Интервью с Натальей Чобану

May 15, 2012 11:00

Друзья мои! Сегодня мы хотим Вам представить замечательного фотографа и очень интересного человека Наталью Чобану (natalia_ciobanu). Интервью, которое сейчас перед Вами, записано ещё в середине апреля по скайпу. Организовать личную встречу нам тогда не удалось. Но сегодня в день публикации интервью Наталья приехала в Москву на церемонию награждения победителей национального конкурса "Лучший фотограф 2011".




Наталья, глядя на Ваши работы, создаётся ощущение, что Вы занимаетесь любимым делом. Так ли это?

Да, конечно. Иначе, наверно, жить не стоит. Если заниматься тем, что тебе не нравится, зачем тогда вообще что-то делать. То, что получается от души, легко, то, что приносит тебе удовольствие, только это и сможет принести в итоге успех, мне кажется. Потому что, только выкладываясь постоянно, ежеминутно, в том, что ты любишь, ты сможешь достичь какого-то результата. Если жить с восьми утра до пяти вечера на работе, а после этого существовать совершенно в другом мире, это уже не то, это уже две параллельные жизни. А если твоя жизнь полностью протекает в одной сфере, то это, несомненно, к чему-то приведёт, и к чему-то хорошему, скорее всего. Только занимаясь любимым делом, можно достичь успеха.



Можно устать от стопроцентной отдачи именно в одной сфере, не хочется иногда пробовать себя в каких-то смежных? Может быть какой-то отдых себе устраивать?

Я, наверное, ещё не настолько загружена работой, чтобы устать, но скорее всего, это возможно. Вероятно, это возможно в том случае, когда ты перестаёшь делать то, что тебе нравится, даже в фотографии. Вот, например, я снимаю такие портреты, которые снимаю, а придёт заказчик и скажет: «а вот мне нужна девочка-Барби с леденцами и т.д.» И в тот момент, когда я соглашусь на эту работу, я сразу вступлю на дорогу, на которой могу устать. Если я буду отказываться от такой работы, то у меня будет больше шансов, что мне это никогда не надоест, что мне будет интересно и увлекательно всегда. Нужно выбирать.



Да, тяжело отказываться от каких-то проектов, но приходится, для того, чтобы делать то, что ты любишь, то, что тебе нравится. Многие говорят, что это неправильный подход, что хороший фотограф это тот, который может снять всё. Я с этим согласна абсолютно, но с другой стороны, предавать самого себя и обманывать себя ради чего-то или ради кого-то, это тоже неправильно. Поэтому, лучше делать то, что тебе нравится, то, что хорошо получается, да ещё и приносит удовольствие.

Расскажите, кто Ваш типичный клиент/заказчик или модель, кто чаще всего обращается к Вам?

На данный момент чаще всего это обычные люди, которые просто захотели для себя фотографию. Это не предприятия или фирмы, они есть тоже, но всё-таки в основном это обычные люди. Мы общаемся, я пытаюсь их узнать, и получаются такие фотографии, которые вы видите.

В последнее время появляется много талантливых дизайнеров одежды. Мне также очень понравился опыт съемки для музыкальной группы. Сейчас разворачивается очень интересный проект для местной винной компании: в течение года мы с мужем снимаем для них, а  в итоге это будет большой увлекательный каталог, в котором я полностью сохраняю свой стиль и образ работы.

Расскажите, как Вы пришли в фотографию, как Вы учились.

В детстве я рисовала, рисовала не профессионально, но меня всегда хвалили. Родителям советовали отдать меня в художественную школу. Но мои родители были уверены в том, что точные науки - это более правильный подход к нашей современной жизни. Так что я шла по точным наукам, но одновременно с этим, в свободное время я рисовала. Потом появился фотоаппарат, мне его бабушка подарила, и оно как-то всё пошло плавно.



