Голливудский портрет

Apr 17, 2014 09:00

30 -40-е годы двадцатого века называют «золотым веком» Голливуда. Удивительные фильмы, черно-белые, порой наивные, похожие на сказку. Но эта сказка, возможно, и спасла Америку. Нельзя забывать, что эти годы были невероятно трудными для Соединенных Штатов. Время великой депрессии, потом Второй мировой войны… Людям требовалась красота, вера, мечта в красивую жизнь. И Голливуд сумел ее дать.

Немалую роль в продвижении сказки в жизнь сыграли не только актеры, режиссеры, операторы, но и фотографы. Именно в это время в Америке появился новый жанр фотографии, который сейчас называется «гламур».

Прекрасные женщины, брутальные мужчины в дорогих одеждах, в изысканных интерьерах, в нереально выразительных позах. В них нет ничего земного, они недоступны, они прекрасны, они небожители.



Одним из первых энтузиастов, начавших работать в этом жанре, был фотограф Джордж Харрелл (George Hurrell). Его еще называли "Великим Господином Голливудского Портрета". Джордж Харрелл родился в 1904 году.



Джордж Харрелл

Джордж Харрелл, сын фабриканта обуви, с детства мечтал стать художником. Эта мечта привела его на учебу в Институт изящных искусств. Там он и познакомился с фотографией. Изучение основ фотографии входила в обязательный курс.

Но возможно эти знания так бы и остались невостребованными, если бы судьба не подарила ему встречу с Флоренс Лоу Барнс или иначе Панчо Барнс, которая впоследствии стала очень знаменитой, одной из первых женщин-пилотов. Ее снимки в мужском костюме, что сделал Харрелл, позволили ей принять участие в воздушных соревнованиях, куда дорога женщинам была закрыта.

Флоренс в свою очередь познакомила Джорджа Харрелла с Рамоном Наварро - голливудским актером с испанскими корнями. В то время Рамон Наварро, обладающий прекрасным певческим голосом, собирался дать дебютный концерт в Европе, мечтал о Вене. Но для воплощения мечты ему требовались рекламные фотографии.





Джордж Харрелл. Рамон Наварро

Их-то и сделал молодой, тогда еще никому неизвестный, Джордж Харрелл. Серия «Новый Орфей» произвела фурор. Говорили, что если Джордж Харрелл смог заставить выглядеть на фотографии лошадь столь же сногсшибательно, как и красивейшего мужчину Америки, то значит все теперь должны фотографироваться у него. Так и случилось. Джордж Харрелл вскоре стал на киностудии MGM главным фотографом.

Его стремительному восхождению помогли снимки Нормы Ширер, которая считалась на тот момент первой леди среди всех на киностудии MGM, и не удивительно, ведб она была женой самого главного продюсера этой студии Ирвинга Талберга. Ей отказывали в роли женщины легкого поведения в фильме «Развод». Норма уговорила Харрелла снять ее таким образом, чтобы режиссер поверил в ее порочность. Кстати, за фильм «Развод» Норма Ширер получила «Оскар». А Джордж Харрелл стал ведущим фотографом киностудии. Было тогда Харреллу 26 лет.



Джордж Харрелл. Норма Ширер

Джордж Харрелл выработал свой стиль работы с моделями. Во время фотосессий а звучали всегда негромкие джазовые композиции, он много говорил с моделями, заставлял их выполнять гимнастические упражнения. Харрелл искал наиболее выгодные позы, раскрывающие суть личности. И, конечно же, игра света и тени. Он использовал для освещения изготовленный самостоятельно прибор. Это была очень мощная лампа, которая закреплялась, как подвесной микрофон, подсвечивая скулы и создавая выразительные тени под носом и глазами. Харрелл говорил: «Самая главная задача в освещении для меня это работать с тенями вместо того, чтобы заполнять лицо светом».



