Друзья мои! Сегодня мы представляем Вам очень яркого и интересного фешн-фотографа Станислава Миронова (
mironov_photo). В перерывах между съёмками Станислав вырвался к нам, чтобы мы провели несколько часов в разговорах о модной фотографии и красоте.
Станислав, расскажите, как Вы начали заниматься фотографией.
Однажды я делал уборку и нашёл в шкафу старый пыльный Зенит. Было ему на тот момент лет двадцать, а то и все тридцать - это был, как оказалось, фотоаппарат еще моего деда. Камера памятная: на ней была выгравирована эмблема московской Олимпиады 1980 года, а еще с ней я запорол первые свои три-четыре плёнки - там буквально через раз получались наполовину проэкспонированые кадры - позже я понял, что там клинит затвор. Собственно так всё и началось.
А вообще я закончил Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. Ломоносова, отделение Международных отношений.
Т.е. Ваша специальность совсем не связана ни с модой, ни с фотографией?
В общем, да. Так получилось, что по своей специальности я не работаю. Но тот же иностранный язык, безусловно, очень пригождается при общении с зарубежными изданиями :)
Надо сказать, что у многих моих однокашников были свои представления о профессии, которой мы обучались. Помню в какой-то момент стало понятно, что это немного не то, что я ожидал - на третьем курсе я вообще хотел пойти на журналистику, перевестись на другой факультет. Писать у меня всегда неплохо получалось. И уже после окончания вуза, я несколько лет работал в крупной известной компании, в сфере PR, а до того успел потрудиться в PR- и рекламном агентствах, работал и редактором, и копирайтером. Но в какой-то момент понял, что работа в офисе это, наверное неплохо, но и фотографию не стоит совсем забрасывать.
Вы где-то учились фотографии?
Нет. За все время я посетил всего два или три мастер-класса. Первый, как сейчас помню - лекция
Sabine Weiss в ходе Фотобиеннале в Москве пару лет назад. Она талантливый фотограф, снимала для топовых изданий, в т.ч. для Vogue. Рассказ о ее жизненном и творческом пути было интересно послушать. Но с практической точки зрения.. я, к сожалению, узнал мало нового.
Мастер-класс Павла Антонова заинтересовал меня в первую очередь пафосным пресс-релизом о том, что, дескать, это единственный русский фотограф в штате
Condé Nast Digital. Я думал, что послушать такого человека будет как минимум интересно. Увы.
Павел в тот вечер по большей части рассказывал, какая замечательная камера Mark II, и как ей удобно снимать. Процесс съемки лукбука, за которым мы и приглашенные журналисты наблюдали, был построен как демонстрация возможностей студийного света и продукции фирмы Canon. Честно говоря, это было грустно и малосодержательно. Не досидев до конца, я ушел.
Был еще мастер-класс по ретуши. Первый раз, когда мне было не жаль потраченного времени. Хотелось как-то систематизировать мои познания в этой области и посмотреть, как работают Hi End ретушеры. Однозначно +1 в актив.
В остальном: немного - книги, больше - интернет, и еще больше - практика. Съемки, съемки, съемки с последующим разбором собственных ошибок. Учиться можно и нужно всегда, это непрерывный процесс. Я продолжаю учиться.
Не многие новички-фотографы это понимают, но можно многому научиться у модели, которую ты пригласил на свою съемку. И не надо этого бояться и стесняться. Когда я делал первые свои шаги, со мной работали модели, у которых опыта постановочных съемок (до того, как я начал проводить fashion-съемки, я несколько лет снимал репортажи, увлекался "жанровой" фотографией) было больше, чем у меня на тот момент. Нужно понять, что это взаимовыгодный процесс: работая вместе, вы можете многому друг у друга научиться, что в конечном счете сделает общий результат лучше.
Расскажите в двух словах о Вашем подходе к фотографии?
