Олег Оприско (
oprisco) - это редкий для нашего времени подход к каждому сюжету, к каждой детали в кадре, поражающий своей тщательностью и продуманностью, реализованный при помощи среднеформатной плёночной камеры. В результате работы Олега можно рассматривать часами, наслаждаясь их атмосферой, созданной мягкими цветами, яркими образами и безупречной композицией.
Олег, первый вопрос, который мы хотим вам задать, касается вашего блога в ЖЖ. Скажите, а почему практически во всех постах отключена возможность оставлять комментарии?
Комментарии отключены во всех записях. Вообще, обсуждение работ, пусть даже очень хороших, меня удивляет. Люди тратят очень много времени и сил на отстаивание своей позиции. Я считаю, что это время можно использовать более эффективно.
А вы сами пишите комментарии?
Крайне редко. Конечно, если мне что-то очень понравится, и если я с этим человеком каким-то образом пересекаюсь или общаюсь, то обязательно выскажу своё мнение. А так, в принципе, я смотрю очень мало фотографий. Чаще всего использую для этих целей какие-то западные ресурсы типа
deviantart.com или избранные страницы на Фликре. Российских авторов практически не смотрю, и иногда у меня даже случаются проблемы на мастер-классах, потому что я не знаю фамилий каких-то фотографов.
Мне кажется, очень важно не стать заложником чужого мышления, а при постоянном просмотре чужих работ этого сложно избежать. Поэтому фотографий я много не смотрю, и стараюсь, чтобы всё, что я снимаю, создавалось именно в моей голове.
Олег, в интернете можно увидеть ваши работы, но изображений самого Олега Оприско отыскать практически невозможно… Почему так?
Да, моих фотографий нигде нет. У меня есть чётко выбранный жанр, в котором я нахожусь в постоянном поиске, и в котором мне очень комфортно. Все страницы, на которых я базируюсь, посвящены исключительно фотографии. Я знаю, что мой зритель раз в какой-то период хочет получать новую фотографию, которую он может посмотреть, и я сомневаюсь, что его интересуют какие-то личные моменты. Если человека это интересует, он может прийти на мой мастер-класс или познакомиться со мной в реальной жизни. А переносить какую-то свою жизнь на ресурсы, которые я использую для представления своего творчества, не вижу смысла.
До недавнего времени было сложно вообще найти какую-либо информацию о вас. Расскажите о себе. Как вы занялись фотографией?
Я родился в маленьком городе на западе Украины, во Львове. Учился в Университете Культуры и Искусства на факультете «Компьютерная анимация». Это обычная пустая корочка, потому что в 2005 году всё равно всё обучение базировалось на прикладных программах 90-х годов. В 16 лет я искал работу и волей случая попал в фотолабораторию. Меня взяли на должность «дизайнера». Это громко звучит, но на самом деле моей задачей было фотографировать людей на документы, ретушировать эти портреты и печатать на маленьком струйном принтере. Иногда мне доверяли отретушировать плёнку. Вот так в 16-17 лет я начал узнавать, что такое плёнка, как происходит весь процесс, в чём вся магия.
Со временем я стал оператором лаборатории. Оператор - это человек, который пропускает через глаза абсолютно все цифровые снимки, которые печатает фотолаб. Каждый день перед моими глазами проходило 10-15 тысяч фотографий. Видимо, тогда и стало появляться понимание того, какие фотографии больше нравятся людям, информация, которую использую и сейчас. Появился первый фотоаппарат, Nikon D50, и первые попытки фотографировать знакомых и друзей.
Примерно тогда же я поехал на первый семинар, который устраивали очень популярные в те времена в Украине
Тарас и Елена Шеренговские. Собственно, это скорее была фототусовка, чем семинар, потому что вокруг одной модели стояли два фотографа и расстреливали её в течение 2 часов, а потом делились впечатлениями. Но для новичка это был, конечно, серьёзный level up. И я попросил Тасара Шеренговского о сотрудничестве. Ребята согласились, увидев, что я готов делать абсолютно любую работу.
