3_t

Настольные игры на печатных досках. Часть 1. С 16 до начала 18 века

Sep 26, 2013 17:54

Оригинал взят у gorbutovich в Настольные игры на печатных досках. Часть 1. С 16 до начала 18 века
Вот эта картинка, однажды обнаруженная, привела меня в задумчивость - что бы это могло быть. Оказалось - настольная игра.



Новая и приятная игра Барона (?) / Nuovo et Piacevole Gioco detto il Barone ("Nvovo. et. piaccevole gioco detto il barone.")

Анонимная ксилография, напечатанная во второй половине 16 века.
Игровое поле с пронумерованными от 1 до 76 ячейками, содержащими картинки. В центре бедный потрепанный военный несет флаг с надписью "Капитано ди Барони" / "Capitano di Baroni" (after Callot, Lieure 479)
Источник: www.britishmuseum.org

Люди играли в игры всегда. В последние тысяч 5 лет для игр используются специальные приспособления. Первые игровые доски появились, как минимум, за 2800 тыс. лет до н.э. При раскопках в Египте археологи нашли более 40 досок для игры в сенет. Древние греки и римляне тоже любили играть на доске, как правило, вдвоем.


Когда возникла такая разновидность настольных игр, как игры на прохождение маршрута (ходилки) - неизвестно. Для таких игр требуется доска большого формата, часто она бумажная или картонная.

Рискну предположить, что распространение настольных игр на бумажных досках связано с развитием искусства гравюры. По крайней мере, так было с игральными картами. Ксилография появляется в Европе с 13 века. Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к 14 столетию.

Возможно, первая из известных в Европе игр на бумажной доске, являющаяся игрой на прохождение маршрута - это игра Гусёк.

Игры на прохождение маршрута.

В ходилках цель игры - быстрее соперников провести свою фишку или несколько фишек по заданному маршруту на поле. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие преимущества или задерживающие игроков, чья фишка попала на определенное положение игры. В таких играх может участвовать более двух игроков, а исход сильно зависит от случайности.

Игра Гусек / Game of the Goose.

В такой игре изначально было 63 клетки, по которым игроки проводят свои фишки в виде гусей к центру. В наши дни такая игра считается детской, но раньше в нее играли на деньги.

Игра гусек, по всей видимости, была придумана во Флоренции в 16 веке, во времена правления Медичи. Франческо I Медичи подарил экземпляр такой игры королю Испании Филиппу II между 1574 и 1587 годами. Существует фантастическая гипотеза о связи игры Гусек с Фестским диском, видимо из-за спиралевидности того и другого.



Фестский диск. Сторона А.

Правда, открыт Фестский диск был в 1908 году. Есть новейшая версия, что игру придумали тамплиеры. Согласно этой теориии, тамплиеры, возможно, вдохновленные увиденными ими в Святой Земле играми или дисками, подобными Фестскому, создали игру, как тайное или зашифрованное руководство по преодолению Пути Святого Иакова. Каждая пронумерованная ячейка игры представляла стадии в этом путешествии. Скрытые сообщения были не только в игре, но и в монументах, соборах и церквях по пути в Сантьяго-де-Компостела.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия сообщает, что тип игр Гусек происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе. Эта версия не сильно противоречит варианту с флорентийским происхождением.

В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» / «гусиные гардины», разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.

Цель игры - довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го века появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» / игра французской революции.

К 1597 году относится свидетельство, что игра появилась в Лондоне. Позднее игра попала и в Россию.

Гусек считается прототипом для многих европейских настольных игр последующих столетий. Игра широко распространилась в Европе. Постепенно она стала рассматриваться как семейное развлечение. Коммерческие версии игры появились в 1880-1890-х годах. В 1960 году игровая компания CO-5 выпустила на рынок современную версию игры под названием Дикие гуси / Gooses Wild.

Посмотрим на разновидности Гуська 16-начала 18 веков.
Все изображения кликабельные (открываются в том же окне).

2.


Философия кортесана Алонсо де Барроса* / Filosofia cortesana de Alonso de Barros.

Игра изготовлена гравером Mario Cartaro-м в Венеции в 1588 году.
Игровое поле, пронумерованное от 1 до 63 ведет корабли, плывущие в центр доски к "морю страданий".

*Алонсо де Баррос (ум. ок. 1598 г.) - испанский писатель. Ссылки на его книги внизу поста.

3.


Новая прекрасная и забавная игра обезьян / Il novo bello et piacevole gioco della scimia

Офорт игральной доски выпущен в 1588 году итальянским печатником Алтьеро Гатти / Altiero Gatti.
Игровые клетки от 1 до 63, в центре и на определенных ячейках представлены обезьяны, демонстрирующие человеческие характеристики.
Гравюра на сайте Британского музея

4.


Новая и приятная игра Сада Любви / Il novo et piacevol gioco del giardin d'amore

Напечатана итальянцем Джованни Антонио де Паоли / Giovanni Antonio de Paoli в 1590-х годах.
В игре два ряда игровых ячеек. Внешний ряд представляет добродетели, а внутренний ряд - игровые номера для пар кубиков. В центре изображен Сад Любви.

