Друзья мои! На мой взгляд, работы фотографа, которого мы сегодня хотим Вам представить, раскрывают истинную красоту женщины. Вы не углядите в них ни грамма пошлости и какой-то нарочитой наносной сексуальности. Мы давно хотели познакомиться с Марией Ветровой (
zimmara), но расстояние между Новосибирском и Москвой внесло свои коррективы. Интервью, которое сейчас перед Вами, мы записали в конце апреля по скайпу.
Мария, если бы Вас попросили всего за минуту рассказать о себе самое главное, что бы Вы о себе рассказали?
Я бы сказала, что я самый счастливый человек на Свете и очень хотелось бы, чтобы все вокруг были счастливы. Очень хотелось бы своей деятельностью (в данном случае это фотография) делать людей счастливее, чище. Я это пытаюсь делать в своей области, в фотографии. Хотелось бы показать людям, что фотография бывает не только бытовая, и что обнажённая натура - это не только Playboy.
В нашей беседе, первое, что Вы сказали - это то, что Вы счастливый человек. Можно ли это очертить какими-то пунктами, из чего складывается счастье?
Для меня счастье, скорее всего это гармония внутри, гармония самой с собой, когда внутри всё гладко и ладно. Я вообще считаю, что всё, что говорит и делает человек, отражает его внутреннюю суть, и сразу видно счастлив он или нет, какие у него проблемы, какие комплексы. Так и мои фотографии могут отражать моё внутреннее состояние.
Вы архитектор по профессии и пришли в фотографию из архитектуры. Как это произошло?
Эта история совсем неромантичная, как может показаться с первого взгляда. Да, я окончила университет, я инженер-архитектор. В этой области я проработала несколько лет, и всё было замечательно, но в какой-то момент я поняла, что мне не хватает творчества и меня это начало угнетать. Вдобавок к этому в стране вдруг случился экономический кризис. Естественно, в строительстве он отразился глубоко и сильно, особенно на периферии. Работа встала, деньги перестали платить, а жить как-то было надо. Мой друг (а сейчас уже мой муж)
Виталий Ветров решил мне помочь и научить меня фотографии. С этого всё и началось. Сначала это была чисто коммерческая затея. Сейчас уже это переросло в нечто другое, ушло на совсем некоммерческую основу. А из архитектуры я в итоге ушла.
Расскажите о своих первых шагах. Из чего состоял процесс обучения? Вам просто дали камеру в руки и сказали «Щёлкай, вот тут кнопочка авто»?
Ну, на самом деле так и было) В технике я, как, наверное, и многие женщины, не разбиралась. Единственное, что я поняла, когда взяла в руки фотоаппарат, - это на какую кнопочку жать. Мы пошли по улице, и Виталий сказал: «Ну, давай, фотографируй». Начиналось с этого. Он хотел понять, насколько у меня существует понимание и видение композиции и прочих вещей. Естественно, с моим образованием для меня это не составило труда. Так что оставалось освоить техническую сторону и учиться всем премудростям этого дела. Сейчас-то я понимаю, что их огромное количество. Потом я купила у знакомого какую-то зеркалку начального уровня (Canon 450D) и объектив - полтинник не светосильный. С этого и началось.
А помните ли Вы свой первый удачный кадр?
Самые первые удачные кадры были, когда я просто пошла по городу и начала фотографировать всё, как я вижу. Но спустя время, самый удачный кадр у меня - последний. Любой достаточно критичный к себе человек всегда думает, что то, что снято год назад, - полная ерунда. Это как в детстве: нам кажется, что мы взрослые, а через 10 лет мы понимаем, какие же мы были дети тогда. То же самое и в фотографии: периодически происходит переоценка ценностей, и ты понимаешь, что то, что ты делал полгода назад - все не то.
Давайте поговорим про жанровую принадлежность. Последние полгода Вы сосредоточились на ню. Мы наблюдаем за Вашим творчеством достаточно давно и знаем, что у Вас очень много портретов и было много свадеб, много событийных фотографий. Как меняется со временем подход к жанрам? И чем ещё Вам хочется заняться?
Когда я начинала, я просто фотографировала, снимала всё без разбора. И это понятно, ведь это был просто коммерческий проект, поэтому я фотографировала то, что мне предлагали. Но я считаю, что это нормально, это какая-то ступень развития. Это как в еде. Ты никогда не поймёшь, нравится ли тебе чёрная икра, пока ты её не попробуешь. То же самое и здесь.
