Оригинал взят у
ts58 в
Порт-Артур - город русских моряков В русской культуре Порт-Артур - город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание "Города воинской славы" он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.
1. Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым - благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю - самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.
Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории - русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с
одной из центральных площадей Даляня, носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.
2. История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в
музее обороны Брестской крепости. А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...
3. Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.
4. Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.
5. В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.
6. Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.
7. Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:
8. Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища - советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.
9. На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:
10. Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:
11. Наконец, самое позднее захоронение - 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник "бесстрашным сталинским соколам":
12. В годы "Культурной революции" кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии свих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:
13. Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, - тюрьма, которую во всех официальных источниках называют "русско-японской". Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.
14. Среди самых заметных мест Порт-Артура - японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.
15. Далее отправимся на сопку "Большое Орлиное гнездо". Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны - знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:
16. Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го - захватчик, делящий с японцем чужую территорию.
17. Это - форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки "Большое Орлиное гнездо". В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:
18. Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:
19. Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, - ещё одна параллель с далёким
Брестом. Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.
20. Далее поднимемся на вершину сопки. Туда ведёт солидных размеров лестница. Взбираться по ней во влажную 30-градусную жару - то ещё удовольствие
21. На вершине "Большого Орлиного гнезда" можно увидеть две русские пушки и японский памятник за ними. Пушки были сняты с одного из броненосцев в ходе подготовки крепости к обороне. У дальней из них отсутствует кончик ствола. Очевидно, это боевой шрам той самой обороны:
22. На пушках сохранились штампы завода. В такие моменты слегка дрожь берёт. Где-то на другом конце света, в чужой стране нашёлся кусочек Петербурга. Сложно представить, какой путь эти махины проделали, попав сюда из Северной столицы.
23. С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.
Главная проблема, связанная с посещением Порт-Артура, - это логистика. До недавних пор этот город, являющийся одной из главных военно-морских баз Китая, был закрыт для иностранцев. Букинг предлагал от силы две-три гостиницы в этом районе, хотя на деле их тут побольше. Но не факт, что в них примут лиц без китайского гражданства. Если жить как большинство здешних туристов, в Даляне, то до Порт-Артура нужно добираться километров двадцать. Ехать придётся либо на такси, что с учётом расстояния выходит накладно, либо долго трястись в автобусах, которые уже в 8 вечера прекращают ходить. Есть ещё линия электрички, но конечные её станции находятся крайне неудобно с обоих концов. Добраться до неё сложнее, чем просто сесть на автобус. С сопки, кстати, хорошо видна эта линия:
24. Но доехать до Порт-Артура - это полбеды. Город довольно большой по площади, сильно рельефный и размазанный. Все интересные места находятся на значительных расстояниях друг от друга, а между ними - довольно серые и неприглядные китайские кварталы, от шика Даляня нет и следа. Перемещаться на городском транспорте без знания китайского ну просто очень тяжело. Выходит, опять надо прибегать к помощи такси. Была бы машина - всё было бы куда проще, но аренда авто в Китае - дело опять же очень сложное, целесообразно только для длительных поездок, от месяца и больше. За день осмотреть всё интересное здесь без автомобиля просто невозможно. В итоге, формально мы в Порт-Артуре всё основное вроде бы и увидели, но очень бегло и поверхностно. Наверняка если побродить здесь подольше, можно много чего ещё интересного увидеть.
Между сопок нелепо вклинились новостройки современного Люйшунькоу.
25. Въезжающих на "Большое Орлиное гнездо" встречает такой вот всадник. Памятник явно новый, китайского происхождения, но кого и что он символизирует непонятно:
26. Теперь перенесёмся в самый, так сказать, центр Порт-Артура. Вдоль берега моря тут сплошь стоит забор с проходными, охраняемыми серьёзными китайцами в форме. За оградой видны современные китайские военные корабли. Снимать их кроме всяких шуток запрещено. Зато можно сфотографировать ещё один памятник Советским воинам, стиль которого явственно отдаёт павильонами ВДНХ. Что любопытно, ставили его китайцы уже после вывода советских частей из Порт-Артура в 1955-м:
27. От этого памятника отходит улица Сталина. Это у нас такое название - моветон, а тут пожалуйста, и она далеко не единственная в стране. Да что уж говорить, если даже
в Румынии водку "Сталинскую" продают. Если углубиться в кварталы по этой улице, мы попадём ни много ни мало в старый русский город. Да, его сохранность фрагментарна, но всё равно куда лучше, чем в Даляне. Плюс, сюда не добралась бушующая китайская современность, и здесь тихо, спокойно и атмосферно. Первое, что мы видим, - нечто заброшенное и очень похожее по стилистике на общественные здания СССР. 1945-й год постройки на фасаде лишь укрепляет мысли, что это осколок нашей родины. Вроде бы это бывший дом офицеров:
28. Улица Сталина ухожена и декорирована лучше, чем
иные туристические маршруты Даляня. И, что характерно, тут неожиданно тихо и пустынно.