На данный момент более всего мне интересны портретная и fashion-фотография. Первая - дает возможность заглянуть во внутренний мир человека. Последняя - порой по-иному посмотреть на обыденные вещи. Фотографируя, я стараюсь сделать акцент на настроении модели в кадре. Человеческие эмоции всегда были для меня очень важны.
Вообще я знаю немало людей, которые подходят к фотографии сугубо с технической стороны - им, например, особо интересно зависнуть с источниками света в студии на съемке, придумать какие-то новые световые решения, а после долго заниматься пост-продакшеном. Все это до известной степени интересно и мне, но цели и задачи у нас, вероятно, разные. Я считаю, что в фотографии должно превалировать содержание.
Меня один раз спросили: «вот эта фотография, о чём она?». Я подумал и сказал, что я легко могу рассказать, о чём снимок, но думаю, что это было бы неправильно. Однажды разбирали одну мою фотографию с ребятами, и все её поняли по-разному, совсем не так, как я ее себе представлял. Можно было бы расстроиться - мол, «мой великий замысел» не угадали, но с другой стороны это классно, потому что фотография многогранна, и люди могут её по-разному трактовать. В этом смысле я придерживаюсь подхода - главное, чтобы ваш снимок не оставлял равнодушным!
Кто-то говорит, что fashion-фотография - это ни о чём. Но в реальности все обстоит несколько иначе. За многими топовыми съемками стоят многие часы кропотливой работы над идеей и ее воплощением. Это целый пласт метафор, аллюзий, смыслов. Вряд ли все это понимают, но это, безусловно, то, к чему нужно стремиться.
Станислав, давайте разберёмся с терминологией. Дословный перевод слова «fashion» - это манерность. Расскажите, пожалуйста, что же это за жанр такой, и чем фэшн-портрет отличается от не фэшн-портрета?
На самом деле, манерность уже стала одним из атрибутов современной фешн-фотографии. Не знаю, плохо это или хорошо, но это так. Мы смотрим на фотографии и нередко видим вычурные позы, а подчас и нарочито подобранные детали - интерьер, одежда - того, что создает гротеск в кадре.
На мой взгляд, модная фотография в значительно большей степени построена на ассоциациях в отличие от, скажем, фотографии репортажной или жанровой, которую я, кстати, очень люблю. Помимо своей основной функции - утилитарной (представления в кадре одежды и аксессуаров), естественно, должна быть и художественная составляющая. Модная фотография дает поле для размышлений, фантазий. В fashion-фотографии подчас можно найти социокультурные символы, которые добавляют снимкам глубины. Fashion-фото лежит на грани между утилитарностью и чистым эстетством. Она может быть более многозначна, в отличие от классического портрета, который, на мой взгляд, все же несколько более прямолинеен.
Существуют различные направления fashion-фотографии: beauty, модельные тесты, fashion-портрет. Если в случае с beauty нам в кадре важно передать красоту модели и качество работы команды стилистов - укладку, качество работы визажиста и самое главное - качество самой косметики, то в случае с модельными тестами задача иная - показать, как начинающая модель умеет работать на камеру. Основной акцент здесь не на одежду и не на макияж, а исключительно на саму модель, ее фигуру, и что немаловажно, ее эмоции и умение ими владеть, создавать разное настроение в кадре.
Я думаю, что "модная" и классическая портретная фотография отличаются, прежде всего, степенью психологизма. В первом случае, на мой взгляд, его меньше. Хотя, если мы вспомним, например,
Annie Leibovitz - она совершенно потрясающа и как портретный, и как fashion-фотограф. Я все это к тому, что подобные деления очень условны и сегодня грань между классическим портретом и fashion-съемкой очень и очень тонкая.
Расскажите, как создаются образы? Бывает ли так, что задумано одно, а получается совершенно иное?
Сразу скажу, что то, что вы видите на снимках - в 99% случаев командная работа. Крайне редко фотограф придумывает все от и до сам. Постановочная фотография - это коллективный труд, однако вклад фотографа в конечный результат трудно переоценить. Я всегда сам подбираю моделей, и людей в команду - стилистов, визажистов, модельеров. От этого во многом зависит успех всей съемки.
