Интервью с Михаилом Воробьёвым

Jul 10, 2012 11:03

Увидев работы Михаила Воробьёва (mb_world), хочется бросить всё, взять камеру и отправиться в экзотические страны, чтобы окунуться в бескрайний мир, наполненный невероятными красками.





Михаил, а Вы можете как-то определить момент, когда Ваши путешествия совершенно точно стали связаны именно с фотографией, стали целенаправленно фотографическими путешествиями?

Путешествую я достаточно давно и всегда любил фотографировать. Но к сознательному процессу съемки, с применением базовых правил, приемов и т.д. пришёл относительно недавно. Конечно, какое-то художественное начало у меня было ещё с детства: я всегда любил рисовать, это мне передалось от отца, который весьма успешно рисовал картины. В школе мне довелось даже участвовать в различных художественных олимпиадах и конкурсах.

Когда я начал активно путешествовать, первым делом я приобрел себе фотоаппарат - мыльницу Olympus. Но все фотографии того времени были на уровне «для отчётов», и представляли собой исключительно иллюстрации к отчётам о моих поездках, которые я публиковал на своем сайте.

Летом 2007 года я осознал, что мыльницы мне недостаточно для реализации своих творческих задач, и я приобрел свою первую зеркальную камеру Canon 30D и широкоформатный объектив Canon 10-22 mm. В то время мне очень нравился эффект ширика, для выделения переднего плана при съемке пейзажей.



Сразу после покупки я отправился в Лондон. Поехал я подготовленным, кроме новенькой зеркальной камеры я захватил штатив. Всю неделю я с большим увлечением осваивал новый аппарат, но получалось не совсем удачно. Я фотографировал только в JPEG, часто используя автоматический режим, выставлял высокие ISO, совершал и другие технические ошибки. В итоге, вернувшись домой и, просмотрев результаты, был крайне разочарован. Этот неудачный опыт на время отбил у меня желание фотографировать, я плюнул и забросил камеру на дальнюю полку.

Прошло несколько месяцев, и я отправился в очередное путешествие по Западу США. К этому времени я изучил возможности своего фотоаппарата и в этой поездке уже использовал его более умело и осмысленно. Плюс, надо отдать должное уникальным пейзажам Запада США, которые словно созданы для фотографии. Полученным материалом я был доволен. Я почувствовал “вкус” фотографии. С этого момента приоритеты стали меняться. Теперь я старался выбирать страны и маршруты своих будущих поездок в пользу фотографии.

Первое фото-путешествие я совершил в 2010 году в Йемен. Я привез большой архив уникального материала, который стал толчком для перехода увлечения фотографией на новый уровень. С этим материалом меня пригласили в проект «Мир глазами блоггера», участие в котором я считаю большой удачей. Я оказался в одной компании со многими именитыми фотографами, на работах которых я еще недавно учился.

С выходом книги, стали поступать предложения для участия в различных фото мероприятиях. Меня приглашали в коллегию жюри в фотоконкурсах, я участвовал в разных фотовыставках. Мои фотографии вышли за рамки домашнего фотоальбома, который я показывал друзьям и близким, и стали вызывать интерес более широкого круга людей.

Еще одним шагом вперед, я считаю прошлогоднюю поездку в Китай в компании создателя проекта Мир глазами блоггера - профессионального фотографа и просто интересного человека Володи Трофимова, у которого я многому научился. Нас было четыре фанатично увлеченных фотографией человека. Самый главный плюс этой ситуации заключается в том, что мы постоянно стимулировали другу друга.

Каким образом? Ну, фотография - это весьма тяжелое хобби! Каждый день мы вставали в три-четыре утра, чтобы к восходу солнца выбрать точку съемки. Сейчас я уже с улыбкой вспоминаю, как каждое утро, злобно матерясь, мы сонные выползали на тёмные холодные улицы, в надежде компенсировать свои мучения фото шедевром. Далеко не всегда это удавалось. Часто приходилось возвращаться без результата, тем не менее, следующим утром вновь все повторялось.Та поездка меня многому научила. Как техническим нюансам, так и дисциплине в фото-экспедиции.



