Первые два упражнения
здесь.
Упражнение, помогающие распределить дыхание
ПОДНИМАЕМСЯ НА ГОРКУ
I вариант. Правила игры: ребятам нужно сказать: «Представьте, что мы идем по пригоркам, чтобы подняться на вершину горы. С вершины горы мы увидим очень красивый пейзаж. Но чтобы добраться до вершины, надо пройти все пригорки. Их девять, и все надо посчитать вслух: один, два, три… до девяти. Нужно не просто считать, но и повышать голос с каждым следующим пригорком. Чем выше пригорок, тем выше голос».
II вариант. Это своего рода «перевертыш» первого варианта. Правила игры: «Спускаемся» с вершины к подножию горки, где стоит наш дом. С горки можно бежать на счет: девять, восемь, семь… до слова «один». На вершине (на цифре «девять») голос должен быть громким, а у подножия (на цифре «один») - тихим.
III вариант. Правила игры: дети работают в паре. Один ребенок «идет» по горе вверх, чтобы встретиться с другом, и считает от одного до девяти, повышая голос с каждой цифрой - «пригорком». Другой ребенок должен «спуститься» вниз и посчитать в обратном порядке от девяти до одного, начиная громко и постепенно понижая голос. И так можно «ходить» по горкам два-три раза. Это упражнение не только помогает детям в умении работать над интонацией, четкостью и выразительностью речи, но и учит концентрировать, а затем и распределять внимание при работе с партнером.
И под катом мое любимое.
САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР
Цель игры: развитие речи, зрительной и слуховой памяти, образного мышления, расширение словарного запаса.
Материалы: игровые карты лото (6 картинок на каждой), разрезанные по отдельности картинки-«фишки».
I этап. Правила игры: попросите ребенка выбрать по 2 карты лото. Обычно каждая карта состоит из б картинок. Попросите положить две карты на стол и сочинить маленькую историю, опираясь на рисунки карт, составляя рассказ в той последовательности, в которой расположены картинки. Если ребенку трудно на начальном этапе составить рассказ самому, составляйте фразы поочередно.
II этап. Правила игры: переверните карты лото картинками вниз. Попросите ребенка достать картинки-«фишки» из общей массы и разложить их в той последовательности, в которой они располагались на карте. Теперь переверните карты лото лицевой стороной вверх, дайте возможность ребенку проверить себя.
III этап. Правила игры: опираясь на те же фишки-картинки, отработайте с детьми низкочастотные (редко употребляемые) слова. Показывая, например, на картинку с изображением дерева, вы должны показать на крону, спросив у ребенка: «Это у дерева что?» Или например, показывая на шляпку гвоздя, спросите: «Как называется эта часть гвоздя?» Если ребенок не знает того или иного слова, подскажите ему это слово, объяснив и проведя аналогии.
IV этап. Правила игры: попросите ребенка, опираясь на выбранные им фишки-картинки, повторить сочиненный совместно рассказ, включив низкочастотные слова, которые вы с ним выучили или повторили на предыдущем этапе.
Эти четыре этапа необходимо повторять в течение 3-4 занятий, постепенно увеличивая объем запоминаемых предметов до 18. После того как ребенок начнет выполнять задание без затруднений, переходите к следующему этапу, направленному на повышение объема слухоречевой памяти и развитие образного мышления.
V этап. Правила игры: скажите ребенку, что теперь он готов к тому, чтобы стать самым настоящим режиссером мультфильма! Вы ему будете называть предметы, а он должен, закрыв глаза, представлять их и составлять мультфильм «кадр за кадром». Желательно, чтобы «мультфильм» получился как можно смешнее. После «монтажа» каждого кадра ребенок должен кивнуть головой - это будет значить: кадр готов. Например, вы говорите: «человечек… солнышко…». Ребенок сочиняет: «Человечек шел под яркими лучами солнышка…» (кивает головой). Вы добавляете слово «трава». Ребенок сочиняет: «Человечек шел под яркими лучами солнышка по зеленой траве…» (кивает головой) и так далее. Максимально рекомендуемый объем предлагаемых опорных слов 12-15.
VI этап. Правила игры: попросите ребенка пересказать мультфильм. Внесите свои дополнения и коррективы, после чего попросите его написать опорные слова. После написания - проверьте грамотность, сверьтесь с «ключом» - с вашим листком. Впоследствии для формирования орфографической зоркости (грамотного письма) - предложите поработать со словарными словами, пусть ребенок нарисует их. Объясните, что на рисунке нужно обязательно изобразить «ошибкоопасное место», то есть нарисовать ту букву, которая вызывает сомнение при написании.
Комментарий: очень понравилась игра, особенно 5-й этап. Так понравилась, что я хочу сама поиграть. Этим и займемся. Боюсь даже представить, какие предметы мне надиктуют дети, но с условием «как можно смешнее» проблем точно не будет.