Периодически просматриваю интернет, смотрю подборки из российского и зарубежного глянца. Проходит какое-то время, начинают копиться наброски - я делаю подборку удачных на мой взгляд фотографий. Вдохновляюсь.
Я помню свою первую постановочную съёмку. Сейчас эту историю рассказываю всем моделям, которые начинают раньше времени уставать в ходе работы ) Мне хотелось сделать необычную фотосессию, чтобы она с одной стороны была запоминающейся, а с другой - несла какую-то идею, содержала метафору. Я не хотел просто картинки ради картинки.
Знаете, подиумных моделей часто называют вешалками. Так вот, у меня была мысль постебаться на эту самую тему. Я нашёл девочку-модель нужного мне типажа и классного стилиста. В паре с ней мы довели идею до ума и родился этот образ. Волосы: жесткий начес в форме петли вешалки для одежды, мейк - агрессивный - smoky-eyes, а лицо модели украшает face-art: вырезки из Vogue, который мы порядком покромсали.
В районе старого Арбата был найден деревянный недокрашенный с облупившейся краской забор. Время было холодное...январь. А я только купил свой первый студийный свет. Вообще эта съёмка очень долго переносилась, и в какой-то момент мне это здорово надоело - решил, что буду снимать, несмотря на Крещенские морозы.
Сразу скажу, что в результате из трех моноблоков у меня от перепада температур сломалось два. Я страшно замерз сам, а еще заморозил модель (несмотря на то, что она была в шубе и мы постоянно делали перерывы - рядом была заведенная прогретая машина) и ассистента. Темнело рано, уже в 4 часа была практически ничего не видно. Снимали до победного - переставили машину, включили дальний свет, освещали лицо модели серебряным отражателем.
Словом, первая съёмка вышла комом - я ожидал совсем иного результата, но для меня это был хороший урок. Так я понял, что нужно всё изначально досконально продумывать. Важна погода, важна команда и ваша слаженная работа, важны все организационные моменты, потому как на результат все это очень сильно влияет.
Но бывало и так, что планируешь одно, а уже на съёмке выходит иначе. Да что там... чаще именно так и бывает! Вот пример того, как частная фотосессия, которую заказала у меня модель, в итоге оформилась в серию кадров и чуть позже вышла в виде публикации журнале.
Съемка была летняя, у девушки с собой было много по-настоящему летней одежды - она взяла с собой яркий купальник, солнечные очки и яркие туфли на высоком каблуке. Образ получался жарким - я понял, что снимать это мы обязаны именно под палящим московским солнцем...т.е прямо на улице. Обилие яркого цвета в кадре я решил дополнить за счет стремянки - ее мы нашли в студии, что примечательно - она была именно тех цветов, что были нужны нам. Розовый, желтый, зеленый.
Съемка проходила рядом с модельным агентством, для которого я тогда снимал тесты - напротив нас располагался милицейский участок, где в тот момент..."вязали" каких-то гастарбайтеров. Когда интерес со стороны наших зрителей стал чрезмерным, мы пошли в соседний двор, где я обнаружил спортивный ярко оранжевого цвета автомобиль. Я решил до конца "сыграть" на цвете, поместив модель в кадре рядом с машиной. Фактически это были завершающие кадры в серии. Зарисовка на тему лета удалась.
Расскажите про организацию работы
Буквально с первых съемок я начал вести ежедневник. Т.е. я хожу по городу, отмечаю места, где было бы интересно поснимать, записываю свои идеи. Это очень удобно.
У меня есть команда - люди, с которыми я сотрудничаю, регулярно делаю съемки. Это в первую очередь визажисты, стилисты и знакомые мне модельеры. До последнего момента я, кстати, часто подбирал одежду сам, просто приезжал в тот или иной шоурум, предварительно присылая свои работы.