Можно ли сказать, что у Вас есть какое-то предпочтение именно с точки зрения картинки? Что хочется в первую очередь снимать?

Когда я начинал, меня интересовал только один жанр - пейзаж. Именно поэтому первым объективом стал широкоугольник. Но несколько лет назад, во время путешествия по Индонезии я почувствовал, что одного пейзажа мне уже недостаточно. Я видел настолько колоритных людей, настолько интересную местную жизнь, совершенно другую культуру, что невольно появилось желание это запечатлеть. Я увлекся жанром и съемкой портретов. Как сразу выяснилось, это очень сложный тип съёмки. Необходимо поймать характерный момент, интересную жизненную ситуацию, которая ярко передавала бы атмосферу. Это далеко не всегда получается удачно.

С тех пор моим главным приоритетом в фотографии является два направления съёмки - жанровый портрет и пейзаж, хотя иногда я люблю экспериментировать и в других жанрах.

Михаил, поделитесь секретом, как снимать незнакомых людей? Нужно ли спрашивать их разрешение на съёмку?

Нет, спрашивать не нужно.

А по морде за это когда-нибудь получали?

Нет, по морде не получал )). Но пару раз неприятные ситуации возникали, когда я встречал агрессию. Это было в арабских странах (в Египте и Йемене). А вообще, в разных странах, разные условия съёмки.

Например, в арабских странах запрещено фотографировать женщин. Но в том же Йемене была ситуация, когда женщина, увидев меня с большой камерой наперевес, сама подошла и попросила её сфотографировать.

Главный принцип - поймать человека в тот момент, когда он ещё не понимает, что его фотографируют. Тогда кадр получится живым. Именно поэтому я не спрашиваю у человека разрешение на съёмку, прежде чем нажму кнопку затвора.



Как я это делаю? Я вижу интересного человека, которого хочу сфотографировать, быстро вскидываю камеру и делаю серию снимков. Когда человек замечает, что его фотографируют, в ответ я ему улыбаюсь, показывая своё радушие. Как правило, это снимает любое напряжение. Но в редких случаях, если при виде камеры человек проявляет агрессию, всегда можно переспросить: «Нельзя снимать? Ок, дружище… нет, так нет. Всё, я убираю камеру, съемки больше не будет»

Второй важный момент - по возможности я стараюсь после съёмки подойти к человеку и на экране камеры показать результаты. Как правило, люди улыбаются и очень радуются. Это их раскрепощает и удаётся наладить позитивный контакт.

Бывает так, что человек, увидев меня с камерой и определив мои намерения, начинает позировать, лишив кадр естественности. В этой ситуации я поворачиваюсь чуть в сторону, всем своим видом демонстрируя, что я не собираюсь его фотографировать, а меня интересует совсем другая точка съемки и жду, боковым зрением продолжая наблюдать за человеком в ожидании, что он расслабится и вернется к своему естественному состоянию. В этот момент вновь разворачиваюсь, выстреливая серию кадров. Часто такой прием позволяет получить весьма интересные фотографии.

В Китае фотографировать людей было достаточно просто. Например, был такой случай: мы гуляли по улице в городе Гуйлинь и чуть в стороне, под тенью дерева я заметил дедушку в соломенной шляпе. Он занимался гаданием какому-то случайному прохожему. У него было такое хитрое выражение лица, что я решил обязательно сфотографировать это. Я подошел к ним, чем нарушил естественность происходящего процесса. Дедушка стал с любопытством коситься на меня, не понимая, зачем я здесь и что мне нужно.



Я положил фотоаппарат на колено и стал наблюдать, всем своим видом демонстрируя, что меня очень увлекает процесс гадания. Прошла пара минут, и дедушка расслабился, потеряв ко мне всякий интерес. Выждав еще минуту, я неспешно поднял фотоаппарат и стал снимать, получив весьма интересные жанровые кадры.

Михаил, расскажите про страны, оставившие для Вас наиболее яркие впечатления. В какие страны хочется вернуться, куда имеется смысл отправиться?

Сейчас меня всё больше тянет в какие-то совсем нетуристические места. Чем меньше в стране туристов, тем больший интерес она вызывает у меня. Я ни разу не был в Африке. Планирую поездку на НГ каникулы в Эфиопию, где хочу посетить уникальные места с действующими вулканами, а так же племена в долине Омо.

