Интервью с Александром Камакаевым

Apr 10, 2012 13:10

Друзья мои! Человек, которого мы сегодня хотим Вам представить, пришел в фотографию из живописи, а его работы получили признание во многих странах мира. Знакомьтесь - фотограф, член Союза фотохудожников России, обладатель звания Artist FIAP (AFIAP) Александр Камакаев (kamakaev). Больше года мы наслаждались работами Александра в его блоге, но познакомиться удалось только в минувшее воскресенье. Расстояние между Москвой и Красноярском не позволило организовать личную встречу, поэтому интервью мы провели по Скайпу.




Александр, мы знаем, что Вы занимаетесь не только фотографией, Вы ещё и бизнесмен...

Мне кажется, что быть фотографом и заниматься фотографией ради денег, тяжело. Я могу позволить себе такое счастье, не снимать ради денег, а снимать только тогда, когда я этого хочу. Фотография всегда была моим хобби. А уровень… Ну хочется делать всё хорошо и в бизнесе, и в фотографии. Пока это получается.



Начинал я с пейзажей. Тем не менее, сейчас я немножко подустал и экспериментирую. Например, в российских фотоконкурсах в основном у меня выигрывали пейзажи, а на международных конкурсах хорошо идут студийные работы. Чтобы немного отдохнуть от пейзажей, я планирую уходить в другие жанры. Может быть, попробую себя в репортаже. А для этого действительно нужно будет отвлечься от основной работы. У меня был опыт, я снимал небольшой репортаж в Киргизии, в Бурятии. Но хочется какой-нибудь интересной темы.



В своем блоге Вы сейчас публикуете серию фотографий животных. Расскажите об этой серии.

Это съемки в зоопарке. Я сейчас мало куда выезжаю, потому что у нас грядут изменения в семейном составе, и я стараюсь быть побольше в семье и на какие-то сессии не езжу. Изредка в студии немного работаю. А тут просто захотелось съездить с детьми в зоопарк. Мы съездили, мне понравилось. Я вернулся в будний день, пока никого нет, походил, поснимал. Потом ещё раз съездил, и ещё.



Единственное, что мешает в зоопарке - это решетки. И как не снимай, передний план можно размыть, а задний - нет, какие-то решетки все равно проявятся. Потому и интересно было. Эти фотографии объединены тем, что там выкадровка из какой-то части животного: из морды или спины, или ещё чего-то. И нет заднего плана. Таким образом, получается, что уходит эта проблема решеток. И единственное, где нужно поработать, это на глазах. В глазах кое-где с помощью ФШ убирались отражения.



Эта идея меня увлекла. Я сделал около 50 работ, в результате может быть оставлено 10-15, и с ними, может быть, попробую пойти в следующем году на «Золотую Черепаху». Я какое-то время не участвовал в этом конкурсе. До этого участвовал 2 раза. Один раз попал в финал, но работа не выиграла. На следующий год я получил первую премию в номинации «Искусство Природы». Ну и по традиции, когда первую премию получаешь, уходишь с этого конкурса, чтобы не надоедать. Сейчас время прошло, пару лет я не участвовал, есть смысл попытаться в следующем году выйти с этой серией. Это будет, скорее всего, номинация «Портреты Животных».



Также эти работы будут участвовать и в других конкурсах. Есть конкурсы с номинацией «Абстрактная фотография». А в этой серии много чисто абстрактных фотографий. Эта часть пойдёт туда. Этот материал я вроде бы сделал ради интереса, а в результате он будет работать на выставках.

У Вас на старой версии сайта есть замечательный раздел «Мантра фотографа». Этот раздел мы обязательно процитируем для наших сообщников:
- Твори, не переставая, каждая следующая работа будет лучше предыдущей.
- Чувствуешь - создавай, лучше сделать работу и извиниться, чем не сделать ее никогда.
- Умей становиться на голову, новое видение делает твое произведение неповторимым.
- Будь нескромным в творческом порыве, воздержание хорошо только в мирской суете.
- Получай наслаждение от сделанной работы, посредственность не приносит радости.
- Материальное вознаграждение за твой труд принимай как жизненный стимул.
- Будь понятен, используй средства самовыражения, соответствующие духу твоего времени.
- Стремись к благородному и высокому, жизнь сама определит твое место в творчестве.
- Учись задавать вопросы, дабы получать ответы, и за все благодари Всевышнего.
- Создай себя самого, и тебе будет дарована Вечность. Твори сейчас! "

Вы можете сегодня что-то добавить к этим заповедям?

Нет, не думаю. Там достаточно пунктов, чтобы перечитывать и каждый раз находить что-то новое. Нет смысла что-то добавлять. Я пока что-то новое не нашел, хожу по кругу и повторяю.