Если попытаться вычислить тот момент, когда я решила, что буду фотографом, то его, скорее всего, нет. Я фотографировала, мне было интересно. Потом познакомилась со своим будущим мужем, он меня научил, каким-то основам фотографии, и с того момента я начала снимать уже более осознанно. И это моё становление формируется до сих пор. Не могу сказать, что я остановилась. Я бы хотела до самого конца формировать свои навыки и умения, не останавливаться. Моё фотографирование не стало каким-то рывком в результате осознанного желания. У меня это получалось, нравилось общение с людьми, очень увлекали девушки, с ними в основном были первые фотосъёмки, меня увлекало это общение, попытки узнать человека и благодаря этому я пошла дальше. Мне хотелось снимать из-за общения с людьми, которые приходили в мою жизнь благодаря фотографии. Нравились люди, с которыми я общалась и, что самое удивительное, сейчас мне люди нравятся всё больше и больше.



С формированием стиля ко мне стали приходить только те люди, которые и должны ко мне приходить. Вообще уже давно не было людей, которые мне были бы неинтересны, и которым я бы сказала : «нет, я вас не хочу снимать, извините». А до этого мне приходилось это говорить. Это было сложно, но хорошо, что сейчас уже этого нет.

Как Вы определяете жанр, в котором Вы работаете, как Вы сами его называете?

Ну, наверное, так же, как я назвала свой сайт - душевная фотография или портрет души. По крайней мере, я бы хотела, чтобы оно так было. Насколько мне это удаётся - не знаю, это судить не мне, и даже не зрителю, а самому человеку, который у меня снимается. Только он знает, правильно ли я его показала, такой ли он на самом деле. Были такие моменты, когда человек мне показывал фотографию и говорил : «вот эта фотография, которая меня показывает настолько… никому я себя таким не показывал, а ты показала, я здесь такой, каким я вижу себя перед зеркалом когда меня никто не видит». В такие моменты я понимаю, что иду по правильной дороге.



Бывает такое, что человек, которого Вы фотографируете, не удовлетворён результатом?

Может быть, раньше было, когда приходили те люди, с которыми мы не схожи по каким-то принципам жизни. Перед каждой съёмкой мы знакомимся, мы сдруживаемся в той или иной мере, и во время съёмки у нас дружеские беседы, можно сказать, достаточно откровенные. Чаще именно я могу быть недовольна собой, чем человек, который у меня снимается.

Сейчас дошло до такого, что если мне фотография не нравится, и я понимаю, что я сама осталась бы недовольна, получи я такую фотографию, я её не отдаю человеку. Я к себе очень критично отношусь. Лучше ещё один раз пойду и сниму. И даже если человеку они будут очень нравиться, я всё равно сделаю ещё лучше, чтобы отдать тот результат, которым я буду гордиться.



С кем интереснее всего работать?

Почему-то получается так, что люди творческие на моих съёмках - это в основном, мужчины. Например, изготовитель масок, который учился в Венеции, художник из Ирана, или, например, я снимала другого фотографа… А девушки чаще не из творческого мира. Они, как может показаться на первый взгляд, для нас не представляют никакого интереса, но когда начинаешь узнавать человека, ты понимаешь, что он интересен по-своему, и ты находишь в нём что-то интересное. Но я уверена, что с творческими людьми было бы намного легче работать, т.е. когда у тебя уже есть почва, на которой можно что-то лепить, делать что-то красивое - это проще. Но я не могу сказать, что в Молдове есть много людей, которые вдохновили бы меня на такую съёмку. Большая удача, что мне встретились эти мужчины на моём пути, я их поснимала, познакомилась с их творчеством. Например, художника, которого я снимала, я считаю гениальным. Мне кажется, со временем он останется в истории. Это большая удача, что я увидела его вживую, т.е. я знаю его и его характер. Поэтому, надеюсь, что в будущем будет больше творческих людей.



Да, с ними, конечно, работать интереснее, потому что разные профессии у людей и разный подход к этому. Я помню, когда впервые ко мне на съёмку пришёл актёр. Для меня это было очень необычно и странно. Это было в самом начале, я к тому времени снимала всего полгода. Во время съёмки ему нужно было сконцентрироваться, и он настолько вжился в роль, что начал разыгрывать спектакль со своей партнёршей. Он по-настоящему переживал, он с ней прощался, он вжился в роль и показал настоящие эмоции. Тогда для меня это было очень необычно. Люди вдохновляют, каждый по-своему, конечно.