На следующий год у меня в приоритете Центральная и Южная Америка, где мне ещё не доводилось побывать (кроме Кубы). Можно сказать, что та часть земного шара для меня остается белым неизученным пятном.

И как Вам Куба?

Это была спокойная семейная поездка. Мы арендовали машину и за 21 день объехали почти весь остров. Куба очень яркая страна, безусловно представляющая интерес для фотографа. Кубинцы очень энергичные и весёлые люди, которые, несмотря на скромные условия жизни, постоянно излучают позитив. Яркие краски, колоритные люди, самобытная архитектура, ретро автомобили на дорогах, - все это привлекает как туристов, так и людей с фотоаппаратами.

Во время поездки, я много фотографировал, но на тот момент имел очень скромное техническое снаряжение. У меня был комплект бюджетной оптики, что негативно сказалось на качестве полученного материала. Даже сейчас, накопив немалый опыт работы в фоторедакторах, я понимаю, что не смогу вытащить требуемое качество из тех фотографий, т.к. они изначально имеют низкое качество. Ложкой дегтя в бочке меда, которая подпортила радужные впечатления от поездки, стали два существенных минуса.

Во-первых, это отсутствие сервиса и инфраструктуры. Приезжая в глубинку острова, вы не найдете ни отелей ни ресторанов. Для проживания мы использовали частные квартиры, называемые каса (casa). Иногда можно найти касу вполне приличного уровня, но по большей части условия спартанские: горячей воды нет, грязно, пыльно.

Вторым минусом для меня стало отсутствие разнообразной и привычной еды. В касах нам предлагали или лобстера или жареные креветки. В Москве, после таких слов, большинство с непониманием воскликнет: «Вот зажрался!»
Но реальность такова, что после трёх дней употребления лобстера на завтрак, обед и ужин, начинаешь с тоской вспоминать о сосисках или пельменях. Какая бы кухня не была вкусной, она должна быть разнообразной. На Кубе это разнообразие отсутствовало, что весьма сильно напрягало.

Но в целом, Куба мне, безусловно, понравилась и при случае я с большим удовольствием туда еще вернусь…



А в Северную Корею не хочется отправиться?

Для меня она не очень интересна в плане фотографии, я не вижу никаких ярких образов для себя. Хотя, безусловно, я понимаю, что это уникальная страна, пожалуй, единственная в своём роде. И при наличии свободного времени, я с большим интересом посетил бы Северную Корею.

Михаил, а чем Вы ещё занимаетесь помимо фотографии?

Моя профессия совершенно не связана с фотографией. Я работаю в IT сфере и занимаюсь информационной безопасностью. Конечно, у меня иногда возникает желание полностью заняться фотографией. Но на данный момент, к сожалению, фотография вряд ли сможет приносить стабильный высокий доход. Для этого нужно либо быть звездой мирового масштаба, чтобы твои фотографии продавались в крупные издательства или частные коллекции, либо заниматься организацией косвенных тем, например, организовывать фото-туры.

Поэтому сегодня я совмещаю приятное с полезным - работаю в своей сфере, зарабатывая средства, и трачу их на своё хобби - путешествия и фотографию. Всё-таки надо признать, что я выбрал довольно дорогое увлечение )

Михаил, расскажите про проект «Мир глазами блоггера». Кому изначально пришла эта идея, и как Вы попали в этот проект?

Вся идея этого проекта принадлежит Володе Трофимову. Главная идея проекта - собрать рассказы и фотографии ТОПовых и наиболее интересных блогеров из соц. сети LiveJournal и опубликовать книгу, тем самым донести до офлайн читателей уникальный контент, живущий в рамках сети интернет.

Володя Трофимов из Уфы и он лучше других знает, что в регионах России не все активно используют интернет.
Но для реализации идеи, Володе не хватало личных контактов, чтобы собрать этот материал. С этой целью он обратился к известному и уважаемому блогеру - Павлу Косенко. У Паши достаточно обширный круг общения в LiveJournal и он согласился помочь в поиске авторов. Тогда-то мне и предложили принять участие, чему я был безумно рад.