Так я переехал в Киев. Это на самом деле очень сложный процесс в Украине, не имеющий ничего общего с переездом, например, из Волгограда в Москву. Переезд из Львова в Киев - это, во-первых, абсолютно другой язык. Надо понимать, что Львов - это такой оплот украинской идеи, языка, соответственно, первые слова по-русски я сказал почти в 19 лет. Во-вторых, это совсем другое окружение, другой ритм жизни. Мне очень повезло, что Лена и Тарас были рядом. Мы активно работали, снимали дешёвую рекламу, были какие-то съёмки для модельных агентств.
Больше полугода я работал в режиме фотографа по заказу, который приезжал на место съёмки, получал техническое задание, и выполнял все ровно так, как хотел заказчик. Через полгода эта работа начала напоминать работу сантехника, места для творчества в ней не было совершенно. Я решил взять большую паузу, и примерно месяц совершенно ничего не делал. Начал анализировать, что я делаю не так, что мне не нравится в моих фотографиях. Как-то нашёл у себя на полке подаренный мне когда-то Киев-6С. И вот тогда в качестве эксперимента была моя первая съёмка на плёночный средний формат, которая всё и поменяла.
Что вы рассказываете на мастер-классах?
Мои мастер-классы не похожи на стандартные встречи, где фотограф приезжает и начинает делиться своим опытом. Мой мастер-класс больше напоминает некий бизнес-тренинг, где мы пытаемся у каждого найти что-то необычное, спланировать вместе с каждым слушателем то, каким образом ему развиваться и каким образом этим творчеством и только творчеством зарабатывать деньги.
Олег, скажите, а насколько вы зависимы от своего зрителя?
Публикуя какую-то фотографию, я всегда в дальнейшем анализирую, какое количество людей посмотрело её суммарно на всех ресурсах, просматриваю количество репостов и т.д. Но в чистом виде мнение зрителя интересует только в каком-то глобальном масштабе.
Я стараюсь очень аккуратно использовать самые простые, доступные и популярные темы, как взаимоотношения, как съёмка love story, как какие-то объекты, которые доступны для всех. Кажется, мне удается все это применять только в качестве приправы и всегда в меру. В то же время, своим творчеством управляю всегда исключительно я, и стараюсь, чтобы зритель, попадая на мою страничку, всегда удивлялся и радовался тому, что происходит какое-то движение. А это самое важное - какое-то постепенное движение вперёд. И это важнее всех денег в мире, и это главная задача, которую должен ставить перед собой творческий человек.
Я очень много времени провожу в аналитике, в анализе собственных ресурсов, в анализе своей аудитории. Конечно, ошибки есть, без них никак.
Олег, у вас на сайте и в блоге мы можем увидеть не так много ваших работ. Как вы боритесь с желанием мгновенно похвастаться чем-то, что только что сделали?
С желанием похвастаться я не борюсь и выставляю фотографии довольно-таки оперативно. Кстати, зачастую действительно фотографы выставляют лишь малую часть, я выставляю практически всё. У меня очень тщательная подготовка к каждому фотосету. В результате контролирую каждый элемент в кадре. Соответственно, каких-то неудачных или провальных съёмок сейчас нет. Такое было только в начале. Фотографии я выставляю очень оперативно. Проявить, отсканировать, небольшая коррекция в фотошопе и выкладываю.
Получается, что мы видим практически всё отснятое?
Да, практически всё. Программа, в которой я сканирую плёнку, показывает мою статистику очень достоверно. За 3 года я отснял порядка 80 плёнок по 12 кадров, практически все съемки опубликованы.
Для меня идеальная ситуация, когда за одну съёмку делается 12 кадров. Я очень тщательно подхожу именно к подготовке. Ещё до съёмки я чётко знаю, как кадр будет выглядеть. Кстати говоря, рекомендую всем, кто начинает заниматься фотографией, особенно постановочной фотографией, в первую очередь уделять больше времени на подготовку. Потому что все бесконечные фотопрогулки, фотосъёмки знакомых - это вещи, способные интересовать только людей, которые запечатлены на фотографии. А нужно ставить перед собой задачу создать что-то такое, что будет интересно более широкому кругу зрителей.