29. Для перенаселённого Китая расклад совершенно непривычный. Удивительно, насколько резко меняются впечатления от страны от изменения лишь плотности людей на улице. Успев привыкнуть к сумасшедшим шуму и суете, здесь быстро расслабляешься, и Китай предстаёт в совершенно ином свете. Сразу в глаза начинают бросаться плюсы, которые в толпе и сутолоке пролетали мимо.
30. Недалеко от памятника Советским воинам с кадра №26 находим красивый дворец. Это остатки Порт-Артура времён ещё Российской империи - официальная резиденция русского наместника (по другим данным - начальника крепости, генерала Стесселя). Сейчас он, как видно, заброшен, медленно рушится и порастает кустами.
31. Но что ещё более удивительно, так выглядят не все русские здания Порт-Артура. Ещё чуть дальше по улице Сталина - комплекс художественного музея Люйшуня, расположенный явно в старых некитайских зданиях. Музей открыт в 1915-м японцами. Может, конечно, это постройка уже японского периода, но всё же скупая информация в интернете говорит, что мы видим несколько переиначенный дом офицеров времён Российской империи:
32. Этот музейный комплекс образован несколькими подобными старыми зданиями, окружающими небольшую благоустроенную площадь. Постройки в идеальном состоянии, территория ухожена, народу - минимум. Красота! Одно из лучших мест за всю поездку по Китаю.
33.
В интернете пишут, что в октябре (т.е. уже после нашего путешествия) в Порт-Артуре открыли "русский городок". Фото почти нет, но по описанию больше похоже на лубочную улицу Русского колорита в Даляне. Здесь обещают гостиницы, музеи, центры традиционной китайской медицины - в общем, стандартный набор, который предлагается нашим дальневосточным туристам во всех местах Китая, ориентированных на них. Хотелось бы, чтобы истинное русское наследие тут не перемололи так же, как в Даляне.
34. Предполагать, что это всё-таки русские здания, заставляет такой вот монумент в центре площади. Это башня китайско-советской дружбы, построенная вскоре после вывода советских войск. Удивительны её детали. Наверху - голубь, объединяющий флаги двух стран:
35. По периметру - барельефы, удивительно ярко и красочно символизирующие вековую дружбу русских и китайцев. На одном из них, например, Спасская башня московского Кремля соседствует с пекинскими Вратами Небесного Спокойствия.
Памятников советским солдатам и красной армии по Люйшуню разбросано очень много, на них китайцы не скупились. Если прибавить сохранившиеся следы имперской России, то Порт-Артур можно назвать, наверное, городом с самым обильным русским наследием, если не за пределами РФ, то вне б.СССР точно.
36. Одно из музейных зданий - бывший штаб японской Квантунской армии. Экспозиция в нём посвящена именно японской оккупации:
37. Ну а в окрестностях этой площади сохранились старые русские кварталы. Состояние домов абсолютно разное. Каким-то повезло приглянуться китайским конторам, и они неплохо здравствуют и поныне:
38. Какие-то заброшены и, видимо, скоро будут снесены:
39. Но одно можно сказать точно - концентрация и атмосферность старого русского города здесь очень сильная, куда круче, чем в том же Даляне. Многое из русского наследия мы попросту не увидели: снимал я всё это на бегу и впопыхах - надо было успеть вернуться в Далянь. Но уверен, что длительная прогулка по этому району, называемому "Новый город", принесёт массу удовольствия любителям русской архитектуры, да и просто нашим неравнодушным согражданам:
40. Одно из самых известных русских мест Порт-Артура - железнодорожный вокзал. Как и почти полтора века назад, он находится на конечной тупиковой станции. Когда-то это было ответвление "Харбин - Порт-Артур" от КВЖД, и недолгое время на него прибывал даже прямой пассажирский поезд из Москвы. Сейчас пассажирского движения здесь нет. При всём
бурном развитии китайских железных дорог, участок от Даляня до Люйшуня не используется. Зато вокзал сохранили почти в первозданном виде. Многие называют его типичным представителем русской архитектуры. Мне же кажется, что создатели его при строительстве пытались учесть и местные традиции:
41. В целом, вне знаковых туристических и мемориальных зон Порт-Артур весьма непригляден. Сегодня невооружённым взглядом видно, насколько микрорайон Люйшунькоу проще и провинциальнее, нежели парадный туристический Далянь. Сказывается и его удалённость, и статус закрытого города до недавнего времени:
42. Какой-то очень интересный вход в обыденное серое здание. Здесь явно расположена какая-то организация, знать бы какая:
43. И напоследок - уже современный китайский памятник на улицах Люйшуня:
Несмотря на зной, духоту и непривычный мне скоростной темп осмотра города, Порт-Артур оставил очень сильное впечатление. Бесспорно, за все две недели знакомства с Китаем Люйшунь понравился больше всего. Во многом, честно сказать, из-за его немноголюдности, но, безусловно, не только поэтому. Здесь и дышащие историей сопки, и куда лучше сохранившийся по сравнению с Далянем русский город. Будем надеяться, что китайцы сохранят этот кусочек России в подобающем состоянии. Было бы любопытно приехать сюда лет через десять...