Оригинал взят у
gorbutovich в
Настольные игры на печатных досках. Часть 1. С 16 до начала 18 века Вот эта картинка, однажды обнаруженная, привела меня в задумчивость - что бы это могло быть. Оказалось - настольная игра.
Новая и приятная игра Барона (?) / Nuovo et Piacevole Gioco detto il Barone ("Nvovo. et. piaccevole gioco detto il barone.")
Анонимная ксилография, напечатанная во второй половине 16 века.
Игровое поле с пронумерованными от 1 до 76 ячейками, содержащими картинки. В центре бедный потрепанный военный несет флаг с надписью "Капитано ди Барони" / "Capitano di Baroni" (after Callot, Lieure 479)
Источник:
www.britishmuseum.org Люди играли в игры всегда. В последние тысяч 5 лет для игр используются специальные приспособления. Первые игровые доски появились, как минимум, за 2800 тыс. лет до н.э. При раскопках в Египте археологи нашли более 40 досок для игры в
сенет. Древние греки и римляне тоже любили играть на доске, как правило, вдвоем.
Когда возникла такая разновидность настольных игр, как игры на прохождение маршрута (ходилки) - неизвестно. Для таких игр требуется доска большого формата, часто она бумажная или картонная.
Рискну предположить, что распространение настольных игр на бумажных досках связано с развитием искусства гравюры. По крайней мере, так было с игральными картами. Ксилография появляется в Европе с 13 века. Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к 14 столетию.
Возможно, первая из известных в Европе игр на бумажной доске, являющаяся игрой на прохождение маршрута - это игра Гусёк.
Игры на прохождение маршрута.
В ходилках цель игры - быстрее соперников провести свою фишку или несколько фишек по заданному маршруту на поле. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие преимущества или задерживающие игроков, чья фишка попала на определенное положение игры. В таких играх может участвовать более двух игроков, а исход сильно зависит от случайности.
Игра Гусек / Game of the Goose.
В такой игре изначально было 63 клетки, по которым игроки проводят свои фишки в виде гусей к центру. В наши дни такая игра считается детской, но раньше в нее играли на деньги.
Игра гусек, по всей видимости, была придумана во Флоренции в 16 веке, во времена правления Медичи. Франческо I Медичи подарил экземпляр такой игры королю Испании Филиппу II между 1574 и 1587 годами. Существует фантастическая гипотеза о связи игры Гусек с
Фестским диском, видимо из-за спиралевидности того и другого.
Фестский диск. Сторона А.
Правда, открыт Фестский диск был в 1908 году. Есть новейшая версия, что игру придумали
тамплиеры. Согласно этой теориии, тамплиеры, возможно, вдохновленные увиденными ими в Святой Земле играми или дисками, подобными Фестскому, создали игру, как тайное или зашифрованное руководство по преодолению
Пути Святого Иакова. Каждая пронумерованная ячейка игры представляла стадии в этом путешествии. Скрытые сообщения были не только в игре, но и в монументах, соборах и церквях по пути в Сантьяго-де-Компостела.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия сообщает, что тип игр Гусек происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе. Эта версия не сильно противоречит варианту с флорентийским происхождением.
В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» / «гусиные гардины», разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.
Цель игры - довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го века появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» / игра французской революции.
К 1597 году относится свидетельство, что игра появилась в Лондоне. Позднее игра попала и в Россию.
Гусек считается прототипом для многих европейских настольных игр последующих столетий. Игра широко распространилась в Европе. Постепенно она стала рассматриваться как семейное развлечение. Коммерческие версии игры появились в 1880-1890-х годах. В 1960 году игровая компания CO-5 выпустила на рынок современную версию игры под названием Дикие гуси / Gooses Wild.
Посмотрим на разновидности Гуська 16-начала 18 веков.
Все изображения кликабельные (открываются в том же окне).
2.
Философия кортесана Алонсо де Барроса* / Filosofia cortesana de Alonso de Barros.
Игра изготовлена гравером
Mario Cartaro-м в Венеции в 1588 году.
Игровое поле, пронумерованное от 1 до 63 ведет корабли, плывущие в центр доски к "морю страданий".
*Алонсо де Баррос (ум. ок. 1598 г.) - испанский писатель. Ссылки на его книги
внизу поста.
3.
Новая прекрасная и забавная игра обезьян / Il novo bello et piacevole gioco della scimia
Офорт игральной доски выпущен в 1588 году итальянским печатником Алтьеро Гатти /
Altiero Gatti.
Игровые клетки от 1 до 63, в центре и на определенных ячейках представлены обезьяны, демонстрирующие человеческие характеристики.
Гравюра на сайте
Британского музея 4.
Новая и приятная игра Сада Любви / Il novo et piacevol gioco del giardin d'amore
Напечатана итальянцем Джованни Антонио де Паоли /
Giovanni Antonio de Paoli в 1590-х годах.
В игре два ряда игровых ячеек. Внешний ряд представляет добродетели, а внутренний ряд - игровые номера для пар кубиков. В центре изображен Сад Любви.
