Можно долго спорить о преимуществах и недостатках цифровой фотографии, сравнивая её со снимками, которые сделаны на плёнку. На мой взгляд, эти споры становятся бессмысленными, когда видишь работы Анастасии Бушевой (
katuslomo), которой удаётся примирить непримиримых спорщиков и рассказать о главном: о людях, которые попали в её кадр.
Настя, у Вас очень разножанровое портфолио. Но кроме всего прочего в глаза бросается достаточно редкая на сегодняшний день съёмка - мужской портрет…
О, я страдаю от нехватки мужских типажей. Для меня мужская красота - вещь мифическая, по сути. Мне нужна харизма. Для меня при выборе модели главное - чтобы человек меня заинтересовал. У меня требований как таковых в принципе нет. Бывает такое, что сначала смотришь на человека и думаешь «О, Боже…», а потом поговоришь с ним и понимаешь, что этот человек - это что-то! И вот если это удастся передать, это будет просто волшебно.
Когда у меня началась гонка за мужскими портретами и типажами, мне знакомая девочка-актриса подкинула несколько актёров. Один из них театральный актёр, второй снимается в кино, третий ведёт передачи на ТВ. С двумя из трёх мы встречались, общались и снимали.
Сейчас я очень часто снимаю дома, хотя раньше не понимала, как можно снимать дома, да и что там можно снять. Паша - актёр, приехал ко мне домой, и мой сын был от него в восторге и не отходил от него ни на шаг. И сразу становится понятно, почему Паша стал актёром. Он вообще оказался очень клёвым, и я бы очень хотела его ещё поснимать. На фотографии он получился этаким Пьеро.
А иногда получается так, что человек в жизни выглядит совсем не так, как на фотографии, и непонятно, как так получается. Смотришь на человека, фотографируешь его, а он другой. И на самом деле я к этому отношения не имею. Волшебство!)
Настя, а Вы можете выделить какие-то качества, которыми должен обладать фотограф?
Вообще, есть одна закономерность. Когда идут к фотографу? Когда всё плохо, или наоборот, когда всё хорошо. Например, одна моя знакомая, бывает, что пропадает на некоторое время, а потом вдруг появляется и говорит: «Настя, пойдём фотографироваться, я очень хочу! У меня столько идей, столько платьев! И в белье хочу, и можно без белья!». Значит всё плохо у человека, значит, ему нужно самоутвердиться, значит, он хочет придти поговорить, хочет увидеть себя красивым на фотографии. Мне кажется, что нужно уметь разговаривать, это важно.
Хотя, я слышала легенды (не знаю, может так оно и есть), что некоторые люди приходят в фотографию ради красивых девушек. Я вот очень люблю красивых женщин, но у меня есть недостаток - я всё-таки больше люблю мужчин, существенно больше. Поэтому, наверное, надо любить модель, ценить. Когда я смотрю на человека, я всегда стараюсь найти в нём что-то хорошее.
Есть ли у Вас какой-то человек, которого очень хотелось бы снять?
Хочется, но не можется? Нет, нет такого. Вообще фотографию делает либо модель, либо фотограф, либо её нет. И вот у меня в первое время фотографии были красивыми только потому, что на них была очень красивая девочка. Но эта девочка не увлекается фотографией, она не модель, она себя не видит в этом. Она то появлялась, и я её снимала, то периодически пропадала. И вот когда она в очередной раз пропала, я её нашла и предложила поснимать. А она мне сказала, что больше этим не занимается. Я, конечно, расстроилась. А потом увидела её фотографию у другого фотографа и поняла, что меня «слили». И с тех пор у меня такого нет.
Вообще, у меня есть одна мечта. Я безумно люблю Земфиру, точнее, старые её песни. Моя самая любимая её песня - ПММЛ. Вот на эту песню у меня есть в голове картинка, есть один кадр.
Но от того, что я сниму какую-то звезду, ничего в моей жизни не изменится, лучше я снимать не стану. Я фотографию просто люблю, и у меня нет цели «срубить бабла». Я просто люблю то, что я делаю. Конечно, я была бы не против, если бы у меня появилась муза… Но пока её нет.