Олег, готовясь к съемке, вы что-то зарисовываете?
Схематические наброски, конечно, присутствуют. Я пытался найти человека, который смог бы рисовать под диктовку, но, к сожалению, это практически невозможно. Может быть, в будущем будут готовиться какие-то идеальные рисунки, идеальные наброски. Или, возможно, если серьёзно возрастёт сложность кадра, будут какие-то пробные съёмки на поляроид или на тестовую плёнку. На данный момент подготовка замысла происходит в схематических картинках.
А есть ли у вас ощущение, что хочется чему-то подучиться, может быть, каких-то знаний не хватает, не хочется самому посетить какой-нибудь мастер-класс?
Нет, весь мой интерес к чужому творчеству заканчивается на обычном общении. Даже самые великие фотографы, работы которых я могу просматривать, меня интересуют только в плане общения, и то это довольно-таки сомнительно. К сожалению, все мастер-классы и весь вот этот процесс обучения в России приобрёл некрасивые очертания.
А как выработать в себе уверенность в том, что ты поступаешь правильно?
Первый и самый большой совет: нужно работать с собственным архивом. Это должен быть анализ уже сделанных работ и анализ реакции на эти работы.
На мастер-классах мы обсуждаем со студентами их работы, их портфолио, и эти обсуждения происходят с таким акцентом, чтобы расставить точки, куда человеку стоит двигаться, и какая фотография, какой жанр наиболее ему близок.
Но все это возможно только после длительного анализа собственных работ, после длительного копания в своей голове. Голова каждого из нас - это такая огромная неубранная квартира, и чтобы определить, чем заниматься, необходимо сначала всё рассмотреть, понять, чем мы вообще располагаем, и уже потом всё расставить по полочкам. Если есть 2 каких-то направления, в которых человек себя чувствует комфортно, попробовать параллельно развивать их. Рано или поздно одно всё равно выпадет. Нужно изначально понимать, что в мире нет ни одного фотографа, который успешно действует во всех жанрах. Выдающихся фотографов, которые снимают всё сразу, нет.
Как вы называете жанр, в котором снимаете?
Жанровые портреты.
Иногда в этом почему-то видится fashion...
Ну, это всё специфика времени. В любом случае, это абсолютно классическая фотография, тем более, она ещё и создана классическими средствами. Просто в ней продуманы все детали и иногда соотношение одежды, локации, каких-то декораций создаёт впечатление, что над кадром трудился какой-то стилист, и есть ощущение, что это имеет отношение к фешну. Сейчас подобным образом снимают одежду, снимают журналы. На самом деле через несколько лет это будет восприниматься, как обычная классическая фотография.
Олег, откуда берутся все эти образы и сюжеты, которые мы видим на ваших работах?
Берутся они в первую очередь из собственных наблюдений, из того, что происходит вокруг. Все снимки можно воспринимать как усовершенствованные сцены из обычной жизни. Идеальная фотография - ощущение зрителя, что он подсмотрел момент. Это события, которые проходят через мои глаза, ситуации, которые видит абсолютно каждый. Грубо говоря, если бы я находился в вашей комнате, сидел бы на диване и абсолютно монотонно что-то говорил, ваше внимание постепенно бы засыпало. А вот если бы я взял и перевернул стол, вы бы сразу обратили на это внимание. Так работает мозг 99% фотографов, смотрят на самые очевидные мысли, идеи, концепты. Я стараюсь находиться в сознательном поиске сюжетов и моментов. Я могу найти вдохновение или какой-то нереальный кадр в обычной поездке в общественном транспорте, в обычной прогулке к морю.