А старая версия сайта пока живет и её не стали удалять, потому что там много информации. Ну, например, многие спрашивают про старые рекомендации по обработке фотографии для публикации в интернете или ещё что-то такое. А новая редакция сайта более легкая, там нет материалов, там нет статей для скачивания. Поэтому всем, кому интересно, мы даем ссылки. Там просто архив.



У Вас на сайте есть замечательные отзывы от достаточно известных людей. В частности Евгений Зубенко (главный редактор "Photographer") пишет, что природа - это лучшая фотомодель. Ваше отношение к природе по-прежнему такое же или оно изменилось?

Женя делал мне этот анонс к выставке в Ленинских Горках. С тех пор кое-что изменилось. Осенью ездил на границу Бурятии и Монголии в верховье Иркута и снимал. В принципе, навыков не потерял и стал видеть что-то новое.



В детстве я занимался живописью и замечал, что смена техники помогает. Например, пишешь маслом - масло слишком долго сохнет. Тогда уходишь на что-то более легкое, акварель, например. Пишешь акварелью какое-то время. Устаешь, хочется что-то менее текучее. Переходишь на пастель. Потом, глядишь, пастель заедает. Переходишь на уголь, графит. Потом возвращаешься назад к маслу с новыми силами и новым опытом. То же самое и в фотографии. Постоянно снимать пейзажи устаешь. Есть времена, когда очень плохо работать. Вот сейчас, например, на пленэре я терпеть не могу работать: травы ещё нет, все какое-то серое, жухлое. Потом уже, когда более-менее весенние или летние картинки начинаются, выходишь из студии. Так интересней.

Давайте поговорим про техническую сторону.

У меня были разные рабочие камеры. В своё время я работал на плёночной Mamiya RB67. В последнее время у меня были цифровые Canon 1 Ds Mark III и Mamiya ZD. Но приключилось такое несчастье - прошлым летом у меня украли всю эту аппаратуру. Я купил Canon 5D Mark II и им, в принципе, удовлетворён. Сейчас работаю только на нем.

А какой у Вас набор объективов?

Я к технике сейчас спокойно отношусь. Но было много разных объективов. Сейчас у меня их три. Объектив Canon 24-105 появился вместо 24-70, у которого мне картинка больше нравилась, но у 24-105 есть стабилизатор и он более контрастный. В общем, мне показалось, что 24-105 может быть интересней. Ещё у меня есть портретник EF 85 f/1.2 L USM II и телевик 100-400 (это тот, которым я снимал животных). Пока других нет. Вообще, я заметил, что когда осенью ездил в Бурятию, я брал с собой один объектив. И это как-то очень дисциплинирует. В своё время на пленочной камере Mamiya было непросто: было два объектива с фиксированным фокусным расстоянием и с ними особо не разбежишься. Но в результате получались более продуманные кадры.



Так и здесь, когда всего один объектив, включаешь больше голову. Эти три объектива в принципе все мои задачи закрывают. Иногда хочется макро-объектив для каких-то прикладных съемок. Вот капли, например, я снимал. Но пока обхожусь.



Мы с удовольствием прошлись по ссылкам на фотохудожников на Вашем старом сайте. А у Вас есть какие-нибудь кумиры в фотографии, среди фотохудожников? Может быть, назовете какие-то ещё имена?

Туда сбрасывались ссылки на фотохудожников, которые мне были в свое время интересны. Я не могу сказать, что я какой-то фанат этих фотографов. Когда - то мне казалось, что кроме Ансела Адамса (Ansel Adams) вообще не имеет смысл кого-нибудь смотреть. Потом был Майкл Кенна (Michael Kenna). Вообще, я не очень смотрю на имена, если честно. Может быть это неправильно, потому что надо, если кто-то действительно интересен, разбираться. И разбираться не как он это снимает, а чем он вообще живёт, когда он встаёт, какую музыку слушает.



Вдохновение я ищу в других вещах. Есть ряд престижных конкурсов и мне нравится смотреть, работы финалистов. Но я не могу посмотреть сразу много. Потому что переживаешь каждую работу. За один раз могу посмотреть не больше 10-15 работ. Я не понимаю, как можно посмотреть за один раз целый каталог. Мне вот приходят тут интересные альбомы. Закладываешь какие-то работы, и смотришь. Не понимаю людей, которые могут за 5 минут пролистать альбом. Ведь каждую работу надо понять.

Не хотите ли Вы себя пробовать в рекламной фотографии?

Нет, не хочу. Одно дело снять красиво и потом эту фотографию купят, и совсем другое  выполнять чей-то заказ и снимать то, что тебе не интересно. Кроме того, знаю по знакомым фотографам, что рекламная фотография в Красноярске умерла. Многие профессиональные фотографы ушли, наверное, в свадебную съемку.



А Вы занимались съёмкой свадеб? Вас это коснулось?