Кто Ваши обычные клиенты, заказчики?
Если говорить о коммерческих съёмках, то это, как правило, семьи, и те, у кого только что родились дети. Почему я снимаю новорождённых именно в первые две недели? Потому что потом они необратимо меняются и такими они уже точно не будут. В первый месяц дети очень быстро растут, поэтому надо успеть запечатлеть этот момент. Как правило, это мои знакомые, знакомые знакомых и т.д. Иногда заказчики находят меня в каких-то тематических блогах, где я выкладываю фотографии детей. Мои работы вообще как-то расползаются по сети, где-то копирайты убирают, где-то нет.
И как Вы поступаете в таких случаях?
Да никак. Я, например, увидев свои фотографии на одном украинском сайте, написала им, и они добавили ссылку на мой сайт. А как-то раз случайно нашла свои работы на тайском сайте, причём, жутко переделанные по цвету. Если я не знаю тайского языка, что я им напишу? Ничего не написала… Пользуйтесь!)
Настя, а какой жанр для Вас наиболее комфортный и любимый?
Такого нет, я не могу выделить какой-то жанр. Я вообще очень люблю снимать, мне интересен именно сам процесс. Во время съёмки мы с моделью общаемся, я смотрю в человека, вникаю в него и фотографирую.
Я, прежде всего, стараюсь подойти с пониманием к тому, что я хочу. Есть люди, у которых рождается в голове идея, они хотят что-то снять, подбирают образы, одежду. Я так не могу. У меня всё время цейтнот, я всё время в бегах, наскоку. На фотографии, которые я снимаю, у меня в общей сложности уходит минут 20, остальное время я разговариваю, одной рукой борщ варю, второй сына нянчу, и при этом третьей рукой фотографирую.
Дело в том, что фотография - это тяжкий труд. Если ты снимаешь, например, пейзажи, ты должен быть жаворонком, потому что нужно снимать на рассвете, нужно найти место, нужно любить ходить. А у меня нет времени и возможности, поэтому я снимаю людей, потому что люди ко мне могут придти. Это проще всего объяснить так. Поэтому я, конечно, не суюсь ни в какие пейзажи. Жанр - это вообще не моё. Иногда приходит понимание, что этому же можно научиться, научиться понимать.
Но кому-то что-то дано, кому-то нет. А люди у меня получаются. Конечно в приоритете у меня съёмка девушек, они более раскованы и лучше идут на контакт, и съёмка детей, естественно.
Вы говорите, что можно научиться понимать. А как можно научиться понимать фотографию?
С моей точки зрения, есть несколько путей. Можно начать читать о фотографии, историю фотографии, как она развивалась. Опять же, есть какие-то общие приёмы, например с живописью. Когда раньше люди писали картины, они же пользовались какими-то композиционными навыками и т.п.
Например, для меня жанровая фотография непостижима, я как-то не могу вписать её в своё понимание, но я стараюсь. Иногда мне ребята показывают фотографии, и все восхищаются, говорят, что это шедевр. А я сижу и думаю: «Что за муть вообще, где тут шедевр? Объясните мне». Но я стараюсь понять. Вот если сравнить то, как я смотрела на фото лет пять назад и как смотрю на эту же фотографию сейчас, это, безусловно, два разных мнения. Мнение меняется. Так со всеми вещами, с книгами, например. Поэтому либо тебе могут объяснить, либо ты можешь сам почитать. Я из тех, кто сам читает.
А что Вы сами читаете?
Вообще, благодаря интернету и большому количеству знакомых, мне присылают или скидывают ссылки на очень большое количество информации. Я и сама стараюсь искать информацию, рассматриваю интересные фотографии, пытаюсь понять, как они сняты, не всегда, конечно, хватает соображалки, но на этот случай у меня есть две волшебные палочки - два моих товарища. У них есть своя фотостудия и они мне очень помогали и помогают до сих пор. Когда я чего-то не вижу или не понимаю, они мне объясняют. Я стараюсь больше изучать. Например, вижу что-то интересное, нашла что-то про автора, почитала. Так и изучаю.
Расскажите о том, как Вы начали заниматься фотографией.
