Скоро начнется новый учебный год, чуть больше недели осталось до
начала записи в «Начальную школу для билингва». И я возвращаюсь в блог с новыми постами. Сегодня будет большой обзорный пост по нашему литературному чтению второго класса. Даже если вы не планируете заниматься по нашим материалам, вы наверняка найдете идеи и приемы, которые сможете использовать до и после чтения многих других произведений. Сегодня я расскажу про свою часть, а позже опубликую пост от моего соавтора Ольги Гром. Она подготовила отличную статью о работе с поэзией с примерами конкретных заданий: как помочь ребенку понять, что такое «художественный образ», как переходить от слова к смыслам и образам, как не подменить в процессе важное второстепенным и многое другое. Подписывайтесь на
рассылку, чтобы не пропустить новые посты, и приходите еще!
Второй класс «Литературных чтений», дети от 7 до 9 лет. Какие блоки работы мне было важно включить в программу?
Работа с научно-популярными текстами
Несмотря на то, что мы читаем художественную литературу, в некоторых частях основной блок работы касается научно-популярных текстов. На контрасте с литературными произведениями отлично видна разница между научно-популярным и художественным текстами. Мы читаем “Листопадничек” и “Этажи леса” (рассказы о природе) и в рамках работы с этими произведениями я даю много научно-популярных текстов о природе, которые также имеют отношение к лесу, его уровням и обитателям.
Какие здесь основные направления работы:
- Признаки научно-популярных текстов: мы учимся их видеть и выделяем разными цветами в самом тексте.
- Отличие научно-популярного текста от художественного: у нас есть два разрезанных на кусочки текста, которые мы восстанавливаем, прослеживая логику художественного и научно-популярного текста. Здесь мы сразу делим каждый отрывок на художественный и научно-популярный.
- Сравнение двух научно-популярных текстов и двух объектов, о которых мы пишем.
- Вычеркиваем лишнее. Таких заданий довольно много: у нас есть научно-популярный текст, в каждом абзаце которого имеется по одному лишнему предложению. Как его найти? Нужно понять, что оно как-то выбивается из общей логики повествования, что оно не связано с другими предложениями или относится к какой-то другой теме.
- Собираем тексты из кусочков. Дополняем деталями.
Работа с сюжетом
В первую очередь мы восстанавливаем последовательность сюжета. Детям очень понравились задания типа “до и после”, когда мы даем какой-то небольшой отрывок или сценку и пытаемся вспомнить, что было непосредственно до этих событий и сразу после. Берите на вооружение и для вашего повседневного чтения!
Также блок включает работу с бродячими сюжетами. Когда мы читаем какой-то сюжет сказки, нам очень важно понимать, что, возможно, этот сюжет впервые появился не у этого автора и не в его стране проживания, за ним стоят предыдущие сюжеты, которые складывались веками и тысячелетиями. И в основе многих современных сказок лежит множество бродячих сюжетов, которые в разных странах и культурах повторялись и воспроизводились в разное время, и по сей день у них сохранилось что-то общее. Некоторые бродячие сюжеты мы читаем совсем кратко, некоторым уделяем больше времени.
После такой работы легче подойти к еще одному виду заданий - дописыванию истории. Здесь мы работаем с подражательным сочинительством, т.е. придумываем новые приключения для тех же героев. Если у нас в сказке заяц-листопадничек побывал в лесу в чужом домике - в бобровой хатке -, то в следующий раз мы описываем его приключения уже, например, в пустыне/тайге/степи, фантазируем о том, в чьем домике он мог бы попробовать пожить в новом месте.
В конце каждого пособия мы обязательно пишем аннотацию на художественное произведение, которое прочитали. Это помогает кратко сформулировать самое главное, при этом не выдавая каких-то секретов, интересных поворотов сюжета, чтобы мы могли заинтересовать читателя.
Работа с лексикой
В основном, это работа с устойчивыми выражениями и гораздо реже - с отдельными словами. Устойчивые выражения интереснее, т.к. они часто используются в речи, но их смысл не всегда очевиден для детей, растущих вне русскоязычной среды.
С некоторой лексикой лучше работать блоками. К непонятному из текста слову можно подобрать целое семейство слов с тем же корнем и посмотреть, как этот корень реализуется в разных словах, и какой смысл он во всех этих словах сохраняет.
Мы много работаем с сильными и эмоциональными синонимами: выбираем, какой из двух синонимов более эмоциональный, более сильный. Как правило, это относится к глаголам и прилагательным.
Также работаем с устаревшей лексикой, привыкаем к ней и понимаем, что ничего страшного в ее наличии в текстах нет. Если мы что-то не понимаем, то почти всегда можно догадаться о смысле из контекста. Главное не паниковать и не закрываться, ведь нам почти всегда есть на что опереться.
Исторический контекст
Он дается не в очень большом объеме - ровно в том, который нам нужен для качественной работы с произведением, чтобы не забрести в дебри, которые нас будут отвлекать от произведения. Например, в “Сказке о рыбаке и рыбке” это сословия и социальная иерархия, в рассказе “Неизвестный цветок” - пионерия.
Теория литературы и терминология
В части работы Ольги здесь средства художественной выразительности и основная теорию, необходимая нам на этом этапе освоения поэтического космоса. К моей части относятся монолог и диалог, рифма и ритм, типы народных сказок, их признаки, главные и второстепенные герои и т.д.
Личный опыт
После прочтения произведения мы обязательно “перебрасываем мостик” к личному опыту ребенка, чтобы сюжет стало ближе, чтобы на личном опыте ребенок мог что-то применить к себе. Во время чтения “Неизвестного цветка” мы смотрим, как преодолевали трудности наши предки и как это в целом сказалось на человечестве. Когда мы читаем “Сказку о рыбаке и рыбке”, смотрим на желания самого ребенка, на то, как он к ним относится. Анализируем, что для ребенка ближе: “я радуюсь тому, что имею” или “я всегда желаю большего”? Какая тут может быть золотая середина? Какие желания могут нас сделать счастливее, а какие только несчастнее? Что мы можем сделать для воплощения нашей мечты? Точно ли это наша мечта, или просто наши друзья этого хотят, а мы начинаем мечтать за компанию? Насколько хорошо мы знаем свои мечты? Иногда мечты не сбываются, есть ли у нас запасной план - что мы можем желать вместо задуманного?
А еще этот блок включает в себя, например, сочинение волшебной сказки по ходу чтения “Царевны-лягушки”. Мы узнаем, какие бывают типы сказок, один из которых - волшебная сказка с такими-то признаками. Одно дело, когда мы просто прочитаем эти признаки, и другое - когда мы самостоятельно сочиним сказку с сохранением всех этих признаков. Запоминание, понимание и умение их видеть в других текстах приходит автоматически, потому что мы уже пропустили их через наш опыт. Например, в волшебной сказке есть волшебные помощники, которых мы придумываем, когда пишем по частям сказку. Есть волшебные артефакты, герой-волшебник, разные метаморфозы и превращения одного в другое. И когда мы это проделываем самостоятельно, то все запоминается без дополнительных усилий.
Все части «литературного чтения» можно купить вместе или по отдельности
здесь. Желаю вам интересных занятий! И заходите на следующей неделе почитать пост Ольги.
Если вы только начинаете работу в этом направлении, советую начать с пособий
первого класса.