Далее шла долгая процедура подготовки, редактирования, вёрстки и печати книги. И наконец, в ноябре прошлого года, как раз когда я вернулся из Китая, книга вышла в свет. После официальной презентации начались продажи в сети и книжных магазинах по всей стране. Очень скоро выяснилось, что проект не только уникален и интересен, но и коммерчески успешен. Почти весь тираж очень быстро разошёлся по рукам покупателей. Сегодня готовится вторая книга в рамках этого проекта - “Россия глазами блоггера”, где я так же принял участие.



Кстати, проект не ограничивается только изданием книг. Так же планируется организация фотовыставок, мастер-классов известных фотографов и путешественников, возможно проведение фото-туров. В мае состоялось открытие выставки на Цветном бульваре, где собраны подборки лучших фотографий от авторов первой книги.

Расскажите про сотрудничество с журналом GEO.

Одна из моих китайских фотографий была отобрана редакторами сайта GEO и принимала участие в выставке, которая состоялась в GEO- кафе на Китай-городе.

В июльском номере журнала напечатана моя фотография, сделанная во время недавней поездки по Восточной Турции. Традиционно, это была фото-экспедиция. Мы арендовали машину в Анкаре и за десять дней проехали несколько тысяч километров. Эта была интересная и полезная поездка. Начиная свой маршрут в Анкаре, в финале мы добрались до озера Ван, расположенного недалеко от границы Турции и Армении.



Эта часть Курдистана считается неспокойной частью Турции. Как следствие, повсюду можно встретить воинские части, блок-посты, вооруженные эскадроны, крупную военную технику. Побывали в городе Ван, где в прошлом году случилось землетрясение. Там до сих пор можно встретить разрушенные дома и людей, живущих в палаточных городках. К сожалению, в поездке нам фатально не везло со светом, закаты-рассветы были весьма скучны. Как следствие, получилось привезти не так много хорошего фотоматериала.

Ещё одна моя фотография, которая была отобрана редакторами журнала ГЕО для последующей публикации на страницах журнала - «Великая Мечеть в Абу Даби». Я её сделал во время поездки в Арабские Эмираты, где мы вдвоём с приятелем на арендованном автомобиле за несколько дней объездили всю страну. Это была исключительно развлекательная поездка, поэтому фотоаппарат я доставал крайне редко.



Вы имеете опыт сотрудничества с путеводителями, расскажите об этом.

Это интересная история. Несколько лет назад, у Дмитрия Крылова выходила серия путеводителей по разным странам, и ко мне обратился главный редактор. Он представился, сказал, что готовится путеводитель по Вьетнаму, что они вместе с Дмитрием Крыловым очень долго ездили по стране, собирая материал. Но до острова Фукуок, который так же упоминался в путеводителе, добраться не успели. И связи с этим хотели бы использовать мои фотографии для иллюстрации в путеводителе.

В одном из русскоязычных журналов, издаваемых в Таиланде, публиковалась моя большая статья о поездке на автомобиле по дорогам Северного Таиланда, вдоль границы с Бирмой.

Бывает, что ко мне обращаются с просьбой использовать мои фотографии в разных проектах, и практически всегда я даю своё согласие. Я открыт для любой формы сотрудничества, всё зависит от конкретики.

Например, недавно ко мне обратились ребята из сообщества радиолюбителей. Они командой ездили в Йемен на остров Сокотра, устанавливали радиовышки. Откровенно говоря, я не совсем вник, с какой целью это делалось. И вот по следам поездки они решили издать памятные открытки (тираж более 30 тысяч), с изображением острова, для чего и обратились за моей фотографией.

Так что предложения поступают достаточно часто, иногда на коммерческой основе, чаще нет. Но я занимаюсь этим не ради заработка. Как я уже говорил, фотография - это мое хобби.



Вам хотелось бы, чтобы Ваше увлечение фотографией стало профессией?

У меня тут двоякое ощущение. В своё время моё увлечение компьютерами переросло в профессию, но постепенно мне это стало уже не так интересно, т.к. стало каждодневной работой. И у меня есть опасения, что с фотографией может произойти так же. Сейчас я делаю то, что нравится мне, я получаю от процесса и конечного результата моральное удовлетворение. А когда придётся фотографировать под диктовку, следуя указаниям заказчика, думаю, что фотография перестанет приносить мне удовольствие.