У меня есть один знакомый, с которым мы очень долгое время общались. И как-то раз я произнесла фразу: «Вот было бы здорово, если бы у меня сейчас был фотоаппарат». Знаете, есть такая поговорка: «Если хочешь разорить друга - подари ему зеркалку». И вот этот знакомый подарил мне зеркалку. Я, конечно, была в полной растерянности. Он мне тогда ещё сказал: «Если у тебя когда-нибудь будет выставка, пригласишь, сочтёмся», и пропал из моей жизни. И с тех пор я снимаю.
Начинала я снимать жуть жуткую. Снимала в режиме «авто» объективом 18-55mm. Люди на фотографиях получались не очень… Знаете, это как собачек снимают - впереди большой нос, потом маленькие глазки и четыре малюсенькие лапки. Так же я с людьми поступала. Мне все говорили: «Выйди замуж, брось фотографию».)))
Я тогда набрела на одну конференцию, где мне рассказали, что такое диафрагма, выдержка, синхронизация, что такое заваленный горизонт. Для меня тогда это были совершенно незнакомые термины. И мне стало интересно всему этому учиться.
А вообще я в фотографию пришла как-то неожиданно для себя. Меня в связи с беременностью уволили с работы. Ну, у нас такое бывает, мы ведь живём в России. И это послужило каким-то таким толчком. Я тогда оказалась на перепутье и как будто сделала шаг в сторону. И если бы не фотография, я даже не знаю, чем бы сейчас занималась.
А что в Вашем понимании хорошая фотография?
Это когда смотришь на фотографию и думаешь: «Я так никогда не смогу»… У меня такое бывает. На самом деле, очень сложно признаться себе в том, что ты ревнуешь. Я борюсь с собой.) Есть авторы, которые меня прямо раздражают тем, что у них что ни фото, то шедевр. Если я смотрю на фото и понимаю, что «Ахх!», вот это и есть то самое хорошее фото. Например, я когда-то увидела работы
Сергея Чубарова. Это человек, у которого что ни снимок, то шедевр. У него в основном пейзажи, и они живые. Его фотографии дышат. На его пейзажи смотришь и понимаешь: есть за что Родину любить.)
Настя, расскажите ещё про фотографов, работы которых Вам нравятся.
Из детских фотографов -
Елена Карнеева, у неё очень хорошие детские фотографии. Очень люблю
Лобанова, он живёт на Украине и очень много путешествует, у него волшебные фотографии. Нравятся работы
Александры Кинской.
Алина Лебедева тоже очень хороший фотограф, снимает в основном фэшн и девушек. Очень нравятся работы
Марины Даниловой.
Роман Айтмурзин, который снимает на большой формат. Вообще, плёночники - это отдельная каста полусумасшедших людей, потому что обычно вся эта плёнка только в минус.
Есть такой фотограф
Kelly Ryden, я увидела её фотографии (как раз у меня ещё сын родился в этот момент) и поняла, что хочу попробовать снимать так же. Вот так я начала снимать детей.
Давайте поговорим про техническую сторону. Насколько для Вас важна фотокамера?
Я в течение почти трёх лет снимала на Canon 400D и у меня было несколько объективов. «Китовый» 18-55mm - мой самый любимый объектив, потому что за такие деньги получить макро-объектив - это нечто! Были ещё объективы 50mm f1.8 и 85mm F1.8. Вопрос о смене фотоаппарата встал тогда, когда я начала снимать детей. Дело в том, что у Canon 400D на ISO800 уже такие жуткие шумы появляются, и к тому же с объективом 85mm в условиях ограниченного пространства мне приходилось просто вжиматься в стенку. Тогда я купила Canon 5D Mark II и довольна им, у него вполне рабочие высокие ISO, и можно спокойно снимать на ISO4000.
Вообще говоря, у фотографа либо есть своя студия, где он может снимать, либо её нет. У меня свой студии нет… Например, у американцев большие студии и много света, а у нас хрущёвка, зима, много мебели, и практически нет света. И когда ты снимаешь на Canon 400D, хочется плакать. Когда я начала понимать что к чему, качество снимков надо было поднимать за счёт техники.