Для меня сейчас снять больше одной свадьбы в месяц - это уже каторга. Потому что в любую фотографию я вкладываю свою душу. Если я в неё не вложу хотя бы частичку себя, мне фотография не понравится. Поэтому обрабатывать большое количество каких-то свадебных фотографий для меня не представляется возможным. Мне просто будет тяжело, я не смогу этого сделать просто из-за ограниченных ресурсов своей души. Я иногда снимаю свадьбы, но если я берусь за это, то скорее для разнообразия. От детских съёмок я вообще отказалась. Сейчас я занимаюсь теми проектами, которые мне интересны: это ню и портрет.
Мария, мы знаем, что и Вы, и Ваш супруг преподаёте и имеете отношение к фотошколе. Если поставить себя на место обучающегося, как бы Вы относились к этому процессу?
Вообще, конечно, если бы в тот момент, когда я начинала заниматься фотографией, мне бы дали денег и сказали «иди и поучись», я бы с радостью пошла. Но на тот момент у меня такой возможности не было. Мой муж в какой-то степени помог мне разобраться, поучаствовал в моём обучении. Но это было настолько мало, и на самом-то деле в основном я всему училась сама, и это было непросто. Думаю, что если бы мне все эти знания дали в упорядоченном виде и в сжатый срок, возможно, было бы лучше, и не так тяжело. Конечно для того, чтобы легче начать, быстрее достичь чего-то, не плохо когда тебе всё разжёвывают и кладут в рот.
Есть такое мнение, что большинство фотошкол «зачёсывают всех под одну гребёнку». Имеется в виду, что выпускники фотошкол перенимают очень много характерных черт учителей. Что Вы думаемее об этом, как Вы к этому относитесь? И вообще как этого избежать?
Да, тут есть такой момент. Естественно, любой преподаватель, который даёт что-то от себя, не может абстрагироваться от своего личного опыта. В любом случае он даёт материал сквозь призму своего видения. И я не исключение. Но я всегда стараюсь подчёркивать и говорить, что это всего лишь моё видение. Я, кстати, не обучаю на примере своих фотографий, бывают, конечно, исключения, но это бывает редко. Я беру в пример работы других фотографов. И, конечно же, я стараюсь акцентировать внимание на разных авторах, показывать разнообразие подходов к фотографии. Я вижу вот так, но не стоит делать на этом акцент, это лишь моё видение. Естественно, не все могут абстрагироваться от моего видения, потому что, общаясь со мной, они, естественно, подвергаются моему, если можно сказать, обаянию, авторитету (а вообще, если для тебя человек не является авторитетом, то не стоит идти к нему учиться). Т.е. я даю по факту - законы композиции, а всё остальное это лишь моё видение, то, что мне нравится. Не знаю, насколько это у меня получается, но я стараюсь.
А Вы следите за судьбой своих учеников?
Мы продолжаем общаться. Летом устраиваем совместные прогулки, фотографируем вместе, правда это бывает нечасто.
Как Вы считаете, каждого ли человека можно научить фотографировать или должно быть какое-то врождённое чувство композиции, определённый склад ума, видения?
Как и в любой профессии, здесь есть хорошие специалисты, есть и плохие. Фотография - не исключение. Тем более, что фотография - это вид искусства, тут можно обучить, возможно, построению композиции, каким-то техническим знаниям, навыкам. Другое дело - это научить человека видению. А это уже сложно, это либо есть, либо нет. Тут нужно что-то большее, кроме технических знаний и навыков. Но опять-таки, пока ты не попробуешь, ты не узнаешь. Я вот когда начинала, не думала что у меня так всё далеко зайдёт.
Давайте представим, что я никогда в жизни не держал в руках фотоаппарат, но мне очень хочется. Что мне нужно сделать, с чего начать в первую очередь?
В первую очередь - купить фотоаппарат)
Какой?
Вы знаете, мне так часто задают вопросы о выборе фотоаппарата и объективов. И мне так странно всегда отвечать, потому что я же не менеджер по продажам)))
У меня есть Canon 5D Mark II и несколько объективов, которыми я работаю и которые я люблю. Теоретически, у меня конечно присутствуют какие-то знания о другой технике, но посоветовать сложно.
Но ведь наверняка есть какой-то набор функций, который должен быть в фотоаппарате, чтобы можно было учиться с ним?