Получается, что и шедевр на заказ создать невозможно?

Понятие «шедевр» - очень относительное определение. Честно говоря, не очень понимаю этот термин. Что такое шедевр? Я могу назвать миллион фотографий, которые для меня являются шедеврами. А другие посмотрят на них и скажут: «Ну… ничего так… симпатичные». Я и по своим фотографиям могу сказать.

Не раз сталкивался с такой ситуацией, когда какая-то определенная моя фотография мне кажется очень удачной, а у большинства зрителей она эмоции не вызывает. И наоборот, смотрю на свою работу, которая вызывает весьма бурный отклик у публики, а для себя не могу понять, чем так все восторгаются.



Хотя, с опытом я уже приобрел определённый навык определения критериев, которые нравятся широкому кругу публики.
Люди любят яркие картинки. Несколько дней назад, я опубликовал фотографию из Турции - пейзаж реки Евфрат. Картинка получилась очень яркая, пёстрая. На этой фотографии я впервые пробовал новый ФШ (Ps CS6), в котором применяется другой алгоритм конвертации RAW. Я ничего не накручивал и не дорисовывал никаких цветов, а просто усилил контраст. В итоге, на фотографии проявились яркие насыщенные краски. Картинка изначально сама по себе была довольно сочная, но при усилении контраста приобрела ещё более нереальный цвет. Эти неестественные цвета смутили меня, и я решил её не публиковать.

Прошло время, и я показал эту фотографию приятелю, который профессионально занимается фотографией и чье мнение для меня весьма авторитетно. И как же я был удивлен, когда он уверенно заявил, что эта фотография интересна и имеет право на жизнь. Мне стало любопытно, как отреагируют другие зрители, и я выложил её в интернет на суд критиков.

И действительно, как ни странно большинству зрителей эта работа понравилась. Причём, нашла положительный отклик даже среди профессиональных фотографов.

Видимо настал момент поговорить про обработку. Вы обрабатываете в основном в ФШ?

Да, я использую ФШ. Проявляю в ACR (Adobe Camera Raw) с минимальными базовыми установками, и дальше идёт шлифовка уже в самой программе ФШ.

Где Вы этому учились?

Учился исключительно сам, ни на какие специальные курсы не ходил. Собирал по крупицам информацию в интернете, в ЖЖ. Уже позже, когда у меня накопился определённый опыт работы в фоторедакторах, я посетил мастер-класс Паши Косенко “Живая цифра”, где приобрёл весьма полезные знания. Могу смело его рекомендовать.

Кроме этого у меня есть какое-то своё внутреннее, художественное видение. Кому-то нравится, кому-то нет, но у меня есть свой взгляд на фотографию и на то, как она должна выглядеть. Я никогда не обрабатываю фотографию по четко заданному алгоритму, каждая новая работа это импровизация. В моем арсенале есть базовый набор инструментов и приёмов, которые я на каждой фотографии применяю индивидуально.

Так же могу посоветовать книги Дэна Маргулиса, которые меня очень многому научили на начальном этапе. Я считаю эти книги настольной библией любого, кто хочет научиться глубоко владеть инструментами и приёмами обработки в Фотошопе.



Чьи работы Вас вдохновляют, чьи фотографии хочется смотреть?

Когда я только увлекся фотографией, большое влияние на меня оказали классики, такие как Ansel Adams или Galen Rowell. Из современных фотографов могу назвать несколько имен: Patrick Di Fruscia, Mitchell Kanashkevich, Joey L.

Михаил, расскажите про Ваше техническое оснащение. Какими камерами Вы снимаете, какими объективами Вы пользуетесь?

Сейчас я фотографирую на Canon 5D Mark II и 4 объектива серии L. Всё это хозяйство, которое в сумме весит более десяти килограммов, я таскаю в большом рюкзаке. Так же я использую градиентный фильтр фирмы Singh Ray, это позволяет компенсировать пересветы в верхней части кадра, и получить сбалансированную фотографию.

