Интервью с Еленой Стаховской

Jun 13, 2012 10:00

Друзья мои! Сегодня мы хотим Вам представить очень интересного человека и замечательного фотографа Елену Стаховскую (e_stakhovskaya, ВКонтакте). Как это часто бывает, талантливый человек талантлив во всем, чем бы он ни занимался. Думаю, и Вы сможете в этом убедиться, познакомившись с Еленой Стаховской. Интервью, которое сейчас перед Вами, мы записывали в середине мая в небольшом кафе на востоке Москвы в перерыве между съёмками.




Правильно ли следует понимать, что фотография - это не главное на чём Вы сфокусированы?

Нет, фотография - это мой главный фокус. Остальное - это такие моменты, которых я касаюсь, но не хочу в них углубляться от и до. Вообще, я человек интересующийся. Я занимаюсь рукотворчеством, валянием, вышиванием, занимаюсь фотографией, занимаюсь музыкой, занимаюсь пением. Буквально вчера помогала своему товарищу Виктору Си записывать песню, он читает рэп, и просил спеть меня в припеве. Не знаю, что в итоге из этого получится, но вроде бы было не плохо. А ещё у меня есть основная работа, которую, к сожалению, я пока не имею возможности бросить.

Но фотография - это главное. В фотографию я погружаюсь глубоко: книги, техника, общение с людьми и фотографами. Фотография - это основа моего внутреннего мира. А всё остальное просто мне интересно, и я не могу от этого отказаться никак.

Елена, расскажите о Вашем пении.

Сколько себя помню, пела я всегда: с детства выступала на утренниках, в школе, участвовала в конкурсах. Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано и параллельно занималась вокалом, но вокалом академическим. В своё время пыталась поступать в академию им. Гнесиных на эстрадное отделение, но поступила только на платное отделение. Обучение стоило каких-то немыслимых денег, и на тот момент я не могла себе это позволить, и я это дело забросила. Ещё я успела недолго поучиться в МГУКИ у замечательного преподавателя Богомолова. Но в МГУКИ учиться не стала. В результате у меня юридическое образование. Что касается пения, то я написала стихи и музыку и записала несколько песен со своим товарищем. Но у него есть свой музыкальный проект, поэтому он не может уделить мне много времени. А потом я увлеклась фотографией, поэтому музыку практически забросила.



Елена, а Вы где-то учились или учитесь фотографии? Как этот процесс происходит?

На данный момент меня образовывает интернет и книги. Года три назад я прошла двухнедельные фотокурсы лишь для того, чтобы понять, как работает зеркальная фотокамера, и, в общем-то, и не думала, что меня это зацепит.
Я просто приобрела зеркальную камеру и для того, чтобы не читать инструкцию, потому что мне это скучно, я пошла поучиться у человека, который действительно знает и который может доступно объяснить, у художника Веры Нестеровой, которая занимается арт-фотографией и студийной модельной съёмкой. После того, как я отучилась у неё, у меня как-то, что называется, всё пошло-поехало.

Потом я пробовала себя и в студийной съёмке, но почувствовала, что это не моё. До сих пор я не могу придти в студию и свободно себя в ней чувствовать, потому что я не могу договориться с искусственным светом. Для меня это пока сложно. Наверное, в планах сходить всё-таки на какие-нибудь мастер-классы по студийной съёмке (помимо тех, что я прошла у Веры Нестеровой) к какому-нибудь фотографу, который профессионально занимается студийной съёмкой, просто для того, чтобы понять технику работы с искусственным освещением. А пока все вот эти кельвины, температуры света для меня загадка. Пока мне гораздо проще работать с дневным светом.



Елена, расскажите, с чего собственно всё началось?

С чего всё началось? Познакомилась со своим будущим мужем, и мы поехали отдыхать в Крым. С собой у нас была мыльница, и что-то она нас так достала, потому что постоянно выключалась и тормозила… Ну, знаете, такие ужасные моменты были, когда хочешь сделать кадр, ставишь её на камушек, прицеливаешься, бежишь к мужу, чтобы его обнять, а в этот момент с фотоаппаратом что-то происходит, он или просто отключается или что-то ещё… В общем просто решили поменять фотоаппарат. Ну и подумали, что надо купить «хороший». А что такое «хороший»? Договорились, что купим не мыльницу. А потом взяв в руки только что купленный новый фотоаппарат (Canon 450D), мы задумались, а почему ничего не показывает экранчик? Для нас это было дикое открытие, которое мы сделали не в магазине, а уже дома. И вот после этого всё и началось.