5.
Новая и увлекательная игра Гусь / Il nuovo et piacevole gioco dell ocha
Офорт опубликован итальянским издателем
Lucchino Gargano в 1598 году. В центре правила игры, по углам - изображения дураков.
Игра на сайте
Британскиого музея Далее на рисунках 6-10 не гусевый тип игр.
6.
Новая прекрасная и приятная игра Biribisse / Il Nuovo et Piacevole Giuoco del Biribisse
Офорт издан
Giovanni Giacomo de' Rossi / Джованни Джакомо де России между 1640 и 1690. На игровом поле пронумерованные изображения животных, объектов, символов и типажей, повторяющиеся в маленьких квадратах под правилами игры.
7.
Игра Орла / Il gioco del aquila
Офорт напечатан Джузеппе Мария Мителли /
Giuseppe Maria Mitelli в 1680 году. Имперский Орел, окруженный медальонами, изображающими командиров, держит в своих когтях цепи, сковывающие пораженных Турков.
8.
Новая игра (? Тянуть и платить ?) / Il nuovo gioco del tira e paga
Печтник гравюры тот же
Giuseppe Maria Mitelli. 1690-1718, Италия.
Поле игры с 11 клетками, которые показывают различные сцены с людьми и описания их действий. Наверху в 2 строчки написаны название и правила игры.
britishmuseum.org 9.
[?...] охотники / Zuogh dal cacciator
Еще одна игра Джузеппе Мителли, датированная 1699 годом. На игровом поле изображены одиннадцать сцен охоты на птиц.
Мителли был замечательным графиком-новатором. Его работы можно посмотреть по этим ссылкам:
http://www.spamula.net/blog/2005/02/giuseppe_maria_mitelli.html http://www.spamula.net/blog/2005/03/mitellis_games.html 10.
Лотерейные билеты / Karten Lotterie Spiel
(Lottery tickets)
Немец Йоханн Трайтнер /
Johann Trautner создал эту игру в промежутке между 1700 и 1710 годами. На круглом игровом поле расположены три кольца, каждое разделено на 32 компонента: внешнее кольцо содержит инструкции, среднее изображает измененные иллюстрации игральных карт, и на внутреннем кольце показаны игральные карты в своем обыкновенном виде. В центре изображена светская галантная сценка.
11.
Игра Гусёк
Простое спиральное расположение игровых клеток в настольной игре безымянного производства 1700-х годов.
12.
Восхитительная игра Гуся / Il Dilettevole Gioco del' Oca
Анонимная настольная игра 18-го столетия напечатана в Болонье. По углам рисунки, вероятно, с героями комедии Дель Арте. В центре изображена пара, жадно смотрящая на гуся. Как и большинство игр Гусек имеет 63 игровых клетки.
13.
Новая и прекрасная игра Спугни сову (примерно так) / Il novo e piacevole gioco del pela il chiu
Люди и совы составляют большинство рисунков в четырех кольцах, окружающих коронованную сову на вершине из трех кубиков с шестью точками. Этот анонимный отпечаток 18-го века скорее всего происходит из северо-восточной части Италии, и, возможно, напечатан в Парме Джованни Баттиста Панзерой / Giovanni Battista Panzera. Буквы 'T' и 'P' под рядом с фигурами относятся к quattrini ('Q'), означающее, что игрок награждался или был вынужден платить. Очевидно, это была популярная игра: она отпечатывалась вплоть до 19 века. Вообще говоря, люди приобретали игры, в виде оттисков на бумаге и закрепляли их на доску или твердую поверхность в собственном доме. Так было с большинством игровых полей, очевидно поскольку так было дешевле, чем покупать игру смонтированной.
Все показанные игры из собрания Британского музея.
Продолжение планируется.
Ссылки
Основной источник:
http://bibliodyssey.blogspot.ru/2008/11/board-games.htmlТакже:
http://www.britishmuseum.org/ Ссылки к игре 2:
Книги Алонсо де Барроса:
Alonso de Barros Desengaño de cortesanos, 1617
http://archive.org/Proverbios morales, 1609
http://books.google.ru/Proverbios morales de Alonso de Barros, 1619
http://books.google.ru/ О Марио Картаро, гравере игры:
http://www.mhs.ox.ac.uk/Его карта, как картографа: Particolare Mappa Terra d'Otranto Mario Cartaro, 1613
http://www.flickr.com/ Общие ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Настольные_игрыhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты + ссылки, приведенные в тексте.
Литература
Занимательный атлас - Настольные игры (пер. с фр.). Editions ATLAS 2006, Издательство Атлас 2007.
См. также:
Визуализация времени. И немного про происхождение от троянцев Карты Открытого женского сердца и Защищенного мужского сердца Сердце в искусстве Триумфальный вход в Венецию Павла Петровича. Йога и другие восточные картинки из "блога" путешественника 17 века Инфографика 16 века: Пророчество Даниила в книге Фауста