Что делать, если вы решили уйти из русской школы, и как распланировать ваши занятия дома? А может быть мы потеряем больше, чем приобретём? А может не стоит? Мы поговорим сегодня на эту больную для многих тему: бросать ли школу и как организовать занятия, если бросать.
Уходить ли из школы?
Для тех, кто сомневается, я предлагаю свой алгоритм принятия решения. Для начала ответьте себе на несколько вопросов.
Во-первых, нужно оценить прогресс ребенка за год. Не по субъективным ощущениям, а реальный прогресс, то, что удалось сделать за год в русской школе. Достаньте тетради, пересмотрите учебник, чтобы понятен стал пункт А (год назад) и пункт Б (сегодня ребёнок умеет и знает).
Во-вторых, подумайте, организует ли вас школа, структурирует ли ваше расписание? Например, ребенок ходит в школу, каждую среду делает первую часть домашнего задания, в пятницу - оставшуюся, в субботу идет в школу. Получается структурированная неделя, когда ребенок несколько раз садится за уроки.
В-третьих, нравится ли ребенку учитель как личность. Подходит ли ребенку среда. Это самое важное, что дает школа, это иной раз даже важнее знаний: какая атмосфера в школе, в классе, дружит ли ребенок с одноклассниками, общаются ли дети между собой по-русски и общаются ли они в принципе.
Важный момент - какие лично у вас ожидания от русской школы. Выпишите все плюсы и минусы.
Также я бы советовала в конце ответить себе еще на два важных вопроса: что вы потеряете, бросив русскую школу, и что вы потеряете, не бросив русскую школу.
Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу?
Это весомый аргумент в решении бросить школу. Однако стоит разобраться в причинах. Возможно, ребенку не подходит программа: она слишком сложная или слишком простая. Проблемой могут быть и взаимоотношения с учителем или одноклассниками. Или ситуации, которые напрямую не касаются школы, например, ребенок не хочет делать домашнее задание. Потому что дома не так интересно и здорово, как в школе, дома его могут заставлять трижды переписывать задание на чистовик без ошибок. А так как домашние задания делать все равно нужно, то ребенку проще сказать, что он не хочет ходить в школу, чем садиться за уроки. Нет школы - нет заданий.
Почему «время на дорогу» - не самый весомый аргумент.
Если ребенок час едет на урок, час занимается, и час едет обратно, то родители приводят аргумент: можно не тратить три часа времени и позаниматься целых три часа дома. Занятия дома с родителем не всегда заменят час на уроке в школе в русскоязычной среде. Учитель - это человек с другими речевыми моделями, с другими образными выражениями, человек, который использует другие интонации и, может быть, другой словарный запас. Учитель по-другому объясняет информацию, и сценарий занятия отличается от домашних уроков, а ведь есть еще группа, общение с ровесниками и групповая динамика. А время в дороге можно потратить с пользой для ребенка: общаться с ним на русском языке, дать почитать книгу или посмотреть видео. В итоге получаются довольно интенсивные три часа: и поговорить, и послушать, и позаниматься, и побывать в русскоязычной среде. Поэтому вопрос времени я бы поставила в конец списка при принятии важного решения по уходу из русской школы.
Что делать, если вы готовы уйти из школы.
Я советую провести оплачиваемый пробный месяц. Объяснить педагогу, что в течение месяца вы не будете посещать уроки, но будете учиться дома. Взять программу занятий, попросить педагога оправлять домашние задания и списки упражнений с уроков. Пусть учитель держит вас в курсе, чтобы ребенок не сильно отстал от группы.
В течение месяца занимайтесь с ребенком дома самостоятельно. Здесь важно обойтись без оправданий, чтобы не выяснилось по итогам отведенного времени, что ребенку устроили каникулы вместо уроков. Если вы запланировали работать, но в итоге отдохнули, это значит, что вы не смогли организоваться. То есть эксперимент не удался и, скорее всего, эта ситуация будет повторяться. Второй момент: не делайте выводы после первой недели. Не факт, что этого запала и энтузиазма хватит на вторую неделю, десятую и так далее. Через месяц ребенок возвращается на урок и вы с учителем смотрите на результат: отстал ли он от группы. Вся эта схема реализуема в том случае, если учитель готов пойти навстречу. Если сложно заручиться поддержкой, то придется заниматься самостоятельно, обходясь без домашних заданий от преподавателя.