Расскажите, а сейчас чем Вы снимаете?

Сейчас я снимаю на Canon 5D Mark II. Объективы у меня 24-105 f4 и 50 f1.4. Планирую в ближайшее время поменять портретник на 50 f1.2, потому что f1.2 - это, конечно, уже другой уровень объективов, а, следовательно, и цветопередачи. Я уже брала такой объектив на прокат и пробовала. Я вообще стараюсь рационально подходить к выбору: если какой-то объектив собираюсь менять или приобретать, то я иду в прокат и беру его на пару суток поснимать.

Недавно вот брала объектив lensbaby, просто так, поиграться. Снимали ню, но я еще не успела опубликовать фотографии. Знаете, объектив lensbaby даёт узкий кружок фокуса, а остальные моменты размывает, растягивает. Очень интересный эффект, но покупать я его, наверное, не стала бы. Объектив понравился, но это игрушка.

Сейчас хочу ещё взять попробовать tilt-shift объектив. Ну, уж больно интересно попробовать, что это такое, особенно в портрете. В пейзаже или в городской съёмке tilt-shift эффект можно понять, а как это будет в портрете мне очень интересно. Мне кажется, что чёткий акцент на глаза будет очень интересен.

А ещё хочется поменять свой 24-105 f4 на 24-70 f2.8 из-за светосилы. Мне очень часто этих f4 не хватает, хочется сильнее диафрагму открыть. И хочется 70-300 L серии, но это не в первоочередных планах.



Как Вам кажется, со сменой камеры произошли изменения в качестве Вашей фотографии? Действительно ли настолько важна техника?

Вообще я три года снимала на 450D и была совершенно им довольна. Просто попробовав уже Mark II, я поняла, как это может быть. И вот это «как может быть» меня устраивает гораздо больше. Понятное дело, что кроп имеет свои плюсы и минусы. Но для новичков этого вполне достаточно. Причём, когда ты ещё новичок, то ты камеру используешь так, что пусть лучше будет более дешевый фотоаппарат с кропнутой матрицей, чем дорогая полнокадровая камера. Потому что иногда даже жалко, честно говоря, дорогую камеру. Я сужу по себе и своим коллегам, которые таскают её везде и в снег, и в зной, и в дождик проливной. Сейчас, конечно, я намного бережнее отношусь к фотоаппарату, но он всё равно всегда при мне. Иногда идёшь по улице и видишь какой-нибудь совершенно сумасшедший кадр и понимаешь, что если у тебя нет с собой камеры, то момент будет безвозвратно утерян. На телефон я не фотографирую, это такая модная игрушка: все эти инстаграммы, и интересные эффекты можно там подкрутить. Но всё равно это всё не то.

А что касается моего перехода на Mark II, то он появился у меня тогда, когда я уже выбрала линию того, что хочу снимать, и со сменой камеры у меня резко поменялось качество фотографии. Потому что если бы я всё подряд снимала и не знала бы, к чему идти, то я бы, наверное, и не заметила этой разницы. Вообще, когда снимаешь портрет, то быстро начинаешь понимать, что Mark II плюс объектив 50 f1.2 - это то, что нужно на данный момент.



Как правильно определять жанры, в которых Вы снимаете?

Скорее всего, я - портретист. Это, конечно, громко сказано, но по большей части я снимаю именно портреты. Если говорить о жанрах, которые мне нравится снимать, то это как раз портреты и, может быть, как принято сейчас называть, love story. К сожалению, иногда мне приходится снимать свадьбы. Говорю «к сожалению», потому что я не могу вот в этом полностью себя раскрыть. Это немножко не моя стезя и очень не хотелось бы на ней останавливаться. Но если я и снимаю свадьбы, то это свадьбы каких-то моих знакомых, которые просто просят меня придти и поснимать. В коммерческих целях я не хотела бы этим заниматься, потому что это не моё абсолютно.

Ещё я снимала пост-свадебную съёмку. Мне это очень понравилось, как сам факт существования такого вида съёмки. Представьте, жених с невестой, т.е. уже муж с женой, и уже никуда не торопятся. Платье она уже всем показала, нет никаких лимузинов, которые стоят в пробке, нет гостей, которые пьют за кустами, т.е. нет вот таких моментов, которые раздражают. Никто никуда не торопится. Они совершенно естественные, не напряжены, не позируют, а уже живут, они уже выдохнули. И это прекрасно.