У меня была идея, я разобрала несколько объективов, чтобы понять, как они устроены, потому что я плохо в школе училась, физика - это вообще не моё. У меня сейчас лежит старый советский объектив Гелиос и линзы от него, и я пытаюсь понять, как это всё обратно собрать, потому что не помню, как было, когда я его разбирала.
Мне безумно хотелось бы попробовать объектив с диафрагмой f1 и меньше. Вот это было бы интересно, но т.к. таких объективов мало и стоят они очень дорого, это для меня пока нереально. Я себя успокаиваю тем, что я и так неплохо фотографирую.
Ещё у меня есть Mamiya 645, мне её дали поиграться. Я хочу фотоаппарат Bronica 6х6, для меня средний формат, квадрат - это совершенство. Конечно, может быть, надо было бы хотеть Rolleiflex или Hasselblad, но, пожалуй, ограничусь пока Bronica. Ещё у меня есть куча советских Зенитов и много разных стёкол. Вообще, я с собой в последнее время таскаю две камеры: среднеформатную и цифровую.
Знаете, есть такие фотографы, которые бьются за картинку, за цвет, за рисунок, ещё за что-то. А мне важнее всё-таки содержание, я стараюсь понять, ухватить, постичь.
Что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает, у кого, может быть, ещё и фотоаппарата нет? Если хочется фотографировать, с чего начинать, что делать?
Наверное, надо любить фотографию, очень сильно любить. И надо найти себе человека, который будет помогать. Вообще, я пришла к осознанию того, что я бы пошла куда-нибудь поучиться. Но проблема в том, что у нас кто как хочет, тот так и преподаёт. Мне, например, нужно чтобы меня научили и объяснили что-то, отталкиваясь от моего уровня знаний и умений.
Мне кажется, что нужно найти того, кто поможет тебе научиться либо за деньги, либо по дружбе. Мне повезло, пик моего познавательного интереса возник тогда, когда все люди, которые меня окружали, снимали и готовы были мне помогать и объяснять. И, конечно, надо читать книжки, искать информацию в интернете.
А какие книжки читать?
Мне очень советовали прочитать
А.И.Лапина, но я, правда, его так и не прочитала. Вообще мне кажется, что сначала нужно отточить технический момент. А когда ты уже понимаешь, какое значение ISO, выдержки и диафрагмы поставить «на глаз», вот тогда, наверное, нужно начинать думать о композиционных моментах. Всё хорошо сразу не бывает. И даже если у тебя художественное образование, тогда всё равно тебе нужно будет техническую часть изучать. Я, если вижу хорошую фотографию, просто спрашиваю, как это снято, если есть кого спросить.
Давайте поговорим про пост-обработку.
Если честно, это моя боль!) Я не умею обрабатывать фотографии, и мои друзья всё время мне говорят, что я это делаю не так. Для меня, например, баланс белого - больная тема. Я всё хочу купить себе серую карту и брать её с собой на съёмки. У меня есть один знакомый
Юра Ким, он свадебный фотограф. Вот у него уже в голове эта серая карта. Он снимает свадьбы, снимает очень много. И он говорит, что когда приходит на место съёмки, смотрит и понимает какое там освещение, сколько кельвинов, какой баланс белого поставить и.т.д. У него это всё в голове. У меня этого нет. Поэтому я обрабатываю всё на глаз, экспериментирую, пробую что-то новое.
Снимаю в RAW, обрабатываю в LR и ФШ. Иногда, если дети на фотографии, я стараюсь обрабатывать только в LR, но у новорожденных в первое время бывают дефекты кожи, т.к. у них идёт адаптация к внешнему миру, тогда использую ФШ.
Настя, как Вы относитесь к критике?
Раньше очень остро воспринимала. Сейчас я понимаю, что в принципе, если есть желание, закритиковать можно любое фото. Поэтому, если моё фото не зацепило, то хочется критиковать. Ну что же, я же не рубль)
Я не люблю, конечно, критику не к месту, когда я для каких-то целей выкладываю фотографию в своём дневнике, а её начинают критиковать. Понятно, что я её выкладываю туда не для критики, а мне начинают рассказывать про заваленный горизонт и отрезанные руки. На такие комментарии стараюсь не отвечать.
