Как исправлять устойчивые ошибки?

Sep 17, 2020 10:54


В фейсбук-сообществах регулярно появляются вопросы о том, что можно сделать с устойчивыми ошибками в речи. Например, с кальками с языка среды.

Сообщества разные, ошибки разные, но если мы откроем комментарии, то картина везде примерно одинаковая.

  • Что делать? Ничего не делать, даже взрослые так ошибаются.
  • Только поправлять ребенка! Я исправляю эту ошибку уже пять лет.
  • После того, как ребенок ошибся, скажите верный вариант. 
  • Само пройдет! Просто больше общайтесь.

Этот пост будет как раз о том, почему совершенно бессмысленно поправлять ребенка и произносить за него верный вариант, о том, что будет, если мы подождём, пока устойчивая ошибка “сама пройдет” и о том, как же можно эффективно и быстро избавляться от устойчивых ошибок и калек с языка среды.

“В одно ухо влетело, в другое вылетело”

Ученики курса “Билингвы-дошкольники” знают, что так я называю метод “услышал ошибку - исправь ребенка”. В рамках курса есть большой урок как раз про устойчивые ошибки.

Почему исправление ошибок неэффективно? Потому что если бы оно было эффективно, устойчивой ошибки у ребенка уже не было бы. Вы же начали исправлять “я не знаю если это вкусно” или другую кальку с языка среды не вчера, и не позавчера, а несколько лет назад. Прошли годы, воз и ныне там, и у меня вопрос: “Зачем повторять действия, которые не приносят результата?”



Мой совет: если вы поправляете ребенка долгое время, но результата нет, лучше перестать это делать, потому что у ребенка вырабатывается неправильная модель. “Я сказал как смог, мама сказала так, как ей нравится, мы продолжили общение. Завтра я опять скажу как могу, она опять исправит так, чтобы было как ей нравится, и мы опять продолжим общение”. В этой модели нет пространства для роста и развития, оно там в принципе не заложено.

Предполагаю, что будут вопросы “А почему тогда у нас была такая-то ошибка, я ее какое-то время поправляла, и она ушла”. Потому что у этой ошибки не было потенциала стать “устойчивой”, потому что на нее было много инпута, еще по каким-то причинам ребенку было несложно с ней справиться, и ваши исправления этому способствовали. И таких ошибок много, разумеется. Собственно, тем они и отличаются от устойчивых - они легче уходят. Устойчивые ошибки с нами годами, и наши исправления только способствуют той ситуации, когда ребенку не надо прилагать каких-либо усилий, он знает, что за него все равно все сформулируют.

“А может само пройдет? Перерастет?”

Может быть. А может и нет.

Если речь идет о кальках с языка среды, то примите как данность: ребенок не воспринимает их как ошибки. Он абсолютно грамотно формулирует предложения, только… по законам другого языка. Поэтому и “не знаю если это вкусно”, и “я ходил в Россию”, и “почему” вместо “потому что” могут быть с нами годами, если это грамматически верная форма для языка среды (или языка обучения). И если речь идет о кальках с языка среды, то в подавляющем большинстве случаев вероятность того, что ошибка со временем только закрепится, и того, что вы просто перестанете эту ошибку воспринимать как ошибку, сами к ней привыкнете, куда выше, чем вероятность исчезновения ошибки.

Чем чаще мы повторяем ошибку, тем лучше она закрепляется. Я не знаю, как один только факт физического взросления ребенка сможет что-то этому закону противопоставить. Ребенок стал выше на 10 см, тяжелее на 5 кг, взрослее на 2 года, за это время он повторил свою любимую ошибку 20 000 раз. Где здесь почва для “перерастания” ошибки? За счет чего это произойдет?

Что можно сделать?

А сделать можно, на самом деле, многое. И даже устойчивые ошибки уходят за пару месяцев внимательного к ним отношения. Если речь идет о старших дошкольниках, я снова предложу видеокурс “Билингвы-дошкольники”, потому что повторять здесь материал большого занятия смысла нет. Напишу только несколько общих для школьников и дошкольников моментах.

Первое. Вам стоит начать составлять список таких старых ошибок. Прямо записывайте себе неверные конструкции целиком, вместе с примерами-предложениями. Затем выберите 1-2 ошибки, исчезновение которых значительно улучшит речь ребенка. Это важный момент! Ошибки, которые в речи давно, часто повторяются и работа с которыми быстро отразится на “качестве” речи.

Второе. Вы договариваетесь с ребенком о ключевом жесте или звуковом сигнале, который будет обозначать: “Сейчас ты совершил свою любимую ошибку, исправься, пожалуйста”. Один сигнал на одну конкретную ошибку! Дальше каждый раз, когда ребенок ошибается, вы подаете ему сигнал о том, что надо исправить кое-что, и ребенок самостоятельно это делает. При этом полностью меняется модель поведения: с “я сказал, мама исправила” на “я сказал, подумал, исправился”.

Третье. Подумайте, в каких играх можно отработать правильные грамматические конструкции на ваши 1-2 выбранные ошибки. Например, “я не знаю если это...” Можно подобрать картинки и предложить поиграть в вечно сомневающегося и недоверчивого клиента, который приходит в магазин, и все ему не так: “Я не знаю, вкусно ли это”, “Я не знаю, свежее ли это мясо”, “Я не знаю, хорошая ли это ткань”, “Скажите, полезные ли это продукты” и т.д. Ну или используйте конструкцию «Я не знаю, вкусно это ИЛИ НЕТ», но только в том случае, если вы сами в речи используете именно ее. Не потому, что вам кажется, что так будет ребенку проще. Ничего сложного в частице «ли» тоже нет, если вы сами в вашей речи ее используете.

Если ребенок пишет, то письменные упражнения на отработку (можно обычные дриллы, без особого творчества) очень пригодятся. То, что мы письменно отрабатываем, закрепляется очень хорошо, но потом надо выходить в речь и не забывать о самостоятельном исправлении и звуковом сигнале или жесте.

Четвёртое. В процессе повседневного общения держите задачу в уме и давайте как можно больше ваших речевых моделей на ту конструкцию, которую отрабатываете. Рассуждайте вслух, провоцируйте разговор на тему, в которой можно использовать и повторять целевую конструкцию. Если мы сосредоточимся на задаче, то через пару месяцев о проблеме можно будет забыть.

И только после того, как с первыми двумя ошибками вы попрощаетесь, можно переходить к следующим двум ошибкам. Почти каждый раз, когда я рассказываю об этом незамысловатом алгоритме работы, потом оказывается, что был составлен список из 10 ошибок, на все 10 придуманы жесты, со всем десятком пытались одновременно работать (времени-то жалко) и результат был примерно равен нулю. Поэтому еще раз повторю ключевой момент: мы выбираем для отработки 1-2 ошибки. Торопиться некуда! Учитывая, что эти ошибки в речи у ребенка годами, еще несколько месяцев точно можно потерпеть. Успехов вам! Всё обязательно получится.

Previous post Next post
Up