А что касается репортажа и свадебной съёмки, как одного из видов репортажей, то для меня есть один маленький, но важный нюанс - в силу своего невысокого роста хороший портрет во время репортажа у меня не получается, а получаются в основном ростовые портреты. Это может быть даже и смешно, но среди гостей бывают совсем немаленькие люди.



Елена, а чьи работы Вас впечатляют?

Если говорить о свадебной съёмке, то я просто обожаю фотографии Петра Карасёва. Пётр Карасёв работает только с естественным освещением и снимает достаточно часто на tilt-shift. Он очень правильно чувствует настроение, а это очень важно, особенно в свадебной фотографии, поймать настроение как самой пары, так и в целом атмосферы праздника. Очень хочется попасть к нему на мастер-класс.

Из портретистов мне очень нравится Анастасия Волкова. У неё совершенно колоссальная обработка, совершенно чудесные модели. А ещё мне нравится то, как она строит кадр. Это, наверное, нужно просто чувствовать.

Ещё я совершенно случайно нашла фотографа, который снимает в стиле ню - Дмитрий Чапала. Нравятся работы Mecuro B Cotto. Вот эти два человека меня безумно впечатлили.

Очень нравится Brooke Shaden.  Она делает просто сумасшедшие кадры с зависшими в воздухе людьми, у неё очень сюрреалистичные сюжеты. В её работах много пост-обработки, много прорисовки, наложения текстур. Видно, что на это положено много работы, много усердия. Мне нравятся её фотографии, они очень художественны, это уже картины.

Елена, а кто Ваши модели, заказчики?

Начнём с того, что около 60% моих моделей женщины. Как правило, это мои знакомые. Мне повезло, у меня красивые знакомые. Бывают ещё знакомые знакомых. Это уже такое сарафанное радио. Пока я не хотела бы работать с более широкой аудиторией потому, что не до конца готов мой сайт, а мои работы разбросаны в моих профилях в ЖЖ, Вконтакте и т.д.



А почему Вы в основном снимаете женщин?

Наверное, потому что мужчины более скованы при съёмке. Я снимаю друзей мужчин, но в основном в режиме репортажа. Так, чтобы поставить его, подобрать нужный свет, такого ещё не было. Но мне хотелось бы сделать несколько таких фактурных портретов. Мне нравится фактурные чёрно-белые портреты, которые делает один очень известный американский фотограф Martin Schoeller. Вот как раз в таком стиле хочется что-то сделать, со всеми изъянами, снять человека таким, какой он есть. Мне кажется, что человек прекрасен такой, как он есть, и когда я обрабатываю свои фотографии, стараюсь это делать минимально.

Вы придумываете образы для своих работ или этот процесс происходит естественным образом?

Если есть возможность, я стараюсь лично встретиться с человеком, если такой возможности нет, то я прошу прислать мне фотографии этого человека, желательно, чтобы это были разные ракурсы. И уже отталкиваясь от своего личного представления о человеке, я предлагаю какие-то варианты.

Вот недавно я снимала свою однокурсницу. Она такая девушка-блондинка с кукольной внешностью и стрижкой каре, а ещё она рисует себе стрелки у глаз. Я как раз предложила ей образ кукольный, воздушный и лёгкий. На съёмку она принесла с собой огромный мешок вещей, который мы в процессе подготовки посмотрели и подобрали то, что мы будем использовать, и процесс пошёл.



Как часто Вы удовлетворены результатом съёмки? Насколько он, как правило, соответствует первоначальному замыслу и образу?

Ну, провальная фотосессия у меня, наверное, была всего одна, т.е. так, чтобы я совершенно не угадала человека. Я предложила девушке некий образ, на который я опиралась, и она согласилась, не желая, видимо, мне перечить. А может быть, у неё не было своих вариантов. То, что получилось в итоге, мне не понравилось, и я решила снять ей другой образ совершенно бескорыстно. Мы с ней выбрали кардинально другой образ и отсняли. Но в основном получается так, что обычно я попадаю в образ.

Елена, мы знаем, что после интервью у Вас запланирована съёмка. Расскажите о ней.

Это будет детская съёмка. Я буду снимать девочку. Лично её я не знаю, но видела её фотографии. Она очень милая, у неё потрясающие рыжие волосы, веснушки и яркие глаза. Девочка меня очень зацепила. Мы пойдём в лес, и у нас уже заготовлены препараты против клещей и комаров. Хочется снять что-то сказочное, возможно, это будет что-то по мотивам Красной шапочки. Для съёмки я взяла корзиночки, кружечки, детский стульчик, платочки, по дороге сейчас ещё пирожки куплю. Очень хочется пойти на закатное солнце, когда сквозь ёлки будут пробираться лучи вечернего солнца. Думаю, получится хорошо.