Джордж Харрелл. Кэрол Ломбард

Одной из любимых и постоянных моделей Харрелла была Джоан Кроуфорд. Ей было 26 лет, когда она впервые появилась в студии фотографа. Джоан обладала совершенно необыкновенным, очень фигурным лицом и только один Харрелл с его блестящим мастерством света и тени смог передать на ее
фотографических портретах красоту огромных выразительных глаз, совершенную форму носа и обворожительную объемность губ. Они работали вместе 16 лет, проведя в общей сложности 36 фотосессий.





Джордж Харрелл. Джоан Кроуфорд

Еще один прием, которым Харрелл владел в совершенстве, была фоторетушь. При помощи ее он доводил портреты моделей до идеала. При съемке Харрелл всегда просил моделей о нанесении на лицо минимума грима. Идеальности кожи, выразительности глаз, губ фотограф добивался при помощи ручной ретуши.

О Джордже Харрелле в те годы пресса писала: «Звезды просто выстраиваются к нему в очередь!». Огромна плеяда звезд, с которыми Джорджу Харреллу довелось работать, - Джоан Кроуфорд, Гари Купер, Кларк Гейбл, Бетт Дэвис, Грета Гарбо, Марлен Дитрих ,Джин Харлоу...



Джордж Харрелл. Марлен Дитрих



Джордж Харрелл. Грета Гарбо



Джордж Харрелл. Кларк Гейбл

Но время неумолимо вносит свои коррективы. Пришли новые времена. Небожителей спустили на землю. И возникла другая фотография, показывающая актеров более приземленными, приближенными к жизни. Менялась технология, фотографы стали приобретать 35-миллиметровые новые камеры и абсолютно перестали использовать ретушь в фотографических портретах. «Когда мы перестали использовать камеры 8×10, гламур исчез», - говорил Джордж Харрелл.

Харрелл продолжал работать, фотографировал, устраивал выставки, но пик славы пошел на спад. Хотя и вновь пришедшие звезды считали честью поработать с великим фотографом. Среди его клиентов были Лайза Минелли, , Пол Ньюмен, Роберт Рэдфорд, Шерилин Фенн и Шэрон Стоун.



Джордж Харрелл. Шэрон Стоун

Джордж Харрелл умер в 1992 году. В последние годы жизни Харрелл работал с продюсером Гриром Кларком и режиссером Карлом Колби над фильмом, посвященным его творчеству "Легенды света".

Джордж Харрелл был великим фотографом, но вместе с тем он был и требовательным фотографом, отдававшим этому делу всего себя и требовавшим этого же от своих моделей. С Харреллом работать было престижно, но и трудно. Не все актеры могли вынести такие нагрузки.
Например, великая Грета Гарбо выдержала лишь одну фотосессию, а потом категорически отказалась работать с «этим безумцем».

Любимым фотографом Греты Гарбо был Кларенс Синклер Булл. Они работали вместе на протяжении более чем сорока лет. За это время было сделано свыше четырех тысяч фотографий Греты Гарбо.



Кларенс Синклер Булл

Кларенс Синклер Булл (Clarence Sinclair Bull) родился в 1896 году в Сан-Ривер, шт. Монтана. С детства увлекся фотографией и в 1918 году отправился в Голливуд , где и был и был нанят фотографом в Голдвин Пикчерс Корпорейшн, одну из местных кинокомпаний. Через некоторое время он стал главой отдела фотографии в MGM и проработал на этом посту более 40 лет.







Кларенс Синклер Булл. Грета Гарбо

Одним из новшеств введенных Булла стала разработанная им и даже запатентованная процедура по четкой нумерации негативов. Он постоянно и последовательно требовал от всех своих подчиненных внесения имени фотографа, даты проведения съемки, а также отдел, по заказу которого этот снимоки был сделан на каждом негативе. До 1929 года никогда студийные фотографы не утруждались в нанесении подобных меток, поэтому в дальнейшем стало сложно доказывать авторство того или иного снимка. Хотя Булла и называют эксклюзивным фотографом знаменитой Греты Гарбо, он снимал и другихактрис и актеров, в числе которых Эва Гарднер Кларк Гейбл, , Элизабет Тейлор , Хейди Ламар, Грейс Келли , Вивьен Ли и др.