На моих съёмках не бывает жёсткого диктата. Я считаю, что лучший результат получается, когда работаешь всей командой, когда свою лепту вносят и стилист, и визажист, и модель. Если я доверяю человеку, с которым работаю, я нередко даю ему возможность импровизации и свободы, но важно понимать, что последнее слово все равно остается за фотографом, и если что-то идет не так, я прошу внести коррективы - поправить макияж, укладку или же мы подбираем иной образ.
А вообще, знаете, чем отличается съемка у нас и на западе? На западе для журналов снимают так: скажем, за полгода планируется съёмка, приезжают люди на место, делают фото с разных точек в разное время суток, чтобы понять, как меняется освещение снимаемой сцены в течение дня и т.д. Продумывают все мельчайшие нюансы, подбирают одежду, т.е. планируют все досконально. Наступает назначенная дата, все приезжают, снимают всё за полчаса-час и разъезжаются. А у нас всё в точности наоборот: что-то придумали, и сразу же поехали снимать. И съемка растягивается на день, а то и на два, а результат может быть неожиданным. Т.е. подходы совершенно разные.
Станислав, Вы ощущаете себя востребованным?
Как можно измерить востребованность? По сравнению с тем, что было раньше - определённо да. По сравнению с тем чего бы мне хотелось, я, наверное, только в начале пути.
Кто Ваш любимый или идеальный заказчик?
Я не знаю, бывают ли идеальные заказчики:) Если серьёзно, то на этот вопрос однозначно трудно ответить. Для меня идеальный заказчик тот, который поставит реалистичные сроки, который чётко знает, что хочет, но при этом не будет лезть в сам процесс, мешая мне работать. Т.е. задачу поставили, определили сроки, согласовали условия, а дальше мы с моей командой работаем. Это для меня идеальный вариант.
Как Вы относитесь к критике и похвале? Бывает, что заказчик недоволен?
У меня был случай, когда заказчик был недоволен. Это была репортажная съемка. Клиент был недоволен не фотографиями, а тем, что я раньше времени ушёл - но на то были свои причины. Люди рассчитывали, что я буду снимать дольше, а мне пришлось покинуть съёмки и вместо недели я смог поснимать только три дня.
Когда я только начал фотографировать и выкладывал свои первые фото в ЖЖ, у меня через какое-то время сформировалась своя аудитория, люди стали мне активно писать, что им нравятся мои фотографии. Здесь кроется маленькая опасность: ты постоянно получаешь хвалебные отзывы и в какой-то момент глаз может "замылиться", ты перестаёшь расти. Были люди, которые мне об этом писали, но лишь спустя какое-то время я понял, что они были правы. Критика тоже нужна! Но критика критике рознь. К советам от опытных товарищей и коллег я всегда стараюсь прислушиваться. На критику, исходящую от любителей, реагирую спокойно.
Но ведь рекламная фотография и фэшн-фотография в итоге нацелена именно на простого зрителя?
Не всегда. То, что мы видим в журналах рассчитано на зрителя, который прочитает журнал и потом пойдёт и купит эту вещь. Но при этом мы же понимаем, что у каждого журнала своя целевая аудитория, и не каждый зритель будет читать журнал Vogue, и даже не каждая девушка, которая следит за модой, считает тот же самый Vogue интересным.
А сами Вы критикуете, даёте советы?
Если я вижу, что коллега снял что-то, что откровенно мне режет глаз, я могу об этом тактично написать, но вообще я придерживаюсь такой точки зрения: если меня не спрашивают, я не буду говорить. Если не спрашивают совета, я промолчу.
Станислав, когда так много красоты вокруг, красивых моделей, не меняется ли отношение к девушкам, не начинаете ли Вы смотреть на каждую женщину с точки зрения того, как она будет смотреться в кадре?
У психологов есть такой термин «профессиональная деформация» - это когда ты приходишь с консультации, которую сам же провёл, и начинаешь лечить всех людей вокруг.