Свадебной съёмкой? Нет, никогда. Я не очень люблю вообще свадьбы, особенно российского образца. Фильм «Свадьба» видели? Там все очень хорошо раскрыто: эти выкупы, эти пьянки, эти мордобои, непонятные люди, которые в первый раз друг друга увидели, бешенные тамады… Я не в состоянии даже в виде гостя это терпеть. А уж тем более бегать и что-то фотографировать. Это не моё.

Скажите, пожалуйста, а на заказ можно сотворить шедевр?

Можно, но не обязательно. Это происходит случайно. Шедевр на заказ? Это как у Мюнхаузена утром в 10 часов по расписанию подвиг? Шедевра может годами не быть…

Например, работа, которая недавно у меня получила получила Золотую медаль FAF (Федерации Фотографии Агрентины) и многие другие призы, сделана на отдыхе. Супруга купила черно-белое платье. На следующий день она его надела и мы пошли обедать. В ресторане я увидел колонну в черно-белую полоску с очень похожим ритмом. И мы буквально остановились на несколько минут, поснимались, и Вы видите, что получилось. Мне нравится, вроде не только мне.



А бывает специально едешь в студию, в голове что-то висит, даже наброски какие-то карандашные есть, и реквизит есть и специальные люди помогающие. А что-то хорошее получается далеко не всегда. Очень многое зависит от собственного настроения в этот момент, когда любовь там где-то, она обязательно передается. А как можно любить кого-то на заказ? Я не понимаю. Безупречно хорошую работу можно сделать, я согласен.

Много есть определений о профессионалах от фотографии. В частности, во всех этих правилах на выставках градация происходит очень просто: если основной доход или большая часть твоего дохода связана с фотографией, ты профессионал. В этом смысле я - любитель. А человек, который с удавом или обезьянкой Вас фотографирует в цирке - он профессионал. С этим не поспоришь.



В слове любитель ничего плохого нет, и это звучит гордо. Я думаю, что в первую очередь фотографию в мире двигают любители, а не профессионалы. Только любитель может что-то выдумать, пойти, что-то интересное снять. Хороший профессионал завален заказами.



А я для себя профессионализм определяю так: если я снимаю и уже точно знаю, как это будет, это профессионализм. Иногда обижает, когда говорят «хорошо получилось». Что значит «получилось»? Я думал над ней! Те, у кого фотографии «получаются», это для меня не профессионалы. А профессионалы - это те, которые видят. У них камера где-то в голове, и сразу перспектива, и сразу видит, как это будет. Необходим технический алгоритм, которым должен обладать каждый.
Это как любой абстракционист должен сначала уметь рисовать табуретку или птичку какую-нибудь, и только потом уже рассказывать, как он видит мир, и рисовать квадраты и что-то ещё.



Возвращаясь к вопросу обучения, скажу, что, конечно, всему не научишься, да и не интересно это. Например, я в свое время пробегал главу о том, как считаются гиперфокальные расстояния. Но только пробегал. А потом столкнулся с тем, что много работы у меня пошло в брак. Гиперфокальное расстояние - это расстояние, от половины которого до бесконечности всё резко. В пейзаже это очень важно. Если ты этого не умеешь рассчитать, то иногда и встроенный в камеру репититор диафрагмы не спасет. Я просто взял и распечатал табличку со своими расчетами и наклеил на пластиковую карточку. И она у меня в кофре всегда лежала. И я всегда мог посмотреть для какого объектива, на какой диафрагме, какое фокальное расстояние выставлять. Потому что автофокусом в пейзаже не комильфо пользоваться.

Сколько времени Вы тратите на обработку фотографий?

Смотря каких. Много времени уходит, когда грязная матрица. А когда матрица чистая, то фотографию обрабатывать почти не нужно. Практически все обработки у меня делаются в RAW-конвертере, в частности в Lightroom без всяких пресетов. Все делается ползунками так, как оно потом будет выглядеть в конце. Ну а в ФШ может быть какую-то соринку убрать с объектива или с матрицы штампом резиновым или заплатку поставить.



У меня минимальная обработка фотографии, потому что в пейзаже трудно что-то такое выдумать. Что касается студийных работ, то, есть фильтры. Есть у меня пакет плагинов, которыми я пользуюсь. В частности, на многих работах, например, вот на животных, не хватало тоновой контрастности. Есть плагин, который делает контрастным отдельно белые, серые и черные зоны. И так получается много деталей. А мне хотелось, чтобы было много шерсти, чтобы она была живая. Вот для этого я использовал этот плагин. А так предпочитаю поменьше вмешиваться.

А как Вы относитесь к фотошколам, мастер-классам или вообще каким-то видеокурсам?