Кларенс Синклер Булл. Кларк Гейбл



Кларенс Синклер Булл. Джин Харлоу



Кларенс Синклер Булл. Хеди Ламарр

Умер фотограф в 1979 году.

Путь к известности у Эрика Карпентера (Eric Carpenter) был сложным. Свой жизненный путь он начал с работы штукатура. Но любовь к фотографии привела его на киностудию MGM. Долгое время он работал ассистентом у Кларенса Синклера Булла. Его просто не допускали до самостоятельной работы. Но Карпентер не сдавался. Годы работы в качестве ассистента не прошли даром - он в совершенстве постиг науку фотопортрета.

Судьбоносным для Карпентера стал 1939 год. Именно тогда Норма Ширер заказала у начинающего фотографа серию снимков, что они и сделали в загородном доме Нормы Ширер.



Эрик Карпентер. Норма Ширер

Прославила же Эрика Карпентера как фотографа плеяда молодых звезд, появившихся в начале сороковых. Эстер Уильямс, Ава Гарднер, Джуди Гарленд, Микки Руни, Грейс Келли... Их портреты до сих пор остаются одними из лучших портретов всех времен.



Эрик Карпентер. Джуди Гарленд



Эрик Карпентер. Грейс Келли

Но главной моделью Карпентера стала Лана Тернер. Их совместная работа продолжалась до конца пятидесятых годов. Сложная и изнуряющая совместная работа. Лана Тернер требовала, чтобы Эрик снимал исключительно только ее и не смел отвлекаться на другие съемки.



Эрик Карпентер. Лана Тернер



Эрик Карпентер. Лана Тернер

После войны Эрик Карпентер оставил работу ведущего фотографа киностудии и занялся бизнесом. Но до конца его жизни Голливуд не забывал о фотографе, приглашая его в качестве консультанта.
Умер Эрик Карпентер в 1976 году в возрасте 66 лет.

Ласло Виллингер (Laszlo Willinger) был еще одним из интересных мастеров, работавших в жанре черно-белого портрета.

Родился он в Будапеште (Венгрия) в 1906 году, и начала профессионально заниматься фотографией с 16 лет. Его мать была фотографом. Именно от нее он и получил свои первые уроки.

В конце 30-х Ласло Виллингер переехал в Америку, где и стал работать в качестве фотографа киностудии MGM.

Своими любимыми моделями он называл Гейбла, Кроуфорд и Вивьен Ли. "Они всегда знали, чего от них хотят", - сказал Виллингер в одном из интервью. И еще он говорил: "Я не думаю, что когда-нибудь в истории столько талантливых людей собтрались вместе, как в Голливуде в эти десятилетия". До конца жизни он боготворил Голливуд 30-40-х годов. А про современных артистов перед своей смерть сказал: "все на одно лицо - как недопеченные блины".



Ласло Виллингер. Вивьен Ли



Ласло Виллингер. Лоуренс Керр Оливье



Ласло Виллингер. Мэрилин Монро

Одним их первых среди голливудских фотографов, которые начали эксперименты с цветом, был Ласло Виллингер. Но его имя часто связывают именно с гламурной черно-белой фотографией.

В конце 50-х - начале 60-х годов двадцатого века черно-белая фотография начала выходить из моды. На смену ей пришла цветная, выполненная более совершенной техникой. Появились новые мэтры фотографии. Но красота не может умереть. До сих пор мы восхищаемся старыми фотографиями.

И сегодня стиль "голливудского фото" переживает новое рождение, его очень успешно удается воспроизводить с помощью современных технических новшеств. «Голливудскую» фотосъемку сегодня предлагают часто. Фотографы снимающие моду и свадебные фотографы, многие фотостудии, причем не обязательно на родине этого стиля, в США, но и в любой из стран мира. Оказаться в таком выразительном образе желают не только знаменитые актеры, но и обычные люди - ведь каждому очень хочется заметить в своем образе загадочный образ, далекий от скучной реальности, красивый и недоступный…

Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook.

полезное, интересное, lana_1909

Previous post Next post
Up