Сейчас присмотрел себе фильтр Kenko, который позволяет устанавливать нейтральную плотность от двух ступеней до бесконечности. В результате, можно экспериментировать с выдержкой, получая широкое поле для творчества.



Как же в походных условиях всё это «переобувать», менять объективы?

Это сложно. Например, в Китай я брал свою старую камеру Canon 30D и снимал с двух камер: на одной телевик, на другой широкоугольный объектив, что оказалось очень продуктивно и удобно. Единственный минус - качество 30D меня уже не устраивает по многим параметрам, поэтому к следующей поездке в Китай я хочу приобрести Canon 5D Mark III, чтобы иметь возможность вести съёмку с двух Марков.



Михаил, а на плёнку Вы фотографировали?

В детстве, как и многие из нас, я фотографировал на плёнку и даже сам занимался проявкой. Хорошо помню тёмную ванную комнату, светит красная лампа, на столике две ванночки, в одной из них проявитель, в другой - закрепитель.
Но в более зрелом возрасте опыта съемки на плёнку у меня нет. Я сторонник прогресса и современных технологий. И бытующее мнение о том, что плёнка круче, лучше и т.д. я не поддерживаю.

Сейчас цифровые технологии достигли такого уровня, что я не вижу преимуществ плёнки, а вижу только сложности. А зачем усложнять себе творческий процесс?

А какое количество снимков Вы отправляете в корзину?

С каждой поездкой остаётся всё меньше и меньше фотографий. Появляется опыт, более острый взгляд. И если раньше мне какая-то фотография понравилась бы, сейчас она мне может быть не интересна. Сейчас я более критично отношусь к отбору фотографий.

В недавней поездке по Турции у меня была идея фикс - запечатлеть молнию. Мне представился такой случай, когда в наш заключительный вечер в Каппадокии на небе периодически сверкала молния, которую я пытался поймать. Но, к сожалению, поймать удачный кадр у меня тогда так и не получилось.



Что такое интересный кадр? Это какое-то событие или всё-таки некое композиционное схождение?

Если говорить о пейзаже, то в кадре должна присутствовать изюминка, возможно, необычный свет, цвет, атмосферное явление и т.д. А если говорить про жанр, то здесь хочется поймать какую-то оригинальную ситуацию или харизматичную личность. В связи с этим у меня давно зреет мысль отправиться в Индию, где, как мне кажется, таких личностей очень много…

На Новый год мы с сыном ездили в Испанию. Эту поездку я выиграл в фотоконкурсе. Так вот там я не снял ни одного портрета. Ну не интересна мне Европа. Архитектура там красивая, да, но с точки зрения фотографии она у меня не вызывает особого интереса. За две недели каникул мы объездили почти всю Испанию. Безусловно, страна мне очень понравилась, и я с большим удовольствием вернулся бы сюда для отдыха, но при этом камеру я бы вряд ли захватил. Это исключительно моё мнение и я знаю многих людей, которые со мной не согласятся. И это нормально, у каждого свой взгляд, своё мнение.



Кстати, у нас в России фотографам периодически заламывают руки со словами «здесь снимать нельзя», «там снимать тоже нельзя». Это только у нас или везде так?

Везде такое есть. Особенно в Арабских странах, где часто можно наткнуться на военный объект или базу, которые не сразу и заметишь. Вот так направляешь фотоаппарат снять очередной пейзаж, как откуда ни возьмись, подбегает человек в форме и энергичными жестами показывает, что здесь снимать запрещено. Но должен заметить, что у них это всё происходит очень доброжелательно. Вежливо, но настойчиво запретят съёмку, но ни какой агрессии при этом не проявят. С такими ситуациями я сталкивался и в Египте, и в Йемене, и в Турции, и даже на северном Кипре.

Кстати о Кипре…На северной части острова, которая сейчас занята Турками, есть небольшой курортный городок - Кирения, куда мы ездили с друзьями на машине. Там есть изумительный пляж, очень красивое место с бирюзовой водой и белоснежным мелким песком. А на высоком холме, прямо над городом, стоит старая крепость.