Расскажите, как рождаются образы?

Всё начинается с общения, человек рассказывает о себе. Я не пытаюсь вытянуть из него какую-то информацию, это обычное общение, вот как мы с вами общаемся, какие-то обычные фразы, ничего особенного. Но в то же время, я пытаюсь понять какой характер у человека, весёлый, замкнутый или нет, т.е. это, можно сказать, анализ человека в той или иной мере. Уже потом он начинает больше рассказывать о себе. Например, о том, чем увлекался в детстве. Но часто бывает, что человек ничем не увлекался, и, в принципе, какой-то плодотворной почвы для создания образа нет. Поэтому образ рождается как-то спонтанно из характера самого героя.



Например, у меня была девушка, я её никак по-другому не видела кроме как девушку с цветами, потому что она такая вся лёгкая, романтичная и я её никак по-другому не могла показать, только так. И она, наверное, другой образ не приняла бы. Я потом уже с ней советовалась, спрашивала, что ей нравится, и действительно, тот первый образ, который я подобрала для неё, был правильный. Я думаю, что это происходит скорее на уровне интуиции, чем на каком-то сознательном уровне.

Может быть это связано ещё с тем, что когда-то я читала много книг по психологии и, возможно, какие-то знания оттуда почерпнулись. Но всё это скорее интуитивно. Так же, как когда я начинала фотографировать, я показывала своему будущему мужу свои снимки, спрашивала, какие есть правила в фотографии, просила его научить меня, просила указать, что не так я делаю. Он говорил, что у меня всё правильно по композиционным моментам. Возможно, у меня это врождённое чувство. Техническим моментам, конечно, он меня обучил.



Бывает, конечно, что я неправильно подобрала образ, но я всегда прошу, чтобы мне открыто об этом говорили, чтобы человек заранее сказал, если ему этот образ не нравится. И тогда мы придумываем что-то другое.

Расскажите, как Вы осваивали именно техническую сторону фотографии. Как происходил это процесс?

Мой муж - фотограф (Виталий Болучевский). Когда мы с ним познакомились, я попросила, чтобы он мне показал технические аспекты фотокамеры. У меня тогда была обычная цифромыльница и было особенно сложно сделать что-то хорошее с технической точки зрения. Он показал мне настройки, как, что, и от чего зависит. Я, конечно, ничего не поняла с первого раза. Для меня всё это было как гром среди ясного неба: что, оказывается, есть диафрагма, есть ISO, оказывается, от них что-то зависит. Мы встретились с ним на следующий день, и он мне ещё раз то же самое рассказал. И тогда до меня дошло, и я до сих пор руководствуюсь теми знаниями, которые он мне дал, плюс практика, конечно. Я не боюсь делать какие-то новые попытки, пытаюсь что-то открывать для себя и в технике, и в обработке.

Я ничего не читала. Наверное, это плохо. Но найти хорошую книгу по фотографии сложно. Я предпочитаю читать книги, касаемо каких-то художественных решений, а не технических, потому что техника всё-таки приходит со временем. А вот навыки создания интересного образа, настроения в кадре намного сложнее добиться. Поэтому, я считаю, что нужно больше стремиться в другую сторону, в идейную часть фотографии, а не в техническую. Я это всем советую.



Даже если у вас нет зеркальной камеры, но вам хочется снимать, старайтесь, пытайтесь, учитесь с тем, что есть, потому что это очень большой опыт. Я целый год снимала на обычную цифромыльницу. То, чему я научилась благодаря этой маленькой плохой камере, я бы ни на что не променяла. Именно с ней я научилась обработке, потому что я тогда пыталась добиться хоть какого-то результата. Не было бы у меня этой ужасной камеры, я бы не научилась своей обработке, той, что сейчас есть.