Ну да, конечно. В этом смысле можно брать зеркалку начального уровня, например 450D, это то, с чего я начинала, это нижняя линейка зеркальных камер. Этого вполне достаточно для начала. Можно, конечно взять фотоаппарат «на вырост», но есть ли смысл в этом? Техника - это ещё не всё, там нет кнопки «шедевр». Покупка крутой камеры - это ещё не гарантия того, что у тебя всё будет получаться. Поэтому для начала можно брать какой-то элементарный фотоаппарат и вперёд, и по мере роста потом просто улучшать. У меня, например, был Canon 450D, потом Canon 40D, а теперь уже Canon 5D Mark II.
Ок, мы купили камеру, что дальше?
В первую очередь надо разобраться, как пользоваться камерой, но это по умолчанию. А дальше, я считаю, что надо начинать с изучения композиции, без этого никуда. А ещё мы своим слушателям рассказываем про свет, ведь фотография - это светопись. Основной инструмент, которым мы работаем - это всё-таки свет. Соответственно, от того, насколько человек видит свет, умеет с ним работать, зависит очень многое. Всё это, кстати, относится и к композиции.
Когда Вы сами учились, у Вас были какие-то кумиры в фотографии, чьи фотографии нравились?
Сложный вопрос. Когда я только начинала, честно говоря, я думала, что это неважно. В то время я, конечно, ни на кого не ориентировалась, просто что-то снимала и всё. Ведь это был просто коммерческий проект. Сейчас я понимаю, насколько это важно и всем постоянно об этом долдоню. Очень важно иметь искушённый глаз. Надо очень много смотреть, причём разное, чтобы постепенно научиться различать удачное от неудачного и формировать вкус.
Единственное «но»: у меня есть авторы, за которыми я слежу, но я не окунаюсь в их творчество, потому что когда начинаешь попадать под влияние какого-либо автора, в твоих работах появляются какие-то отражения чего-то иного. Поэтому я стараюсь смотреть, насматривать очень много, но при этом иметь какую-то свою точку зрения. Т.е. я их смотрю, но аккуратно.
Как Вы относитесь к критике, когда критикуют Вас? Можете ли Вы сами критиковать?
О… это то, над чем я сейчас работаю) На счёт критики чьих-то работ, я всегда придерживаюсь такого принципа: если меня не спрашивают, я никогда не буду критиковать. Если меня спросили, я скажу. Сама же не буду писать ничего плохого. Я акцентирую внимание на хорошем. Ведь красота в глазах смотрящего. Что ты видишь вокруг? То, что у тебя внутри. Если у тебя внутри ромашка на поле, то ты и вокруг видишь ромашки.
Что касается критики в мою сторону, то её всегда много. Как я к этому отношусь? Каждый имеет право на свое мнение и высказываются с различными намерениями, но мои работы - это мое видение. Ими можно либо наслаждаться, либо нет.
Давайте поговорим про образы. Вы даёте названия своим фотографиям, это помогает понимать их. А как происходит процесс создания образа?
Не всегда бывает один и тот же алгоритм. Зачастую бывает так, что я увидела кадр в голове, это как вспышка, и я начинаю работу с этим кадром, я ищу модель. Бывает по-другому: я вижу модель и понимаю, что я хочу и как я хочу это сделать.
Когда-то бывало и так, что я просто брала модель и говорила: «возьми там что-нибудь с собой, поедем фотографироваться», и мы в пять утра ехали куда-нибудь за город и что-то там снимали. Что увидели, то и снимали, типа «о! тут будет прикольно!».
Но в данный момент, это какие-то вспышки, от которых я уже иду, готовлю какие-то аксессуары, ищу моделей, объясняю им, что хочу от них получить. Работа с моделью это очень важная составляющая. Работа модели это 50% успеха. А название работе дается уже после съёмки.
Мария, много ли у Вас сейчас людей на съёмочной площадке, есть ли у Вас ассистенты? Как происходит съёмка?
Ассистентов у меня нет. У нас на съёмочной площадке присутствуют только два человека, редко бывает три. Я стараюсь работать с малым количеством моделей, и они все для меня уже как подруги, и они ко мне так же относятся. Они спокойно позируют мне, они открыты передо мной и не замыкаются. Это очень важно. И я понимаю, что если я приведу какого-нибудь ассистента, особенно мужчину, то всё будет по-другому. Поэтому приходится всё делать самой. У меня был опыт, когда мне требовался ассистент, т.к. просто иначе никак нельзя было, и вот тогда на съёмке присутствовали ещё люди, но это было вынужденно.
