Для начала немного теории.
Композиция в фотографии как и композиция в живописи призвана подчеркивать красоту, необычность или другие важные особенности сюжета. Цель композиции - создать картину, которая понравится и вам, и зрителям, которые будут её рассматривать.
Существуют разные правила композиции, ее законы и приёмы. Сегодня мы поговорим об одном из её законов: контрасте и нюансе.
Контраст - средство художественной выразительности, основанное на различии и противопоставлении сравнительных характеристик объектов. Для того чтобы контраст «заработал», обязательно нужно составить ему пару - тогда появится возможность для сравнения. Например, горы без соотнесения с окружающей их долиной выглядят на фотографии невпечатляющей грудой камней, портрет без выразительного светотеневого рисунка мало напоминает лицо фотографируемого, и наоборот грубый и тяжелый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.
Фотография может содержать контрасты различного рода:
- контраст света и тени;
- контраст силуэта на фоне;
- геометрический контраст форм;
- контраст плавных и ломаных линий;
- контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости;
- контраст больших и малых величин деталей композиции;
- контраст близкого и далёкого;
- контраст подвижных и неподвижных деталей композиции;
- контраст масштабов;
- контраст тёплых и холодных тонов;
- контраст комплементарных или диссонирующих цветов;
- логические, смысловые контрасты;
- функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции;
- контраст состояний, положений;
- контраст характеров, эмоций, психологические контрасты;
- сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь;
- контраст сцены и мизансцены;
- временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит и что будет происходить);
- контрасты стиля;
- контрасты символов.
Franсois Le Diascorn
Fulvio Roiter
Tarzisius Koch
Henri Cartier-Bresson
Frank Horvat
Elliott Erwitt
Нюанс - средство художественной выразительности, основанное на сходстве сравнительных характеристик объектов. Нюансы как средство гармонии рождены самой природой и вполне успешно в ней сосуществуют. Приглядитесь повнимательней: какое многообразие оттенков в обычной траве! Это цветовой нюанс. В одном и том же растении мы видим повторение формы листьев: более крупные находятся внизу, и чем выше, тем мельче они становятся. Это нюанс форм. Здесь же можно заметить и нюанс цвета: нижние листья уже пожелтели, средние ярко окрашены, а верхние нежны и бледны.
Нюанс - незначительные, тончайшие отличия предметов по каким-либо свойствам (пропорции, ритм, цветовые и тональные отношения, форма, фактура и т. д.) В нюансе больше сходства, нежели различия.
Нюансные отношения характерны для более камерных, лирических произведений, на фотографии создается атмосфера спокойствия и гармонии.
Vera Odnolko
Andrea Kiss
Marcin Sacha
Esmée Prexus
Elliott Erwitt
Andrea Kiss
Станислав Чабуткин
Контраст и нюанс - взаимодополняющие средства, они могут сочетаться в одном произведении. Гармония - это сочетание противоположностей, их равновесие. Фотография, построенная на сочетании контрастов и нюансов, будет наиболее выразительной и вызывающей эмоциональный отклик у зрителя.
Marcin Sacha
Уффф. А теперь давайте ознакомимся с техническим брифом.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Вид фотосъёмки (предметная, интерьерная, репортажная, постановочная): по усмотрению исполнителя.
Дата съёмки: 20.09.2015 (не позднее 06-00 по московскому времени 21.09.2015).
Выходной формат: JPEG, от 800 до 1000 по длинной стороне.
Уровень ретуши / обработки: допускается любой вид обработки ( в пределах
Правил).
Основная задача: необходимо создать 2 фотографии. На одной фотографии должна быть контрастная композиция, на другой - композиция, построенная на нюансах. Над катом помещаем одну фотографию (какую - на усмотрение автора), она же и будет участвовать в голосовании.
Можно снимать в ч/б режиме, так тонкости отличий и контрасты будут лучше видны.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Использованые материалы:
Андрей Пашис «Аспекты рационального анализа композиции. Контрасты»
О. Л. Голубева «Основы композиции»
Г. И. Панксенов «Курс формальной композиции в системе художественнографической подготовки архитектора»
PS. Друзья мои, если появляются вопросы, давайте их сразу обсуждать в комментариях к этому посту. Тут же предлагаем делиться вашими ощущениями и ассоциациями от предложенной работы. Уверены, что это обсуждение поможет всем нам хорошо подготовиться к выполнению задания по брифу.