Именно в поиске этих новых визуальных впечатлений я постоянно меняю место жительства. Вот ты приезжаешь, например, в Питер и видишь, как всё красиво и прекрасно. Проходит несколько недель или месяцев жизни в этом городе, и все эти вещи уже воспринимаются уже совершенно иначе. Есть масса творческих людей, которые живут в центре Питера, но ходят каждый день, опустив голову, в поисках вдохновения, потому что всё, что вокруг, никаким образом не впечатляет и никак не трогает их сердце. А ранней весной и в Питере, и в Киеве, и в Москве очень холодно. Поэтому я еду в южные города.
Как вообще происходит освоение нового города?
Конечно, это прогулки, наблюдения. Для меня очень важно, чтобы на съёмочной площадке присутствовала тишина и спокойствие. Приходится изучать проулки и дворики, искать, делать зарисовки, фиксировать на телефон что-то интересное. А ведь каждое место, каждая локация несколько раз в день меняет свой вид в зависимости от освещения, от погоды. Поэтому поиск может продолжаться долго.
А откуда в новом городе берутся модели?
Здесь всё просто. Сначала ты работаешь на портфолио, потом оно работает на тебя. У меня практически в каждом городе есть достаточное количество желающих поучаствовать в фотопроцессе. Проблем с этим абсолютно нет. В крайнем случае, в любой момент приедет нужный мне человек из любого города в то место, где я нахожусь.
А что дальше происходит с вашими работами? Ваши работы продаются, как это происходит?
Готовые работы я выкладываю в интернет и отправляю в агентства, с которыми сотрудничаю. Их сейчас четыре: два находятся в Европе, два - в Америке. И после этого команда менеджеров начинает работать и занимается коммерческой реализацией этих фотографий. Нужно понимать, что рынок авторской фотографии в Европе и в США существенно отличается от того, что в России и в Украине. У нас даже самые топовые писатели, самые массовые в плане тиражей авторы не стыдятся воровать снимки. А в той же Великобритании начинающий писатель, который выпустил книжечку на 400 экземпляров, понимает, что за обложку ему необходимо заплатить и год работает в закусочной). Там совсем другие механизмы и там совершенно другой подход. Поэтому в России и в Украине зарабатывать творческой фотографией очень сложно. Жить комфортно, но зарабатывать сложно.
Часто ли воруют фотографии?
Часто. Причём, самое смешное, что все корни всегда ведут в Россию. У меня совсем недавно была ситуация, когда в Лондоне выходила книга, на обложке которой была моя фотография. Эта картинка была куплена издателем, была запущена рекламная кампания, по городу были развешены борды, в книжных магазинах лежали стопочки книг. Ну и представьте себе, что через 3 дня после премьеры рядом с этими книгами появляются стопочки книг с другим названием, но с той же обложкой. В общем, был довольно серьёзный скандал. Начали копать, и оказалось, что честный немецкий писатель обратился в какую-то рекламную фирму в его городе, чтобы ему оформили книгу. Эта фирма обратилась в США, где у них были какие-то контакты, и дизайнеры передали этот заказ американцам. Цепочка дошла до Краснодара, мальчик уверенно скачал файл и оформил верстку. Так что этот заказ прошёл через весь мир, и получилась ситуация, что писатель, который заплатил деньги за оформление своей книги, в итоге получил ворованную фотографию.
Моё портфолио поделено на 4 части, примерно по 20 фотографий, и над каждым таким пакетом трудится кабинет менеджеров, которые пытаются вот этот круг клиентов, круг покупателей увеличить. Так же фотографии продаются в виде напечатанных работ. В Украине и в России эти работы продаются практически по себестоимости ради увеличения какого-то культурного уровня.
Мне бы очень хотелось, чтобы и у нас, как это принято в Европе, со временем считалось хорошим тоном подарить на день рождения какую-нибудь авторскую фотографию или иллюстрацию художника. Когда в каком-нибудь Стокгольме семья идёт на день рождения, они выбирают что подарить: или фотографию, или иллюстрацию. У нас, если ты придешь с фотографией на день рождения, на тебя посмотрят не очень одобрительно.
Олег, в каком-то интервью вы говорили, что не стоит переоценивать значение постобработки. Какое место в вашем случае занимает обработка?