Плюс ко всему, я, честно говоря, не люблю, когда за мной наблюдают. Я люблю работать один на один с моделью, доверительно. У нас происходит активное общение, единение душ, а в этом случае третий - лишний.
Кто Ваши модели?
Есть профессиональные модели, есть просто девушки, которые снимаются для себя. Выбор модели это очень сложная вещь. Это должна быть девушка с пластикой тела интересной для меня. Часто фешн-модели используют какие-то стандартные позы, и я стараюсь выбивать это из них. Мои модели уже знают, что мне такое не нравится. Я не люблю вот эти агрессивные взгляды, какие-то типичные сексуальные проявления, надутые губы. И ещё одно - я не люблю, когда модели «зафотографированные», т.е. они у всех фотографируются. Есть модели, которые снимаются ню только у меня и больше ни у кого, и я их за это очень ценю. И у них, в принципе, нет желания к кому-то другому идти, потому что их устраивает то, что делаю с ними я.
Давайте поговорим про пост-обработку. Как Вы обрабатываете фотографии, большой ли объём итоговой обработки?
Большой. Я стараюсь делать так, чтобы этого не было видно, потому что не хочется ощущения переобработанной фотографии, уж не знаю, насколько мне это удаётся. Скажу честно, нет идеальных женщин, они все проходят тщательную обработку. Для того чтобы создать ощущение какой-то неземной красоты, её нужно сделать идеальной, поэтому я делаю ретушь. Плюс, естественно, обработка антуража. Чтобы создать атмосферу оторванности от реальности, потому что без этого никак. Искусство - это всё-таки иной взгляд на реальность, это оторванность от неё, а иначе будет бытовая фотография.
Вы пробовали себя в разных жанрах. В итоге остановились на женском портрете и ню. Почему?
Для меня это очень красиво. Тут совершенно нет никакой сексуальной подоплёки. Просто я всё время смотрю на женщин, мне очень нравится за ними наблюдать, они такие красивые, причём во всех своих проявлениях. А женское тело - это, наверное, самое красивое, что существует, самая интересная тематика для меня. Хочу сказать, что мне очень импонирует, когда люди понимают мой взгляд на ню, когда они понимают, что это не просто груди, попы, тело, а что это что-то большее. Хочется показать, насколько женщина прекрасна. Я на съёмках всегда нахваливаю своих моделей так, что они все очарованны и чувствуют себя красивыми. И они действительно прекрасны.
А хотелось бы попробовать ещё какой-то жанр? И что Вы никогда не стали бы снимать?
Возможно, в какой-то степени мне может быть интересен фешн, но не на столько, чтобы я этим действительно занялась.
А вот насчёт «никогда» я не стала бы зарекаться. Могу сказать только про данный момент: я не возьмусь, потому что мне это не интересно, за мужское ню, интерьерные съёмки. Про рекламную фотографию не задумывалась, но, наверное, тоже нет. Семейные съёмки мне не интересны. Репортажи тоже нет, а вот свадьбы иногда можно. За детские съёмки тоже не взялась бы. Я очень люблю детей, но для съёмки должно быть что-то ещё, я должна видеть картинку. Если я её не вижу, мне не интересно.
А каким Вы видите коммерческое будущее Вашей фотографии? Хотели бы Вы сотрудничать с какими-то журналами?
Если говорить о Новосибирске, то я боюсь, что именно ню, которое я снимаю, вряд ли будет публиковаться, потому что это всё же обнажённая натура. Честно говоря, если бы мне это было интересно, я наверное этим уже озадачилась. Поэтому, если говорить о коммерческой стороне моей фотодеятельности, то она всё больше сходит на нет. Всё-таки сейчас для меня фотография - это больше искусство, чем деньги. На данный момент я занимаюсь фотографией всё-таки больше для души, это такая моя большая увлечённость и она всё больше уносит меня от коммерческой составляющей.
Если помечтать, чего бы Вам хотелось?
Хотелось бы чтобы мои фотографии становились какими-то штучными, были как единичные работы. Очень не хочется снимать на поток, хочется делать что-то такое единичное… дорогое, наверное)))
Просто коммерческое признание - это тоже признание, но оно абсолютно не идентично признанию в искусстве, это совершенно разные вещи.
Чувствуете ли Вы себя востребованной?