Расскажите про камеру и объективы, которыми Вы снимаете?

Сейчас у меня Canon 60D. Раньше чаще снимала на 50mm 1,4. Сейчас перешла на 100mm 2,8. Планирую покупку 70-200mm 2,8. Мне нравятся длиннофокусные объективы.

Репортажами Вы не увлекаетесь?

Хотела бы. Но репортаж я хотела бы снимать в каких-то, может быть, экзотических странах, в горячих точках, но не у себя в стране. То, что у нас происходит мне не интересно…. У нас обычно ничего не происходит. Вот эти несчастные люди с улиц, которых все снимают - это не интересно. Все снимают несчастье, горе, этих бомжей. Я не хочу никого обидеть, есть профессионалы в своём деле, конечно, и я восхищаюсь их фотографиями, но я бы не хотела это снимать. Если у меня будет шанс, я, конечно, за него возьмусь. Но это новая сфера, мне этому нужно будет учиться заново.

Есть ещё какие-то жанры, которые хотелось бы попробовать, которые могут быть интересны?

Мне интересно снимать архитектуру, городскую жизнь. Одно время я очень хотела научиться натюрмортам, но появилась проблема с реквизитом, потому что всегда нужен какой-то новый реквизит. И оно всё такое неодушевлённое, неживое, и не вызывает никаких эмоций. Мне нравится смотреть на натюрморты, рассматривать какими их создали другие фотографы, но сам процесс создания натюрморта мне не интересен. Мне очень интересно именно общение с человеком, какие эмоции он мне даёт во время самой съёмки, то, как я к нему привязываюсь. Может быть, я слишком сентиментальна, но я очень привязываюсь к людям, которых я снимаю. Со многими мы даже дружим. Это не остаётся на уровне «вот у нас была фотосъёмка, закончилась, всё, я тебя больше не знаю». Т.е. чаще всего, наверное, 80% из 100 - это продолжительное общение в дальнейшем.



Мой муж снимает пейзажи, это очень красиво, я восхищаюсь. Я всегда рядом, когда он их снимает, мне очень нравится то, что получается. Но для того чтобы снимать пейзажи, надо любить природу. Я люблю природу, но так, как он её любит… Наверное, я её не люблю настолько. У него такой, я бы сказала, идеализированный уровень восприятия природы. У меня, наверное, такой уровень восприятия человека. Я наблюдаю, как он снимает природу. Я смотрю на пейзаж, для меня он обычный. А он снял, и «ух-ты! как красиво!».

Мне кажется, что если бы я путешествовала, вероятнее всего какие-то места меня вдохновили бы на съёмку. Но всё равно, даже когда я куда-то выезжаю, например, снимаю город, я всегда вижу модель, я всегда вижу человека во всём этом. А вот мой муж, при том, что у нас страна такая маленькая, находит в каждом месте какой-то интересный уголок. Я не понимаю… Ну как? Как ты это делаешь?! Каждому своё. Наверно, не стоит пытаться быть хорошим во многих жанрах. Я думаю, что можно быть действительно хорошим только в одном жанре, а всё остальное снимать просто хорошо.



Мы уже немножко затронули тему обработки. Расскажите, как Вы сейчас обрабатываете фотографии, в каких программах Вы их обрабатываете?

Это происходит в ФШ. В принципе, это всё то же, что я делала раньше, просто сейчас я нахожу в этих инструментах новые возможности. Это чаще всего работа с кривыми.

Но я каждый раз нахожу какие-то новые пути обработки своих фотографий. И когда меня просят показать, как я обработала ту или иную фотографию, я могу сказать с вероятностью в 100%, что я не обработаю её снова точно так же. У меня даже бывали случаи, что удалялись фотографии, а мне надо было срочно их отдавать, я хотела ещё раз их обработать, но они у меня получались совершенно другими. Потому что я не работаю по шаблону, я работаю по настроению. И они всегда разные. Какое у меня настроение было, такие они и получились в результате.