Признаюсь, у меня такое бывало. Иногда мне даже страшно становится. Вот смотрю на человека и думаю: «здесь бы я прошёлся healing brush (лечащая кисть в ФШ), тут бы поднял контраст, тут текстуру по-другому положил бы, а кожа-то немного жирная, ага, что-то не то...»
У меня в какой-то момент был такой перегиб:) Когда ты слишком много вот этого видишь, начинаешь смотреть на людей с точки зрения fashion-фотографии, которая во многом людей идеализирует, т.е. много света, много макияжа, ретушь. Но сейчас я стараюсь все больше делать съемки практически без макияжа, или с естественным макияжем. Мне очень нравятся девушки, которые не красятся чрезмерно. Но с другой стороны, когда ты много работаешь с изображениями, то понимаешь, что не бывает идеального человека, не бывает идеальной кожи.
Иногда мне задают вопрос: «Ты каждый день смотришь на красивых девушек. Между тобой и моделями в кадре не возникает какого-то сексуального подтекста?» Кстати, такой вопрос обычно задают именно девушки :) Отношений с моделями на моих съемках у меня никогда не было. Я всегда разграничиваю: съемки - это съёмки. Бывает, что проникаешься симпатией к человеку. Но с такой профессиональной деформацией всё достаточно просто: надо сказать себе «стоп». Есть жизнь, а есть фотография.
С кем из моделей Вы бы хотели поработать?
Наташа Поли (Полевщикова), Саша Пивоварова, очень интересные лица у Эммы Уотсон и Барбары Палвин. На самом деле есть отличные модели и у нас. В ближайшее время у меня стартует проект, в котором я планирую задействовать многих из них. Скоро все увидите.
Станислав, есть ли у Вас какие-то кумиры в фотографии?
Из классиков мне нравится
Richard Avedon, у меня есть фотоальбом
Helmut Newton,
Anton Corbijn - это человек, который поставил практически все шоу
Depeche Mode, снял безумное количество клипов, много работал c
U2.. Мне очень нравятся его фотографии рок-звезд.
Steven Meisel - это имя говорит само за себя. Крестный отец современной "модной" фотографии. Очень нравится фотодуэт
Mert Alas & Marcus Piggot.
Steven Klein.
Paolo Roversi. Из последних открытий -
Hedi Slimane. Станислав, хотели бы Вы попробовать себя в каких-то еще жанрах фотографии?
Хотелось бы попробовать свои силы в рекламной фотографии - плотнее этим заняться. Не могу сказать, что я большой фанат жанра ню. Возможно, мне было бы интересно однажды попробовать, но что-то подсказывает, что я вряд ли бы переключился на такие съемки, уйдя в это все с головой.
Расскажите про свои планы на будущее
Они есть :) В планах много работать, скажу точно - съемок будет больше. Вы все скоро сами увидите.
Что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает и очень хочет заниматься фотографией?
Смотрите фотографии. Хорошие, много и часто. Листайте больше качественных журналов, смотрите фотоальбомы, книги, посещайте выставки. Больше практикуйтесь. Больше отсеивайте. Выбрасывайте и отбрасывайте.
Мне кажется ошибкой многих начинающих - чрезмерно заморачиваться на каких-то технических вещах. Хотя, конечно же, я сам был таким же. Знаете, есть продвинутые любители, которые в техническом плане, возможно куда как более подкованы чем тот или иной профессионал. Это я серьезно говорю. Но вот смотрю я их фотографии и понимаю, что за знанием "матчасти" часто скрывается отсутствие содержания.
Я бы посоветовал больше думать для чего вы это снимаете, больше работать с моделью, вообще больше обращать внимание на подбор модели. На мой взгляд, очень много, чуть ли не 50% успеха съемки, зависит именно от выбора объекта съемки - человека в кадре.
Фотограф Станислав Миронов (
mironov_photo)
Станислав Миронов ВКонтактеОфициальный сайт:
http://www.stanislavmironov.com/ В интервью принимали участие
romashka7 и
vikont_mart