5.


Новая и увлекательная игра Гусь / Il nuovo et piacevole gioco dell ocha

Офорт опубликован итальянским издателем Lucchino Gargano в 1598 году. В центре правила игры, по углам - изображения дураков.
Игра на сайте Британскиого музея

Далее на рисунках 6-10 не гусевый тип игр.

6.


Новая прекрасная и приятная игра Biribisse / Il Nuovo et Piacevole Giuoco del Biribisse

Офорт издан Giovanni Giacomo de' Rossi / Джованни Джакомо де России между 1640 и 1690. На игровом поле пронумерованные изображения животных, объектов, символов и типажей, повторяющиеся в маленьких квадратах под правилами игры.

7.


Игра Орла / Il gioco del aquila

Офорт напечатан Джузеппе Мария Мителли / Giuseppe Maria Mitelli в 1680 году. Имперский Орел, окруженный медальонами, изображающими командиров, держит в своих когтях цепи, сковывающие пораженных Турков.

8.


Новая игра (? Тянуть и платить ?) / Il nuovo gioco del tira e paga
Печтник гравюры тот же Giuseppe Maria Mitelli. 1690-1718, Италия.
Поле игры с 11 клетками, которые показывают различные сцены с людьми и описания их действий. Наверху в 2 строчки написаны название и правила игры. britishmuseum.org

9.


[?...] охотники / Zuogh dal cacciator

Еще одна игра Джузеппе Мителли, датированная 1699 годом. На игровом поле изображены одиннадцать сцен охоты на птиц.
Мителли был замечательным графиком-новатором. Его работы можно посмотреть по этим ссылкам:
http://www.spamula.net/blog/2005/02/giuseppe_maria_mitelli.html
http://www.spamula.net/blog/2005/03/mitellis_games.html

10.



Лотерейные билеты / Karten Lotterie Spiel
(Lottery tickets)

Немец Йоханн Трайтнер / Johann Trautner создал эту игру в промежутке между 1700 и 1710 годами. На круглом игровом поле расположены три кольца, каждое разделено на 32 компонента: внешнее кольцо содержит инструкции, среднее изображает измененные иллюстрации игральных карт, и на внутреннем кольце показаны игральные карты в своем обыкновенном виде. В центре изображена светская галантная сценка.

11.


Игра Гусёк

Простое спиральное расположение игровых клеток в настольной игре безымянного производства 1700-х годов.

12.


Восхитительная игра Гуся / Il Dilettevole Gioco del' Oca

Анонимная настольная игра 18-го столетия напечатана в Болонье. По углам рисунки, вероятно, с героями комедии Дель Арте. В центре изображена пара, жадно смотрящая на гуся. Как и большинство игр Гусек имеет 63 игровых клетки.

13.


Новая и прекрасная игра Спугни сову (примерно так) / Il novo e piacevole gioco del pela il chiu

Люди и совы составляют большинство рисунков в четырех кольцах, окружающих коронованную сову на вершине из трех кубиков с шестью точками. Этот анонимный отпечаток 18-го века скорее всего происходит из северо-восточной части Италии, и, возможно, напечатан в Парме Джованни Баттиста Панзерой / Giovanni Battista Panzera. Буквы 'T' и 'P' под рядом с фигурами относятся к quattrini ('Q'), означающее, что игрок награждался или был вынужден платить. Очевидно, это была популярная игра: она отпечатывалась вплоть до 19 века. Вообще говоря, люди приобретали игры, в виде оттисков на бумаге и закрепляли их на доску или твердую поверхность в собственном доме. Так было с большинством игровых полей, очевидно поскольку так было дешевле, чем покупать игру смонтированной.

Все показанные игры из собрания Британского музея.

Продолжение планируется.

Ссылки

Основной источник: http://bibliodyssey.blogspot.ru/2008/11/board-games.html
Также: http://www.britishmuseum.org/

Ссылки к игре 2:

Книги Алонсо де Барроса:
Alonso de Barros Desengaño de cortesanos, 1617   http://archive.org/
Proverbios morales, 1609   http://books.google.ru/
Proverbios morales de Alonso de Barros, 1619   http://books.google.ru/

О Марио Картаро, гравере игры: http://www.mhs.ox.ac.uk/
Его карта, как картографа: Particolare Mappa Terra d'Otranto Mario Cartaro, 1613 http://www.flickr.com/

Общие ссылки:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Настольные_игры
http://ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты

+ ссылки, приведенные в тексте.

Литература

Занимательный атлас - Настольные игры (пер. с фр.). Editions ATLAS 2006, Издательство Атлас 2007.

См. также:
Визуализация времени. И немного про происхождение от троянцев
Карты Открытого женского сердца и Защищенного мужского сердца
Сердце в искусстве
Триумфальный вход в Венецию Павла Петровича.
Йога и другие восточные картинки из "блога" путешественника 17 века
Инфографика 16 века: Пророчество Даниила в книге Фауста

история, дизайн, искусство, графика, идеи для принтов, книги

Previous post Next post
Up