Иногда накладываю текстуры, раньше больше, сейчас - меньше, потому что они всё-таки убивают объём, и я пытаюсь от них немножко отойти. Хотя текстуры мне очень нравятся. Сейчас то, что Вы видите последние два-три месяца, - это в основном работа с кривыми и уровнями (levels). Т.е. ничего особенного я не делаю.

Я заранее готовлюсь к съёмке так, чтобы в итоге у меня получился тот цвет, который я хочу. Нужно быть наивным, чтобы считать, что во время обработки ты можешь показать всё, что захочешь. Это не так. Практически всё в фотографию вкладывается во время съёмки, каждая деталь придаёт свой цвет, свою изюминку. Если ты что-то не так сделаешь во время съёмки, это будет сказываться на результате, и никакими путями в ФШ это не исправить, или это будет очень тяжело исправить. А сидеть и мучиться по пять часов и править в ФШ для того, чтобы изменить цвет одной ручки или карандаша, я не буду. Это не интересно. Меня интересуют другие аспекты, более глобальные. А за всеми деталями стоит следить во время фотосессии.



Во время съёмки Вам кто-то ассистирует?

Раньше - нет, сейчас я беру своего мужа, он помогает мне с отражателями. Пытаюсь сейчас изучать вспышку, потому что до сих пор я снимала без каких-то осветительных приборов, без отражателей. Сейчас, наверное, пришёл тот момент, когда мне хочется развиваться или, по крайней мере, пробовать что-то новое. В этом есть своя сложность, потому что я теряю свою мобильность. Т.е. в тот момент я могла получить эмоции человека, действия, теперь я подвязана ещё на третьего человека. Кроме того модель может быть закомплексована тем, что кто-то ещё присутствует на съёмке, потому что на моих съёмках происходит достаточно интимное общение. Когда появляется третье лицо, появляется другое общение и уже другой результат. Но я научилась общаться с людьми иначе. Поэтому всё-таки мне уже не мешает то, что у нас есть ассистент и, надеюсь, ещё и визажист скоро появится. Сейчас мне красят девушек до съёмки, но хотелось бы, чтобы визажист присутствовал на протяжении всей съёмки.



Наталья, у Вас большое количество наград. Очень многие Ваши работы занимали призовые и первые места, начиная с 2008-2009 года. Как Вы начали снимать?

Я начала снимать в 2008 году. И вот на эту свою мыльницу я выиграла два конкурса. Поэтому настоятельно рекомендую всем снимать на то, что у них есть.

Ну, теперь Вы должны немедленно назвать модель этой мыльницы, мы пойдём и купим её, там, наверное, есть кнопочка “шедевр”)))

Это Canon PowerShot A540. Если честно, я не рекомендую её покупать, потому что когда я сейчас беру эту камеру в руки, я не могу даже одного кадра снять. Я не понимаю, как я на неё снимала, и, уж тем более, как я с ней выигрывала конкурсы. ))) Сейчас для меня эта камера … доисторическая. Я не понимаю, как я вообще на неё снимала. Но это было.



В фотографии очень важна идея, и я понимаю сейчас, что я выигрывала в конкурсах благодаря идейности снимка. Жюри мне прощало какие-то технические моменты и недочёты. Конечно, это были конкурсы на уровне молдавских фотографов, но всё равно было приятно. Там, несомненно, участвовали профессионалы, люди, снимающие дорогой техникой. И всё равно, фотография, снятая на очень дешёвый фотоаппарат, но в которую была вложена какая-то идея, побеждала. С того момента я поняла, что техника не так уж и важна. И до сих пор этим руководствуюсь.

Раз уж мы заговорили о технике, расскажите о том, какой фотоаппарат хотелось бы взамен существующего?