И вот я решил подняться на эту крепость, чтобы сделать панораму города, с высоты птичьего полета. Поднимается мы наверх, я достаю камеру и вдруг, откуда ни возьмись, появляется военнослужащий с автоматом наперевес, бежит на меня и «No photo, no photo!». Оказалось, рядом с крепостью турки построили военный объект и теперь фотографировать в этом месте категорически запрещено.Обидно, такое место испортили…



В Йемене, на острове Сокотора тоже был подобный случай. Едем на машине из столицы острова на восток, к пляжу Каланасия. Дорога тянется вдоль берега моря, вокруг кроме нас ни души. И тут я замечаю ржавые корпуса танков - остатки присутствия советский базы во времена СССР. У меня в голове сразу вырисовывается интересный кадр: синее море, белоснежный песок, а вдоль кромки воды стоят ржавые остовы советских танков.

"Стой", - говорю нашему водителю и лезу в рюкзак за камерой. Но водитель, заметив мои действия, испуганно затряс головой. "No, no!" Гворю:“Что значит No?! Тут же нет никого!”. А он мне в ответ: «Это ты так думаешь, что никого нет. Сейчас, как только ты достанешь фотоаппарат, сразу появятся военные и заберут нас для выяснения обстоятельств! Посадить, конечно, не посадят, но времени можем потерять много. Здесь постоянно следят, прецеденты уже бывали и не раз». Так мне и не удалось снять эти танки…

Михаил, а путешествия по России так же вдохновляют?

Когда-то по служебным делам я объездил все крупные города России от Мурманска до Иркутска. Но тогда я ещё не увлекался фотографией, да и свободного времени особенно не было. Поэтому Россию я посмотрел, но фотографий не собрал.  Единственное яркое место в моей коллекции - Соловецкие острова, где я был в прошлом году. Я давно хотел туда попасть. Причём, одним из решающих факторов стал просмотр фильма «Остров» Павла Лунгина. И вот в прошлом году я наконец-то смог осуществить эту идею. Мы ездили из Питера на машине. На Соловках провели три дня, попав в очень удачное время белых ночей, когда можно гулять и фотографировать круглыми сутками. И я собрал большой материал, часть из которого войдет во вторую книгу “Россия глазами блоггера”

Россия богата интересными местами, куда есть большое желание добраться. Например, Камчатка, с ее дикими краями и вулканами. Конечно, очень интересен крайний Север, хочется попасть за полярный круг. Но, к сожалению, такие поездки весьма дорогостоящее удовольствие, поэтому дальше желания дело пока не сдвинулось.



Очень многие, отправляясь в путешествие, хотели бы привезти более-менее приличные фотографии из отпуска. Можете ли Вы дать какие-то рекомендации?

Главное - побороть свою лень. Всё-таки не зря существует определение режимного времени. Это очень важно в фотографии, и это надо использовать. Поэтому не пропускайте рассветы и закаты, хотя я понимаю, что бывает крайне сложно в отпуске вставать в 4 утра ради нескольких кадров.

Второй момент - используйте штатив. Днём это не так актуально, но в режимное время - обязательное условие. Естественно, это не касается жанровой съёмки.

И в заключении, последний совет: не бойтесь экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи. Это касается и технологии съемки, и поиска кадров, и обработки.



Как Вы относитесь к критике?

Раньше относился очень болезненно. Сейчас стал мудрее, опытнее, и, как следствие, отношение стало более спокойное.
Я считаю, что здоровая критика нужна и очень полезна для понимания своих недостатков и творческого роста.

А вот на необоснованную критику типа: «отстой!», «ерунда!», «так не бывает!» и т.д. я давно не обращаю внимания. Фотография может нравиться или нет. Она не должна нравиться абсолютно всем. У всех разные вкусы, взгляды, цветовое восприятие и т.д. А я всего лишь показываю мир таким, каким я его увидел.



Фотограф Михаил Воробьёв (mb_world)
Портал о путешествиях и фотографии Михаила Воробьёва: mb-world.ru

В интервью принимали участие romashka7 и vikont_mart

Тема дня с Михаилом Воробьёвым
Большая иллюстрированная версия интервью с Михаилом Воробьёвым

mb_world, romashka7, интервью, vikont_mart

Previous post Next post
Up