Можно попробовать такую схему на постоянной основе: приезжать на занятия в школу один-два раза в месяц, а в остальное время заниматься самостоятельно. У меня такие ученики были, но результаты разные: один ребенок отлично справлялся и не отставал от группы, со вторым ничего не получилось, и в конце концов он вернулся на регулярные уроки.
С чего начать организацию домашних занятий?
Во-первых, вы уже ходили в русскую школу и начинаете не с нуля. Посмотрите программу, по которой занимался ребенок, и учебники, можете ли вы их оставить или хотите заменить.
В программе должны быть несколько основных элементов:
- Развитие речи
- Грамматика
- Лексика
- Творческое письмо
- И, например, орфография, если она для вас актуальна.
Плюс нам очень нужно изучение других дисциплин на русском языке, то есть реализация принципа «не учим русский, а учимся чему-то на русском». То есть по каждому элементу у вас должны быть учебники, пособия, книги, ресурсы. Если по какому-то пункту материалов нет, посмотрите, что у нас есть подходящее для вашего возраста. Здесь
пост с обзором всех материалов. Но идеального пособия, которое дало бы все-все, вы не найдете, все равно нужно будет подбирать что-то дополнительно.
Если в школе у вас было два часа уроков по учебнику - час занятия и час на домашнюю работу -, то эти два часа вы попытайтесь сохранить. Чтение художественной литературы каждый день или через день, то есть регулярно читает ребенок, регулярно читаете вы ребенку. Чтение взрослым ребенку рекомендуется сохранять, потому что оно помогает прокладывать мостик от простой литературы к более сложной. И читаем мы ребенку то, что он пока не в состоянии понять и прочесть самостоятельно.
Идем дальше: допустим, у нас есть два кружка - это те самые другие дисциплины на русском языке плюс хобби. Кружки могут быть онлайн или оффлайн. К теме познания мира я советую взять что-то, что вы не изучаете на кружках, а самостоятельно передаете ребенку. Например, вы хотите ребенку передать историю искусства на русском языке, это будет не отдельный кружок и не какое-то отдельное занятие. На тему истории искусства мы определяем, например, срок в три месяца и тратим все свободное время, которое можно использовать. Раз в неделю смотрим фильмы про известных художников. Если есть свободные 15 минут, достаем альбомы и смотрим картины, читаем детские энциклопедии по истории искусства. Можно за завтраком ребенку дать посмотреть какое-то короткое видео на заданную тему.
В итоге есть два часа занятий по учебнику, вы продолжаете развивать навыки (развитие речи, письмо, грамматика, орфография), чтение каждый вечер или почти каждый, онлайн или оффлайн кружки на русском языке, плюс есть какая-то тема, и вы ее даете самостоятельно.
Как компенсировать потерю школьной среды?
Компенсировать могут онлайн-курсы, онлайн-лагерь, в котором дети более или менее свободно общаются между собой, онлайн-няня, если речь идет о дошкольниках. Это могут быть спланированные занятия с уже имеющимися друзьями: совместные игры, конструирование онлайн и так далее. Если среды нет, то ее нужно создать. Родители зачастую сами организуют кружки или мастер-классы, чтобы их дети получали порцию общения.
Какие самые распространенные ошибки домашнего обучения?
- Не ставится цель. Подумайте, какой уровень знаний должен быть у ребенка через год.
- Пособия не соответствуют нашим целям. Например, вы хотите, чтобы ребенок хорошо читал художественную литературу для своего возраста. А в итоге получается, что по учебнику вы занимаетесь большую часть времени орфографией, и при этом ребёнку в принципе некому и нечего писать на русском, кроме тех же упражнений. И хорошо бы читать книжки, но времени на них уже не остается.
- Перепрыгивание с учебника на учебник. Когда слишком много пособий, мы не позволяем пособию дать нам то, что оно может дать, сложить ту систему, ради которой оно создано. И противоположная ошибка - однообразие. Когда занимаемся одним и тем же, ребенку надоедает.
Вместо итога я хотела бы написать вот что. Идеально, скорее всего, не получится, и не нужно себя винить в том, что вы не можете создать для ребёнка идеальную среду и идеальную программу обучения. Идеальную программу можно создать, когда у вас есть безграничный ресурс времени, безграничный человеческий ресурс, когда вокруг много увлеченных детей-ровесников, много детей постарше, на которых ребенок может равняться, и много увлеченных взрослых со свободным временем в запасе. Если плюсов в вашей программе больше, чем минусов, с ней уже можно работать. Главное - продолжать двигаться вперед.