Сейчас очень много недорогих предложений, потому что сейчас фото на пике. Очень много людей покупают себе зеркальные фотоаппараты, и им кажется, что они уже фотографы. Они берут очень маленькие суммы за съёмки, и при этом потребители имеют неискушённый взгляд и не понимают разницу. Они не понимают, почему у какого-то фотографа съёмка может стоить дорого. Они думают, ну что там такого, вроде бы взял фотоаппарат и сфотографировал, делов-то! Им кажется, что это очень просто: чикаешь, чикаешь. Вот и я столкнулась с тем, что перестаю фотографировать ещё и потому, что меня расстраивает такое отношение людей к фотографии.
Мария, в чём Вы черпаете вдохновение?
Зачастую это идёт от модели, от общения с ней, если это личное общение. Или я смотрю на её фотографию и вижу в ней что-то такое, что мне хотелось бы выделить, показать какая она красивая. Вдохновляет что-то увиденное, например, какие-то чужие фотографии, даже рисунок на стене может вдохновить. Это всё настолько эфемерное, что никогда не знаешь, откуда прилетит, может даже просто присниться.
У нас есть традиционный вопрос, который мы стараемся задавать всем фотографам: можно ли сотворить шедевр на заказ?
Если не говорить о том, что заказчик будет выдавать бриф, то можно. Если мне говорят, что нужно снять так-то и так-то и при этом чтобы было красиво, а я не вижу такой картинки, то я не смогу её сделать.
Дело в том, что когда у человека в голове уже есть картинка, и он имеет какое-то представление, какой-то образ, то ему кажется, что фотограф этот образ легко передаст. Но я же не телепат. Я часто моделям говорю, чтобы они потренировались перед зеркалом. Когда человек подходит к зеркалу и смотрит на себя, у него даже мышцы по-другому начинают работать, он сам себе делает лицо красивее, чтобы самому себе нравиться. И я своим моделям говорю: «Подходите к зеркалу и запоминайте, какими мышцами вы это делаете, чувствуйте эти мышцы, чтобы потом ими работать перед камерой».
Есть ли у Вас какое-то представление об идеальном заказчике?
Это, наверное, тот, который пришёл к фотографу и абсолютно доверился ему, т.е. он пришёл к конкретному художнику, которому он доверяет. Это как и в любой профессии: если ты хирургу не доверяешь, как ты к нему на стол ляжешь? То же самое и в фотографии.
Бывает такое, что заказчик категорически недоволен итогом совместной работы?
Такое у меня было однажды. Это было на заре моей фотодеятельности, и я считаю, что это должен пройти каждый, потому что такие заказчики всегда существуют. Когда ты чем-то начинаешь заниматься, обязательно случается что-то такое, что мешает тебе, и ты либо это проходишь, либо ломаешься, и тогда просто не занимаешься этим. Эти испытания нужны для того, чтобы самому понять, готов ты или нет.
У меня была съёмка, где человек как раз имел о себе какое-то представление, которое не совпадало с реальностью. И я, естественно, не могла увидеть образ, который человек нарисовал у себя в голове, и при этом он не сказал, что и как он хочет. И, естественно, при получении фотографий были какие-то негативные отзывы. Я, конечно, очень страдала по этому поводу. Да ещё это было в самом начале моей фотодеятельности, т.е. у меня вообще была некая неуверенность в себе. Но потом я поняла, что это просто какой-то этап, который надо преодолеть и идти дальше.
Мария, а у кого Вы хотели бы сами фотографироваться?
У себя))) Вы знаете, я люблю фотографироваться, а раньше мне это вообще ужасно нравилось. Мы с моим мужем как раз так и познакомились. Мой муж начинал фотографировать, а я была его музой. А сейчас у меня есть всё, чтобы фотографироваться чуть ли не каждый день, но я как-то к этому не стремлюсь. Сейчас мне очень интересно находиться по эту сторону камеры.
А есть ли человек, которого Вам очень хотелось бы заполучить в модели? Есть ли человек, который Вас завораживает на столько, что Вам хотелось бы его снимать?
При слове «завораживает» у меня возникла ассоциация: Моника Белуччи меня именно завораживает. Она - мега-красивая женщина, в ней есть что-то такое манящее. Такое редко встречается, это человеку просто дано, что-то такое в глазах. Она шикарная женщина. Опять-таки, вокруг нас столько всего красивого, столько красивых женщин, и в каждой есть своя изюмика.
Недавно в Вашем блоге была цитата из Бхагават Гиты и разговор про сомнения. Чего в Вас больше сомнений или устремлений?
