Работами, выполненными в технике фотомонтажа, сейчас никого не удивишь. Разнообразные фоторедакторы позволяют создавать такие произведения, что дух захватывает. При определенном умении, навыке и терпении фотографы улучшают свои фотографии с такой филигранностью, что сразу и не признаешь в нем монтаж.
Но фоторедакторы, как помощники, существовали, увы, не всегда, а фотомонтажные работы появились почти одновременно с появлением фотографии. Какого же терпения, какой усидчивости, аккуратности и владения способами обработки фотографий требовалось тем, далеким, фотографам, чтобы делать работы, которыми мы восхищаемся до сих пор.
Одним из таких фотографов была Грета Штерн.
Грета Штерн (Grete Stern) родилась в 1904 году в городе Эльберфельд, что находится в западной части Германии.
Свое образование Грета Штерн начала с изучения графического дизайна в одной из художественных школ в Штутгарте, и после окончания ее некоторое время работала в рекламном бизнесе в своем родном городе.
Но жизнь ее переменилась, когда однажды Грета попала на выставку работ
Эдварда Уэстона и
Пола Аутербриджа, знаменитых американских фотографов.
Грета Штерн "заболела" фотографией, и в 1927 году переехала в Берлин, чтобы серьезно заняться изучением фотографии. По рекомендации друзей брата Грета Штерн начала брать уроки у знаменитого немецкого фотографа Вальтера Петерханса. Сначала частные, а потом, когда Вальтер Петерханс начал преподавать в Высшей школе строительства и художественного конструирования Баухаус, стала студенткой этого, прогрессивного и авангардистского, учебного заведения.
На занятиях Грета Штерн познакомилась с Эллен Ауэрбах. Между ними завязалась глубокая дружба.
Совместно девушки открыли фотографическую студию для съемки рекламы, моды и портретной фотографии. Назвали они ее «Ringl + Pit», использовав свои детские прозвища. Они решили подписывать все работы коллективным именем. 30-е годы... Развитие рекламной фотографии в самом начале пути. Простор для творчества, возможность реализовывать самые смелые идеи.
Вот несколько работ «Ringl + Pit»
Дружба этих двух талантливых женщин, увлеченных одной страстью, длилась всю их долгую жизнь. Расставшись, живя в разных странах, они до конца своих дней поддерживали теплые отношения, переписывались и, при каждом возможном случае, встречались.
Грета Штерн и Эллен Ауэрбах в 1992 году
В 1935 году Грета Штерн вышла замуж за
Орасио Копполу, тоже фотографа, с которым познакомилась в Баухаусе.
Трудное время для Германии, нацизм набирал силу, был закрыт Баухаус, как рассадник коммунистических идей. И хотя ни Грета Штерн, ни ее супруг не были активными участниками патриотических движений, но предчувствуя приближающиеся ужасные времена, молодые супруги решили эмигрировать из Германии. Сначала они уехали в Лондон, а затем в Аргентину, на родину Копполы, где и прожили до конца своих дней.
В Буэнос-Айресе супруги открыли фотоателье, занимались портретной съемкой, сотрудничали с журналами, иллюстрировали книги, выставлялись. Были в общем-то популярными фотографами. Но сколько их тогда было! Много. И если бы не одно событие, вряд ли, наверное, кто-то долго помнил их имена.
В 1948 году Грету Штерн пригласили на работу в журнал под названием "Idilio". Незначительное на первой взгляд событие. Обычный журнал для женщин, с вытекающими отсюда последствиями. Но задание для Греты Штерн было не совсем обычным.
В журнале открылась колонка, озаглавленная "Психоанализ поможет вам". Смысл был в том, что психоаналитик Джино Джермани, который впоследствии стал профессором Гарвардского университета, помогал разбираться женщинам с их снами. В журнал приходили письма от разных женщин, описывающих свои кошмары, а психоаналитик выявлял проблемы женщины и давал советы, как с ними справиться.
Грете Штерн было предложено иллюстрировать эти разборы. Фотограф опубликовала более 100 фотомонтажей в течение трех лет, что она работала на "Idilio", с 1948 по 1951 годы.
Нелегкая то была работа. Грета Штерн получала письмо с описанием кошмара и в течении недели должна была сделать иллюстрацию к нему. В качестве моделей Грета Штерн привлекала друзей, соседей, родственников. Используя дополнительные изображения пейзажей, предметов, фонов, она соединяла фотографии, корректировала, исправляла. И получала то, что получала.
Конечно, глядя на фотографии с позиции нынешнего развития фотомонтажных работ, они кажутся и наивными, и не слишком качественно выполненными. Но не надо забывать, что сделаны они в те годы, когда о фоторедакторах даже и не думали. Это был прорыв в фотографии, это было новшеством.
Надо отметить, что вначале работы Греты Штерн не были отмечены по достоинству. Журнал закрыли, многие негативы были утеряны. На сегодняшний день (по найденным мной данным) сохранилось только 46 негативов.
Может быть все так бы и ушло в историю, если бы в середине 50-х годов работы Греты Штерн "Сны" не были представлены на факультете психологии в Университете Ла-Плата. С тех пор о фотоколлажах Греты Штерн заговорили, и сейчас серия "Сны" признается настоящим достижением фотоискусства.
После работы в журнале "Idilio" жизнь фотографа Греты Штерн продолжалась. Она много фотографировала, число клиентов постоянно росло, путешествовала, преподавала, вела собственные семинары. Творчество ее было востребовано. Работы ее узнаваемы и интересны. Хотя в последние годы она и отошла от создания фотоколлажей, обратилась больше к реалистическому изображению мира, но и в них узнаваем почерк Греты Штерн, которая никогда не боялась экспериментов.
Грета Штерн продолжила свою работу в студии , делая портреты и пейзажи до 1980 года , когда она остановилась из-за проблем со зрением.
"Фотография дала мне большое счастье. Я узнала много нового, и была в состоянии сказать , что я хотела сказать и показать," - сказала Штерн в 1992 году.
Грета Штерн умерла в Буэнос-Айресе 24 декабря 1999 года в возрасте девяноста пяти лет.
Страница "30 Day Photo" на
Facebook. Группа "30 Day Photo" во
ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на
Facebook.