Хочется средний формат. Но это очень большие финансовые вложения. Пока это только в мечтах. Если у меня появится другой фотоаппарат - хорошо, если нет - значит нет. У меня нет грёз о фотоаппаратах. У меня нет цели в жизни купить себе 5D Mark II. Да, я хочу этот фотоаппарат, но у меня нет такого, что «я должна его купить кровь из носа, и у меня не будет хороших снимков пока я его себе не куплю». Всё придёт со временем, я должна просто работать с тем, что у меня есть, делать то, что я делаю, и со временем у меня появится этот фотоаппарат. В какой-то момент я захотела фотоаппарат с видео, только поэтому я поменяла Canon 400D на Canon 60D. Если бы мне не понадобилось видео, я бы до сих пор снимала на 400D и была бы в той или иной мере довольна. У меня нет такой страсти к технике, какая есть у многих. Можно сказать, что я очень-очень легко отношусь к технике. Я могу пойти на съёмку с одним объективом, и мне будет хорошо. Чем легче сумка, тем лучше, потому что спина потом очень болит)

Наталья, как Вы относитесь к фотошколам, курсам, которых сейчас огромное количество и в России, и в Молдавии?

Я не могу к ним как-то относиться хотя бы потому, что ничего о них не знаю, я там не училась. Я могу знать их программу обучения, но не могу знать их изнутри. А когда ты не знаешь изнутри, ты не можешь критиковать и что-то советовать другим людям.

Вы проводите мастер-классы. Можете рассказать о том, как это проходит, что Вы делаете?

На данный момент это были только индивидуальные уроки. Я рассказываю людям всё, что я знаю и умею, делюсь личным опытом. Это такое же лёгкое общение, как и на съёмках. Они вместе со мной снимают. Я рассказываю всё-всё, от и до, что может интересовать человека, то, что его не интересует, я не рассказываю. Я надеюсь, кому-то это пригодилось.



Ко мне приезжала девушка из Киева, у неё была проблема с созданием образа. Я акцентировала внимание на создании образа. Кто-то другой интересовался больше обработкой, я и на этом акцентировала внимание. Т.е. я стараюсь подходить индивидуально к каждому человеку, как и во время съёмки. Но я не могу сказать, что преподавать - это моя цель в жизни. Если кто-то хочет, пожалуйста. Но стремиться к этому, гнаться за этим я не хочу. Всё-таки я хочу снимать и быть фотографом, а не человеком, который рассказывает, как это делать.

А насчёт фотошкол: я знаю, читала и видела истории разных фотографов, которые из фотошкол выходили отличными фотографами благодаря тому, что у них есть упорство, но это один процент из многих. Это очень зависит от человека, а не от самой фотошколы. Потому что человек, который может взять что-то полезное из каждого слова, из каждой фразы, он возьмёт это полезное. А если человек ждёт, что ему раскроют великий секрет, как стать фотографом, он никогда этого не добьётся. Т.е. это очень зависит от самого человека, который идёт обучаться. Информация, она здесь и всюду, она в каждом снимке, даже в интернете.



Просто нужно быть достаточно наблюдательным и критичным к фотографиям, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Очень важно задавать себе такие вопросы. Почему ты остановился на этой фотографии, почему она тебе понравилась. Поэтому, когда выходят и говорят, что фотошкола плохая, я не совсем в этом уверена, ну и наоборот, конечно.

Как Вы относитесь к критике? Вы часто сталкиваетесь с критикой своих работ?

Я критику воспринимаю, когда пишет человек, который очень хорошо разбирается в фотографии и который подробно расписывает суть критики. А когда пишут просто «плохо» или «хорошо», это не критика, это просто мнение.

К критике я отношусь хорошо. Но я ни разу не сталкивалась с критикой в том смысле слова, в котором я её понимаю, объёмно. Хотя нет, было один раз. Есть такой фотограф Илья Рашап. Когда я только начинала фотографировать, я послала ему одну свою фотографию в его рубрику «Разбор полётов». Вот там я встретилась с критикой: он и похвалил и поругал. Я вынесла из этого всего полезное. Насколько ты примешь эту информацию, как ты сможешь из неё отобрать полезное/неполезное, зависит только от тебя. Потому что всё-таки критика - это субъективное мнение человека, который рассказывает о фотографии. И ты должен изъять из этого самое полезное, всё остальное выкинуть. И ни в коем случае не обижаться. Это мнение людей и оно должно быть.



