только 28 из них были списаны в результате несчастных случаев.

Семь из этих случаев случились на земле во время маневров самолета, четыре были взорваны террористами, один разрушен выстрелом во время первой войны в Заливе и один сбит по ошибке русскими. Так что из 1000 изготовленных самолетов только 15 потеряны в результате подлинных инцидентов, и в основном из-за человеческих ошибок.

i know you got soul, Кларксон, перевод, Кларксон. I know you got soul

Previous post Next post
Up