То есть к троллингу Вы относитесь спокойно?
Могу и забанить, если что) Но если мне говорят что-то в корректной форме, я готова выслушать. В интернете всякое бывает.
Один раз я выложила фотографию новорожденного малыша, и мне сказали, что я - фашист. Это была фотография новорождённого, который висел в такой плетёной штуке. А так получилось, что в момент съёмки ребёнок, извиняюсь, покакал. И на фотографии у него получилось такое сморщенное и недовольное лицо. Ну не будешь же в сопроводительных комментариях писать, что ребёнок в этот момент тужился. И мне сказали, что я фашист) Ну, нельзя же так, такие эпитеты отпускать! Можно же вежливо обратиться к фотографу: «А мне кажется, что на этой замечательной фотографии вот этот кусочек можно было сделать по-другому»))
А как Вы относитесь к похвалам?
Вообще, я уже в том возрасте, когда понимают, когда люди врут, а когда говорят правду. Я могу быть объективной. Я понимаю, что есть фотографии, которые достойны какого-то внимания и могут быть восприняты на ура, а есть фотографии, которые понятны мне и могут быть непонятны другим. В этом плане я совершенно адекватна. Понятно, что комментарии отвратительные меня бесят больше, чем радуют положительные, скажем так)
Настя, как Вы считаете, а вообще, так ли важны вот эти правила в фотографии, о которых все говорят?
Я уже говорила, что раскритиковать можно любое фото, при желании в любой фотографии можно найти недостатки. Я считаю, что не всегда необходимо соблюдать эти правила. Понятно, что знать их не будет лишним, и неплохо заранее строить кадр. Но если у тебя всё получилось, но при этом у модели отрезан один палец из пяти - это не так страшно.
Меня, кстати, сегодня упрекнули в том, что я на фотографии отрезала девушке руку и ещё не вытянула макушку (там был контровый свет, солнце сзади светило, плюс я использовала художественные приёмы, и получился пересвет). Мне показалось, что это несущественный момент. Я видела, что там обрезана рука, но меня заинтересовал взгляд, лицо модели, и, по моему мнению, это перевешивает тот очевидный недостаток с рукой. Да, когда режут по суставу, кажется что там не рука, а полруки, не нога, а половина, и это бывает жутковато. Иногда видишь такие фотографии в интернете и думаешь, как бы забыть теперь это зрелище…
Настя, мы знаем, что у Вас запланирована парная съёмка. Расскажите о ней, пожалуйста.
Это будет парная съёмка с фотографом
Романом Айтимурзиным. Мы будем снимать семью, для которой я снимала кристины их дочери. У мамы семейства было пожелание, чтобы снимали на плёнку. Она фанат фотографии, и плёнки, в том числе. Мы договорились, что я обязательно поснимаю на плёнку, потому что на кристинах поснимать на плёнку так и не вышло, из-за того что было очень много народу. И вот мы с ними поедем в парк.
Роман будет снимать на большой формат. Это очень сложная съёмка, но это очень интересно, много нюансов: съёмка идёт на длинных выдержках, ему нужно построить кадр, сосредоточиться, свет поймать и т.д. За всю съёмку делается кадров пять, это вам не цифра. Вообще цифра расхолаживает, я себе поэтому и взяла средний формат. Если я снимаю на плёнку, я сначала стараюсь «отцифровать» человека, «отпортфолить», а потом уже снимать на плёнку.
Настя, а можно ли сделать шедевр на заказ?
Да, спереть чужой!) Нет, ну на самом деле, я думаю, что можно. Художник конечно должен быть голодным. Но если есть желание творить, тогда можно и шедевр. Но когда это бизнес, и в тебе нет творческой жилки, т.е. она умерла или в отпуск ушла, и ты просто делаешь работу, тогда нет, мне кажется. Тогда можно взять чужой шедевр и просто воплотить его в жизнь, как очень многие и делают.