Это хорошо, что твоя работа вызывает интерес и мнение, хуже было бы, если бы люди оставались равнодушными, глядя на твои фотографии. Так что лучше, чтобы критика была. Но, к сожалению, люди, которые могут дать достойную критику, не будут этого делать, им некогда этим заниматься. Хорошие фотографы не пишут в интернете много слов, они снимают, они работают. Им некогда смотреть чужие плохие фотографии и рассказывать какие они плохие. По крайней мере, мне так кажется.

Как Вы решились впервые отправить свою фотографию на конкурс? Как это было?

В том самом первом конкурсе, в котором я выиграла, была заявлена тема конкурса, и мне захотелось попробовать. Это было летом, я всё равно ничем особенно не занималась и я решила попробовать. Мне было интересно создать идею снимка под тему конкурса. Ведь попытка - не пытка. Мне не было страшно, ну, не понравится, ну и что? Никто меня за это не убьёт и не накажет, если что-то будет не так. Я просто сделала фотографию и ни на что не рассчитывала. Это был просто спортивный интерес - именно создать фотографию, а не участвовать в конкурсе. Когда выиграла, конечно, я очень удивилась.



Конкурс нужен для того чтобы понять идёшь ли ты в правильном направлении. Это нужно, когда у тебя нет человека, фотографа, который может объективно сказать тебе своё мнение, и которого ты уважаешь. Ну помимо мужа, конечно, он же субъективен в своём мнении. Хочется, чтобы был человек, мнению которого ты доверяешь, а конкурс - это как знак, что ты делаешь всё правильно. Но не всегда стоит слепо этому верить, потому что и конкурсы бывают разные, и жюри бывает разное, и вкусы у всех разные. Т.е. опять же, нужно быть очень аккуратным. Если фотография не проходит в конкурс, это не означает, что ты плохой фотограф, возможно, это просто не тот конкурс и не то место.

Иногда бывает так, что талантливого человека рубят на корню, его не поддерживают и у него опускаются руки. Это очень зависит от характера самого человека. Я считаю, что у меня был сильный характер, когда это было нужно. Тут у нас целые скандалы были связаны со мной, с моими фотографиями, что они такие «не понятно какие», и было много слов сказано, и смеялись. Сейчас я думаю, что хорошо, что это было, что я через это прошла. Теперь все эти люди молчат и некоторые из них хотят со мной познакомиться. Я перешла этот момент, когда все тебя пытаются остановить в том, что ты делаешь.



Но я считаю, что это неправильный подход к начинающим фотографам. Я, например, стараюсь помочь людям, подбодрить их добрым словом. Доброе слово может сделать очень много. Если сказать человеку «у тебя всё получится, не бойся, пытайся», через год ты можешь увидеть очень хорошего фотографа перед собой. Зачем гнобить его, критиковать, говорить, что всё плохо. Ну а как можно требовать хорошую фотографию от человека, который только вчера взял камеру в руки? Лучше подсказать ему, что не так. Так было у меня, и я учусь на этом своём опыте.

Как Вы знаете, у нас в сообществе есть 30 дней и 30 тем, а участникам предлагается раскрывать ежедневно тему дня. Как правило, это какое-то слово, понятие. Каждый участник старается в силу своего видения, в силу своих умений в этот день раскрывать тему. Как Вы относитесь к такому ежедневному креативу? Как часто появляется вдохновение для новой идеи? Можно ли полноценно подходить к 30 идеям ежедневно?

Я думаю, что это тяжело, очень тяжело. Каждый день рождать что-то новое, создавать что-то новое. Я не уверена, что я смогла бы, честно говоря. В той мере, в которой я это вижу. Вы знаете, я думаю, что это хорошо. Это как brainstorm, эта техника мне очень нравится. Эти 30 дней могут раскрыть кого-то. Кто-то из всех этих людей, вероятно, окажется очень интересным, способным и талантливым. Поэтому, я сейчас задумалась… Это может быть очень хорошая техника работы с людьми. Возможно, из этих 30 дней один будет решающим для кого-то. Поэтому хорошо, что это есть, это хорошая идея. Я бы сказала, что это, наверно, в той или иной мере школа.