Я жутко сомневающийся человек. Конечно может быть, что это не сомнения, а самокритика… Но я всегда семь раз отмеряю, и только потом отрежу. Но я лечусь от этого. Сейчас мне в этом помогает наличие спортивной машины. Случайно так получилось, что мне купили именно такую машину. На самом деле, я думаю, что она мне не зря досталась. Это добавляет решительности. Она заставляет меня ездить активно и быстро, и это одна из возможностей поработать над собой. И когда я стала ездить на этой машине, я стала как-то решительней и увереннее в себе.
Одно время я изучала ведическую философию, но потом в итоге пришла к тому, что это не совсем корректно, принимая во внимание, что я всё-таки христианка. В Библии много мудрости, и там уже есть всё для жизни, и что-то ещё изучать совсем не нужно.
Насчёт сомнений есть очень близкая мне мысль о том, что не надо сомневаться. Если ты начинаешь сомневаться, значит тебе это не нужно. Должна быть уверенность в себе.
Мария, на момент своего обучения фотографии Вы читали какую-то тематическую литературу? Что бы Вы могли порекомендовать почитать для самообразования?
Честно говоря, я начинала, как попало. Но сейчас я могу посоветовать почитать книги о композиции и желательно разных авторов, для того чтобы не иметь один шаблон представления какого-то одного автора. Конечно, в разных книгах будут пересечения, но, возможно, будет и что-то новое. Вообще сколько бы ты не читал, всегда будет что-то новое.
Я считаю, что информация ложится пластами. И, возможно, что часть информации, которую я прочитаю сейчас, год назад не уложилась бы, потому что у меня какой-то предыдущий пласт ещё не уложился и не превратился в навык. Поэтому книги можно периодически перечитывать. И обязательно нужно читать книги по философии фотографии. Это воспитывает другое восприятие фотографии, не как что-то бытовое, а как объект искусства. Я очень не люблю, когда люди называют фотографии фотками. Для того чтобы люди отзывались об этом как о фотографии, а не как о фотке, надо понимать ценность.
Из последнего прочитанного и зацепившего могу порекомендовать книгу Хосе Ортега-и-Гассет
«Дегуманизация искусства». Это даже не книга, а небольшой очерк, достаточно быстро и легко читается, и достаточно интересно. Там как раз говорится об отношении людей к разным видам искусства.
Давайте поговорим о технической составляющей в Вашей работе. Насколько важна техника, на которой Вы работаете?
Уровень техники должен соответствовать уровню фотографа. Будет странно, если хороший фотограф, который умеет классно снимать, будет снимать на мыльницу. И наоборот, если человек, который не умеет фотографировать, купит себе крутяцкий фотоаппарат, то это как микроскопом гвозди забивать. Я поэтому из архитектуры ушла. Там была та же самая история. Я хотела делать что-то такое, на что мне не давал согласие заказчик. Сейчас строят коробочки, а мне хотелось что-то такое-эдакое. То же самое и здесь. Если у меня в руках окажется мыльница, наверное, мне будет очень грустно.
Когда-то один из наших авторов сказал нам, что чтобы по-настоящему понять фотоработу, надо задаваться не только вопросом, как это сделано, но и понять чем живёт автор, что он кушает, какие книги читает, какую музыку слушает и т.д. Мария, а какую музыку слушаете Вы, какие книги Вы читаете?
Я боюсь, что меня могут неправильно понять. Но с другой стороны, возможно, если я объясню, меня поймут правильно. Я слушаю религиозную музыку и читаю Библию. Возможно, кто-то скажет: «как же так: девок голых снимает, но при этом считает себя верующим человеком?» Тут важно понимать, что я фотографирую не с позиции сексуального подтекста. Для меня женщина - это творение Божье, и они прекрасны, как всё, что Он сделал. Т.е. все эти прекрасные женщины - Его творение.
Книги, которые я читаю, можно условно разделить на три типа. Во-первых, это Библия, естественно. Во-вторых, я что-то читаю на ночь, чтобы уснуть. У меня нервная система очень живая, и поэтому, для того чтобы мне мой мозг, который всегда о чём-то думает, успокоить перед сном, я читаю какую-нибудь «попсятину». Вот так читаю и засыпаю.
И третий раздел книг - это книги о фотографии. Ну да, ещё есть четвёртый… Я изучаю испанский язык.
Фотограф Мария Ветрова (
zimmara)
Официальный сайт
http://mvetrova.com/ В интервью принимали участие
romashka7 и
vikont_mart.