Раскрою тайну. Всё очень просто. Например, в семейной съёмке у руля, как правило, мама. И если ребёнок на фотографии вышел не очень, а мама вышла шикарно, то фото шедеврально, по умолчанию.) Главное, чтобы мама себе понравилась, а ребёнок-то в любом случае любимый и красивый.
Вообще, понятие шедевральности у каждого своё. Нельзя загонять себя в рамки, нужно жить шире, мыслить масштабней, мне так кажется.
Вы говорили, что над образами Вы не сидите, всё приходит достаточно быстро. Как же рождаются идеи, как часто это происходит?
Постоянно нужно вдохновение. Если есть чем вдохновляться, у тебя в голове всё время что-то генерируется. Другое дело, что это реализовать бывает сложно. Я преклоняюсь перед теми людьми, которые могут реализовать всё задуманное. Для этого нужно быть очень собранным, нужно жить этим. У меня это не получается, но я стараюсь. В голове, конечно, постоянно что-то витает, хочется сделать очень много чего. Какие-то идеи я вынашиваю долго.
А что Вас вдохновляет?
Наверное, чужие красивые фотографии, на которые смотришь и понимаешь, что хочется так же сделать. И понимаешь, что так не получается, и это всё складывается в голове в какую-то копилку и в один прекрасный момент оно стреляет.
У меня была съёмка. Есть такой фэшн-фотограф
Данилова, у неё была съёмка с беременной. Мне безумно хотелось повторить и я попыталась. По свету у меня ничего не вышло, конечно, но, по сути и содержанию получилось хорошо.
Ещё, конечно, музыка вдохновляет.
Настя, а нет ли опасения, попасть под влияние, когда смотришь на чужие фотографии, которые тебе нравятся?
Нет. Когда ты учишься, ты же учишь сначала какие-то общие прописные истины, а дальше уже пытаешься делать что-то своё. Я не могу сказать, что я - состоявшийся фотограф. Я пытаюсь постичь, понять, научиться, я постоянно в процессе. Да и вообще, когда повторяешь чужие идеи, они не могут быть такими же, один в один, всё равно каждый привносит что-то своё.
В продолжение разговора о вдохновении и идеях, зададим один из традиционных наших вопросов. В нашем сообществе участники забегов каждый день должны креативить, генерировать какие-то идеи, придумывать что-то на тему дня. Насколько это реально, по Вашему мнению?
Это реально, но надо быть очень организованным, надо быть очень увлечённым человеком. Но я, наверное, не смогла бы. Я очень неорганизованный человек. Я должна как-то сама по себе болтаться. Единственное, что я могу осилить - это ходить на работу каждый день… наверное. По крайней мере, раньше могла, сейчас уже не знаю.
Давайте помечтаем. Если представить, что у Вас появилось много времени, ребёнок вырос, что бы Вы стали снимать?
Мне хотелось бы найти ту самую музу и поехать недельки на две куда-нибудь в Юго-Восточную Азию, может быть во Вьетнам или ещё куда-то. Надеюсь, что скоро я это осуществлю.
На самом деле, я хочу поехать куда-нибудь с моделью, которая доверяла бы мне на все 100%. Основная проблема в том, что модели обычно опасаются съёмок ню из-за того что боятся, что это будет выглядеть пошло. Я всегда стараюсь избежать оттенка пошлости. Лично мне кажется, что мне это пока удаётся. И поэтому мне хотелось бы найти того, с кем можно было поехать поработать. Конечно, можно поехать и одной, но я не умею фотографировать природу, и жанр. Мне нужен человек в кадре, с которым мне было бы комфортно работать и общаться. От мужчины-модели я бы тоже не отказалась, но с девчонками мне как-то привычнее.
При наличии времени я вот этим и занималась бы, ездила бы много. В мире достаточно много мест, где я ещё не была, и куда хотелось бы съездить. К сожалению, пока это не получается, но думаю, что получится.
Фотограф Анастасия Бушева (
katuslomo)
Официальный сайт:
http://katuslomo.ru В интервью принимали участие
romashka7 и
vikont_mart Большая иллюстрированная версия | Интервью с Анастасией Бушевой Тема дня с Анастасией Бушевой