Здесь нужно начать с того, что я считаю, что во главе всего стоит результат. И какими средствами тот результат достигнут, особого значения не имеет. Другое дело, что из бездарных фотографий, неудачных фотографий, даже обладая всеми знаниями мира в плане обработки, невозможно сделать хорошую фотографию. Обработка на то и создана, чтобы подчеркнуть преимущества снимка или каким-то образом скрыть самые большие его недостатки. Но значительно улучшить плохую фотографию обработкой практически невозможно.
Принимая во внимание специфику работы с плёнкой, процесс начинается со сканирования. Потом проходит цветокоррекция, иногда её бывает чуть больше, когда-то чуть меньше. Бывает, что я немного приглушаю цвета ради какой-то лаконичности, бывает наоборот. Но я не обладаю особыми знаниями в этой области, и не могу научить, как на задний план вставить медведей на велосипедах, или как создавать какие-то фотоколлажи. Мне кажется, что мне удается правильно пользоваться тонировкой кадра, и подчеркнуть всё очень простыми инструментами, тем самым создать определённое настроение внутри кадра. Таким образом, сказать, что что-то радикально меняется в процессе обработки, нельзя, потому что даже при проявке или печати есть возможность точно так же регулировать яркость, контраст и цветовую гамму снимка. Получается, что ничего больше не предпринимается.
К слову сказать, все эти желания идеального соответствия цветов на мониторе и при печати, меня очень сильно забавляют. Нужно помнить, что фотографии смотрят самые разные люди, и кто-то включает компьютер на рабочем месте, где в окно светит солнце, кто-то смотрит этот снимок в маленьком посёлке на мониторе 95-го года выпуска, который уже практически сел, кто-то включает плазму или смотрит на телевизоре, а кто-то листает всё это на телефоне. А подобная мягкость, подобная тональность помогает мне избегать каких-то серьёзных нестыковок и абсолютно спокойно отдавать в печать снимки практически в любую фотолабораторию, понимая, что плюс-минус несколько ступеней в тональности ничего существенно не меняют в восприятии.
В связи с этим у меня фотографии очень редко имеют название, потому что я не хочу человека ставить в рамки каких-то своих мыслей. Ведь мои мысли - это вот этот снимок, а дальше человек должен уже сам придумать себе историю и сам её прочитать, отталкиваясь от собственной головы.
Олег, а почему именно плёнка?
Для меня разница между плёнкой и цифрой - это не столько разница в качестве изображения или в каких-то технических моментах. В первую очередь это разница в подходе. Вот эта длительность процесса, вот эта сложная игра, она предполагает очень серьёзный подход. Человек, у которого в руках цифровая камера, подсознательно делает безумное количество лишних кадров для того, чтобы себя обезопасить. В то же время он не полностью контролирует то, что в этом кадре происходит. Перед тем, как нажать на спуск, я же вынужден контролировать положение каждого пальчика модели, движение каждого объекта. Вот эти 12 кадров на съёмку- это рамки, которые очень организовывают, а сам подход помогает всё очень чётко планировать и получать именно тот результат, который предполагается.
А в самом процессе работы с плёнкой я вижу такую очень крутую экстремальную игру. После нажатия кнопки ведь так и не понятно, что там получилось, потому что когда происходит спуск, в этот момент в плёночной фотоаппарате становится темно. Ведь я вижу только то, что случилось за долю секунду до и после этого момента. Адреналин, происходящий во время ожидания результата проявки, которая всегда сопровождается человеческим фактором, вот этот постоянный риск, всё это как прогулка по лезвию ножа. В этом тоже есть свои прелести, своя магия. Я надеюсь, что в ближайшее время этот процесс ещё будет доступен, но уже сейчас в маленьких городах всё это довольно-таки сложно.
Давайте поговорим про ваш фирменный квадрат. Вам никогда не хотелось сделать прямоугольную картинку?