Я был свидетелем, как некоторые школы ломают таланты. Я не буду называть имен, но есть у меня одна очень талантливая знакомая, которая тоже пришла в фотографию из живописи. Сейчас она светится в европейских журналах, одна из немногих молодых авторов отобрана на Фотофест в США. Тем не менее, во всех этих выставках и публикациях участвуют её старые работы, которые она делала ещё сама. У неё был опыт обучения в школе Родченко. После этой школы я не видел ничего, что она сделала. Выставочные выпускные работы мне не очень понравились. Мне показалось, что их всех зачесали под одну гребенку.



Что Вы можете посоветовать начинающим фотографам-любителям?

Таланты есть у всех. Их надо просто правильно раскрыть и вырастить. Сразу скажу, что аппаратура никоим образом ничего не решает. Я не могу сказать, что сейчас этой пятеркой (Canon 5D Mark II) снимаю хуже, чем на Mamiya за 12 тыс.евро. Сейчас камеры все такие, что любой снимок можно распечатать на 2х2 метра, а вполне достаточно 60х90. Например, в выставке в Ленинских Горках участвовали работы, которые были сняты более хорошими камерам, а были и первые мои работы, снятые ещё Canon 20D. И все прекрасно смотрятся.

Поэтому, какая именно у тебя камера неважно, если она раскрывает творческие возможности. Лишь бы у неё была возможность снимать в RAW, ручные программы, приоритет выдержки и диафрагмы. Думаю, этого достаточно. Не стоит смотреть на количество мегапикселов, потому что телефон в 20 мегапикселей даст хуже картинку, чем задник к Mamiya, который может быть, скажем, всего в 12 мегапикселей.
Что касается творческого роста, я бы посоветовал выставляться.



У Вас в сообществе вот может быть интересная идея и на первых порах это, наверное, здорово: выбираются какие-то темы, которые надо снимать. Скажем, цветочки. Все побежали снимать цветочки. На начальном этапе это хорошо. Может быть, что-то из ваших тем кого-то заинтересует. А когда появится интерес, появится много практики. А когда будет много практики, то всё это перерастет в качество, если человек с головой. А чтобы творчески расти, наверное, не надо показывать фотографии друзьям-товарищам, потому что, если они чуть-чуть отличаются от среднестатистических, то они их перехвалят. Ну а хвалить - это путь не к успеху.



У меня это вот так развивалось. Долго не снимал, занимался живописью. Где-то в 29-30 лет увидел фотокамеру, и она мне понравилась. Я вспомнил как я мучился в детстве с Зенитом и Киевом. Начал снимать, у меня что-то стало получаться. Друзья-товарищи стали говорить «как здорово!». Стал распечатывать большие работы, отправлять в журналы. Какая-то работа засветилась в журнале. В качестве приза мне тогда дали Зенит, от которого я устал ещё в детстве. Мне казалось, что всё здорово, что лучше не бывает, что я такой вообще крутой. Я отправил работы на Сибирское биеннале, прошел отбор и получил приглашение. Но по иронии судьбы выставочные залы поменяли и работы все не вошли, и не вошли как раз мои и еще нескольких человек. Я приехал и был среди всех тех, чьи работы висели, а моих не было. Это был такой жестокий удар по самолюбию. И первая реакция у меня была, что никто ничего не понимает и не разбирается в фотографии. Ну, обидно очень было.

Я стал через силу смотреть на то, что нашлось в других работах, начал вглядываться и стал находить. Когда стал находить, то уже на следующем биеннале через два года, мои работы хоть и не выиграли призов, но очень достойно смотрелись в экспозиции.

Что из литературы Вы можете посоветовать начинающим фотографам?

Все книги хороши, когда ты их читаешь и применяешь эти знания. А когда техническая сторона уже достаточно сильная, есть смысл читать другие книги. Вот я читал «Поэтика фотографии». Но я не знаю, могу ли я это советовать. Мне кажется, все должно идти от души.

Меня вот лично бесит, что большинство хороших книг оформлено безвкусными иллюстрациями, причем, чаще всего самого автора. Потому что редко бывает, чтобы тот, кто очень хорошо что-то умел делать, ещё и умел этому учить. Чаще всего те, кто умеет учить, заточены на какой-то определенный уровень.



То же самое и книги. Я не могу что-то конкретно посоветовать. Книг сейчас очень много и вряд ли какая-то книга окажется вредной. На первом этапе надо читать, и читать всё, что захочется или понравится.

Есть много книг Ли Фроста. Они достаточно доступные и для каких-то начальных шагов может быть очень хорошо ими воспользоваться. В моем блоге как-то обсуждали книги, можно там ещё посмотреть.

Фотограф Александр Камакаев (kamakaev)
Официальный сайт: http://kamakaev.ru

В интервью принимали участие romashka7 и vikont_mart

romashka7, kamakaev, интервью, vikont_mart

Previous post Next post
Up