А что Вас может вдохновить на идею, на образ? Вы сказали, что для Вас ключевое - это человек, а вот что ещё может вдохновить кроме самого человека?

Всё остальное, что есть в моей жизни. Например, я еду в маршрутке и вижу какую-то улицу или какой-то сюжет или увидела какой-то интересный пейзаж. Всё, это стало моим вдохновением. . Опять же, это может быть момент из жизни. Бывает такое, что я смотрю на свою сестру, на брата или на маму, и что-то мелькает в голове. Конечно, важно это всё записывать, потому что появляется очень много идей, и они быстро появляются. Но они так же быстро исчезают. Их нужно всегда записывать. Неизвестно когда и к кому ты их применишь, никогда не знаешь, когда появится человек, которому это подходит.

Я научилась быть очень наблюдательной благодаря фотографии. Мои знакомые замечают, что когда я гуляю по той же улице, я совсем по-другому гуляю, чем другие. Я везде всё смотрю, я всё анализирую, каждую деталь, каждую мелочь. У нас очень маленький город, тут в принципе смотреть нечего, но я постоянно что-то пытаюсь найти и работать с тем, что у меня есть. Бывает, что одежда или причёска вдохновляет, это может быть мебель, которую я увидела в магазине и ещё очень много чего. Но всё-таки вдохновение для меня - это человек в первую очередь. И, конечно, это хорошее кино, но сейчас мало таких фильмов, которые мне понравились бы. И хорошие работы других фотографов тоже вдохновляют.

Кто Вам наиболее близок из мира живописи и из фотографов?

Как человеком, я очень восхищаюсь Леонардо Да Винчи, тем, насколько он был гениален, тем, что он умел, не только в живописи, а именно нескончаемым количеством сфер, которые он мог охватить и открыть для нас. Как художник мне очень нравится Густав Климт, я сейчас как раз читаю книгу о нём. Я люблю читать книги о художниках, об их жизни, меня манит романтика их жизни. У фотографов, мне кажется, всё немного по-другому. Хотя я не читала биографии фотографов, но всё-таки подозреваю, что у них было иначе, чем у художников, которые мне кажутся более романтичными.

Я очень люблю смотреть фотографии классиков, перелистывать собрания. Но говорить, что кто-то из современных фотографов мне нравится, я не могу. Потому что когда ты создаёшь для себя идеал, ты рискуешь быть на него похожим. Потому что в той или иной мере ты всё равно неосознанно стремишься что-то от него перенять, ты хочешь, чтобы у тебя получилась такая же хорошая фотография. А для формирования своего стиля и видения очень важно, чтобы этого идеала не было, потому что он мешает. Нужно уметь оценивать, понимать фотографии, где хорошая, где плохая, но фанатеть от кого-то это не хорошо.



У меня всегда была проблема с именами, я не могу запомнить имена, названия книг, например, но я чётко помню картинку. Мне может очень нравиться чья-то фотография, я её могу сохранить даже, а потом буду мучиться, искать в интернете, чья же это была фотография. Просто нет фотографа, у которого мне нравились бы абсолютно все фотографии.

Всегда хочется понять, чем живёт фотограф, фотохудожник. Мы придумали такой вопрос - какую музыку вы любите?

Та, которая мне не мешает обрабатывать фотографии.))) Это всегда спокойная, мелодичная музыка, которая меня не отвлекает, потому что я должна быть наедине с фотографией. А иногда я работаю и без музыки. Я люблю музыку, но не до такой степени, чтобы всегда её слушать. Иногда я люблю просто тишину.

Фотограф Наталья Чобану (natalia_ciobanu)
Официальный сайт: http://soul-portrait.com/

В интервью принимали участие romashka7 и vikont_mart.

natalia_ciobanu, romashka7, интервью, vikont_mart

Previous post Next post
Up