Во всех учебниках по композиции квадрат фигурирует как такая идеальная форма. Я изначально прочувствовал удобство работы именно в квадрате. Сейчас мне что-либо менять бессмысленно, потому что это было абсолютно осознанное решение. У меня никогда не было желания перейти на узкий формат или компоновать кадр прямоугольно, хотя я понимаю, что чисто композиционно прямоугольник более интересен и более сложен.
Вы говорили, что плохую фотографию не спасёшь никакой обработкой. А что такое хорошая фотография?
Сложный вопрос. Мне кажется, хорошая фотография для каждого хороша по-своему. Для меня это определённая гармония, которую сложно объяснить конкретными словами. Конечно, фотография - это продуманная композиция, это световой рисунок, это наличие какой-то мысли, какого-то посыла к зрителю. Но гармония - это, наверное, что-то такое, что находится чуть выше таких сухих данных, как расположение композиционного центра или цветовое решение. Для меня очень важно, чтобы от просмотра кадра было ощущение хотя бы прочитанной заметки, я уже не говорю об ощущении прочитанной книги.
А как правильно подходить начинающему к самоанализу? Если, с одной стороны, нежелательно погружаться в чужое творчество, то как научиться самостоятельно понимать, что хорошо, а что плохо? Как научиться этому самоанализу?
Ну, ваш
ресурс представляет какие-то инструменты для определённого старта. Для начала нужно чётко определить, действительно ли этим стоит заниматься, и в какой мере этим стоит заниматься. Попробовать внутри себя решить, что такое фотография в моей жизни. Ответ, что фотография в моей жизни - это просто хобби, тоже очень хороший ответ.
Меня иногда очень смешит, когда я встречаюсь со своими учениками на мастер-классе. Дело в том, что на все мастер-классы я езжу со своей камерой Киев 6С, которую на любом блошином рынке Украины можно купить за $20, и беру объектив, который стоит порядка $30. А напротив меня в группе всегда сидят люди с техникой за несколько тысяч долларов, но человек ещё даже не начинал снимать. И возможен вариант, что после проведенного анализа человек вообще перестанет так упорно рваться в фотографию.
Необходимо отталкиваться от собственного характера и принять какое-то глобальное решение, как заниматься фотографией и насколько это будет серьёзный подход. Дальше уже отталкиваться исключительно от того, какие снимки получаются лучше всего. Даже анализ в виде просмотра собственной галереи и подсчёта «лайков» позволяет каким-то образом хотя бы направление понять.
Нужно изначально поставить себе такие рамки, что никакая обработка в будущем мои кадры улучшать не будет, на этом не стоит делать акцент. Никакая техника не сможет улучшить мои фотографии, я не буду тратить на это безумные деньги. Никакие чужие фотографии, вдохновение чужим творчеством не сделает меня ровней этому фотографу, это будут просто попытки копировать. И если получится что-то стоящее, мне сразу укажут, потому что всегда найдётся тот человек, который возьмёт за макушку и тыкнет в источник твоего вдохновения, в оригинал этого снимка. В этом нет никакого прогресса, этим не стоит заниматься.
Очень важно погрузить себя в атмосферу очень качественного материала/контента. Просматривая низкокачественные российские сериалы, невозможно снять выдающийся фильм. Точно так же как человек, который вырос на низкокачественной поп-музыке, никогда в жизни не напишет оперу. Это нужно понимать. Всё что мы пускаем внутрь себя, все это несознательным образом выходит через то, что мы создаём. Поэтому нужно, чтобы наша жизнь была заполнена только качественным материалом, только качественным контентом, качественными фильмами, музыкой, фотографиями.
Люди просто тонут в тоннах фотоспама в соцсетях, на фотосайтах. Они тонут в этих комментариях, которые их расстраивают, которые отбирают силы. Но это всё не имеет никакого отношения к творчеству. Только когда человек сможет правильно посмотреть на фотографию и оценить себя, он начнет делать первые шаги.
Фотограф
Олег Оприско (
oprisco)
Страница Олега Оприско на Facebook В интервью принимали участие
romashka7 и
vikont_mart