Место для съёмки я увидела случайно. Лет десять назад в Балашихе (Московская область) прошёл ураган, поваливший в лесу половину деревьев. После это место засадили молодым ельником, и сейчас эти ёлочки немного подросли, но для ребёнка они будут как взрослые деревья. И когда я увидела эти молодые ёлочки, я сразу подумала о съёмке ребёнка в этом месте. Потом я кинула клич во «ВКонтакте», что ищу ребёнка на фотосъёмку. Мне скинули несколько фотографий, и я остановилась на этой девчушке.



Елена, получается, что Ваши модели в основном непрофессионалы. А хотелось бы Вам поработать с профессиональными моделями?

Конечно, хочется. В 2010 я ходила на базовый курс к Вере Нестеровой, а потом через год на её мастер-класс по студийной съёмке, на который она как раз приглашала профессиональных моделей. Вот тогда в процессе обучения я посмотрела, как работают профессиональные модели. Они РАБОТАЮТ. Вообще снимать людей, не подготовленных к студии, сложно. Они тушуются, они не знают что делать, они не знают, куда деть себя, куда деть руки-ноги. На улице это проще, тут есть варианты, как это обыграть, чем поиграть и т.д. Конечно, хочется поработать с профессиональными моделями.



У Вас есть какой-то любимый типаж моделей?

Я люблю худых, конечно, не анорексично худых, но всё же худеньких. Многие говорят, что они слишком худые, а для меня это идеал. И хотелось бы, чтобы это была девушка с ярко выраженными глазами, потому что глаза - это главное в фотографии, для меня, конечно.

Расскажите про пост-обработку

Я снимаю в RAW, конвертирую в JPEG для того, чтобы посмотреть на кадр, оценить, нравится мне он или нет, и только потом я за него берусь. Есть кадры, которые мне очень нравятся, но при этом по свету или по каким-то другим параметрам они не годны для того, чтобы их выложить всырую, и над ними, конечно, приходиться корпеть. Бывают кадры, где всё сошлось, модель красивая, свет хороший, но с кожей не всё в порядке. Тогда начинается кропотливая работа с кожей. Я не использую портретуру (portraiture, плагин для ФШ) и никому не советую. Её можно частично использовать в каких-то таких местах, где не нужна точная работа клон-штампом, например, при проработке рук или ног.

Если говорить о работе с кожей, то в основном я использую клон-штамп, восстанавливающую кисть и затем наложение маски с добавлением текстуры. Цвет я люблю делать в LR, он предоставляет большие возможности по работе с цветом. Но если хорошо знать эту программу, то в ней можно и кожу очень грамотно обрабатывать. Но я пока этим не владею.

Часто ли Вы сталкиваетесь с критикой своих работ и кто Ваш главный критик?

С критикой я сталкиваюсь, к сожалению, не часто. Мой главный критик - мой бывший коллега. Он тоже занимается фотографией, и у него такая классическая школа: ну, знаете, линии золотого сечения и т.д. Порой это раздражает) Я же вижу, что кадр откровенно хорош и без соблюдения каких-то правил, но у человека есть своя точка зрения на этот счёт. Я абсолютно спокойно реагирую на какие-то высказывания в мой адрес, каждый человек вправе иметь своё видение и может высказаться, если действительно есть что сказать по делу.



А сами можете покритиковать?

Если я вижу, что это новичок, я, наверное, всячески подбодрю человека. Если видно, что человек активно фотографирует, выкладывает фотографии, рассчитывая на какую-то отдачу, я его поддержу. А если действительно есть что по технике добавить, я очень мягко в тактичной форме подскажу. Надеюсь, что это помогает человеку. А жёстко и не по делу ругать и выливать ушат помоев, как это часто бывает в интернете, считаю неправильным. Зачем это надо, кому это надо?

Насколько Вы поддаётесь влиянию аудитории, идёте ли Вы на поводу у аудитории? Как сильно на Вас влияет похвала?

Похвала, конечно, приятна, не буду лукавить. Иногда она может быть неожиданной, если признание получают какие-то работы, не много значащие для меня. В случае с работой «Прыжок», как мне видится, большую роль в высокой оценке работы сыграл цвет, т.е. присутствующая здесь пост-обработка цвета. И, наверное, влиянием было бы, если я теперь больше работ стала бы делать в этой цветовой пост-обработке. Но я этого не делаю. На данный момент я просто не вижу фотографий, которые подошли бы под эту цветовую обработку. Наверное, можно сказать, что я не поддаюсь какому-то сильному влиянию.



Что бы Вы посоветовали человеку, который только что купил фотоаппарат и очень хочет фотографировать?

Делать, просто делать. Если человек впервые взял в руки фотоаппарат, он, скорее всего не знает, что с ним делать и как это делать. Главное начать, а дальше уже пойдёт. В какой-то момент он поймёт, что именно ему нравится фотографировать. Есть люди, которым очень хорошо удаётся фотографировать архитектуру, и при этом совершенно не удаются портреты. Нужно искать себя, нужно пробовать, нужно делать, и это главное.



Какое минимальное техническое оснащение нужно для начала?

Я очень часто слышу вопрос: «А какой фотоаппарат мне купить?» Понятное дело, что все отталкиваются от бюджета. Допустим, если есть 30 тыс. руб., можно купить 550D или 600D, и этого будет вполне достаточно. Единственный момент - я всегда рекомендую не брать штатное пластиковое стекло. Лучше купить не оригинальное, но хорошее, например Tamron или Sigma. Да, возможно это будет чуть дороже, зато у тебя будет объектив, которого тебе хватит на два года вперёд. Поначалу лучше купить объектив на все случаи жизни, например, 18-250mm.

То есть для начала необходима пусть и самая простая, но всё-таки зеркалка?

Да. Хотя, знаете, когда-то я увлекалась натюрмортами и смотрела много фотографий, выполненных в этом жанре. Так вот, я видела очень хорошие, я бы даже сказала, шедевральные натюрморты, снятые на мыльницу. Сейчас, к сожалению, не вспомню имя автора, но работы были хороши. Это как раз тот случай, когда снимает фотограф, а не камера.

У Вас Canon, это Ваша принципиальная позиция в спорах между Canon и Nikon?

Я пробовала снимать на Nikon. Но, наверное, в силу того, что начинала я снимать на Canon, мне эта система удобнее. Независимо от модели фотоаппарата, я уже знаю под каким пальцем какая кнопка. Т.е. Canon просто привычнее. В Nikon кнопки расставлены по-другому, и мне это уже неудобно. Сравнивая фотографии, сделанные на Canon и Nikon одного уровня с одинаковым стеклом, я не замечаю принципиальной разницы. Кто-то говорит, что у Nikon колоссальная резкость. Не знаю, я не замечаю какой-то разницы. И не вступаю в дискуссии по данной теме. На вопрос о покупке я всегда отвечаю, что нужно в магазине подержать в руках разные камеры. Только сам человек может понять, какой фотоаппарат будет удобнее и комфортней.



Что Вы посоветуете почитать начинающим?

Есть много книг, много книг с DVD, с видео уроками, но они, как правило, очень дорого стоят. Аналогичную информацию можно найти в интернете, и это будет более экономичный вариант.

Елена, расскажите про свои ближайшие планы.

Планы у меня большие. Хочется очень многого. Хочется всё лето активно снимать. Я не очень люблю зиму, я летний человек, мне проще летом живётся. Поэтому всё лето я планирую снимать. Что именно, где и как - не знаю. У меня идеи как-то спонтанно возникают. Ещё хочется сходить на мастер-классы, это, скорее всего, будет уже ближе к осени, когда будет промозглая погода и не захочется выходить на улицу. Может быть, поеду в Питер на мастер-класс к Петру Карасёву, к Игорю Сахарову тоже хотелось бы попасть. Хочется приобрести новые объективы. Хотелось бы поехать отдохнуть куда-нибудь, может быть, осенью.



А ещё очень хочется получить права категории «А». Мой папа всю жизнь проездил на мотоцикле, участвовал в соревнованиях по мотокроссу, потом получил травму и перестал этим заниматься. Но мотоциклы у него стоят до сих пор. Я пробовала, мне понравилось. Вряд ли я буду серьёзно этим заниматься, но научиться я хочу.



Фотограф Елена Стаховская (e_stakhovskaya, Вконтакте)
Елена Стаховская на 500PX

В интервью принимали участие romashka7 и vikont_mart

romashka7, e_stakhovskaya, интервью, vikont_mart

Previous post Next post
Up