В прошлом месяце прошла конференция, на которой мы с Ольгой Гром рассказывали о пути становления читателя на примере наших пособий по литературному чтению (запись можно посмотреть
здесь). Есть один ключевой момент касательно этой темы, который нужно четко, часто и много проговаривать. На него я и хочу еще раз обратить внимание, и это может быть актуально для учителей, которые составляют свои учебные программы, и для родителей, которые самостоятельно занимаются с детьми.
В одном из прошлых
постов я уже подробно рассказывала о том, почему мы на литературном чтении берем произведения, которые в школах России иногда проходят гораздо позже: к примеру, «Басни» Крылова, «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане». Если кратко, то мы проводим предварительную работу с ребенком, начиная чуть раньше, чтобы возрасте, когда в российской школе берут эти произведения, ребенок уже мог читать их самостоятельно - так же, как его сверстники-монолингвы в России.
Это и есть ключевой момент. Мы видим, что, условно, в 10 лет ребенок читает «Аленький цветочек» в программе русской школы. Что нам нужно сделать в 7-8 лет вместе с ребенком, чтобы в 10 лет он прочитал это произведение самостоятельно? Когда мы составляем планирование и пишем школьные программы для наших учеников, этот вопрос стоит задавать себе регулярно. Для меня он до сих пор остается одним из самых важных.
Когда я впервые пришла работать в русскую школу, то поняла, что никто из моих учеников-подростков с довольно неплохим разговорным русским не может прочитать даже такое простое для меня произведение, как «О чем думает моя голова» Ирины Пивоваровой. Я задала себе вопросы: «Что мне нужно сделать с другой группой детей помладше (7-8 лет), чтобы через 3-4 года в 12-летнем возрасте они прочитали это произведение?», «Что мне нужно сделать с детьми 5-6 лет, чтобы в 10 лет они прочитали это произведение?», «Что мне нужно делать с детьми 3-4 лет?» Таким образом, когда перед нами стоит какая-то задача, мы попробовать построить план из точки Б обратно к точке А. Обратное планирование и в образовании может работать.
Часто после окончания прямого эфира, выступления или презентации мы получаем комментарии от учителей, которые говорят, что у нас, наверное, замечательные и гениальные дети, а их ученикам все это совершенно недоступно. Вне зависимости от уровня детей мы всегда можем либо подстроиться под имеющийся уровень, либо придумать, что с ним делать. Ведь это чаще всего дети, которых вы учите с 4-5 лет. Если в 10 лет они не могут читать произведения, которые читают монолингвы 7-8 лет, то значит нам стоит остановиться, взять свои учебные программы и посмотреть, что мы можем в них изменить, чтобы со следующей группой детей, которым только предстоит пройти этот путь, мы могли делать что-то более эффективно. Для того, чтобы ребенок прочитал сложное произведение в 15 лет, ему нужно достигать определенных уровней, к примеру, в 10, 8 и 6 лет. Шаг за шагом выстраивая лестницу, мы сможем пройти вместе с ребенком этот непростой путь и дойти до чтения неадаптированных и довольно сложных произведений.
В принципе, все произведения из наших сегодняшних литературных чтений как для моих первых, так и для последующих учеников на протяжении многих лет были совершенно недоступны. И когда-то я так же, как многие учителя сейчас, не представляла, что дети могут читать, слушать и понимать «Сказку о царе Салтане» в 7-8 лет. Мне это казалось совершенно недоступным. Два года назад я со своими учениками-подростками, часть из которых начинала учить русский язык со мной с нуля в возрасте 6-7 лет, читала «Повести Белкина» - не адаптированные, не сокращенные, в оригинале и без цензуры) И эта работа, в том числе, показала, что мы можем достичь довольно высоких целей, если будем знать куда идти и что делать.
Повторюсь еще раз главный вопрос: «Что нам нужно сделать с детьми раннего возраста, чтобы в более позднем возрасте они могли самостоятельно читать сложное произведение?» Я надеюсь, что наши пособия постепенно приведут детей к тому уровню, о котором мы мечтаем. На это и рассчитаны наши материалы и задания, когда мы что-то читаем вместе со взрослым, взрослый читает вслух, а дети просто слушают и выполняют задания. Мы делаем что-то, выходящее за рамки наших сегодняшних возможностей, что-то сложнее того, что мы делали раньше. Это совсем небольшой выход из зоны комфорта - один шаг в сторону. Но он поможет нам сделать следующий шаг. И те произведения, которые мы читали вместе со взрослым, которые мы слушали в то время, как взрослый читал нам вслух, через несколько лет мы сможем прочитать самостоятельно.
У нас вышли новые
«Литературные чтения», в которых есть одно произведение, в выборе которого мы с Ольгой очень долго сомневались и до последнего думали, брать его или нет. И все-таки решились. Это «Неизвестный цветок» Андрея Платонова. Самым важным аргументом в его выборе было то, что это прекрасный пример многослойного произведения, в котором мы можем открывать все новые и новые смыслы по мере расширения нашего читательского и жизненного опыта. Сейчас мы прочитаем его в конце второго класса, а потом будем читать в конце начальной школы. И когда дети станут старше, можно будет обратить внимание на другой, более глубокий смысл и более глубокий слой этого произведения. Мы сможем обсудить, как наше впечатление от художественного произведения может поменяться, если мы добавим новые фоновые знания, станем старше, получим больше жизненного и читательского опыта. И вот сейчас, в конце второго класса, мы снимаем самый первый слой - поговорим о простом и посмотрим на произведение глазами ребенка 8 лет. Когда же ребенок станет старше, когда он посмотрит на произведение уже глазами 10-11-летнего ребенка, он поймет, что это намного более сложное произведение и нам снова есть что обсудить. И именно поэтому мы все-таки решили остановиться на «Неизвестном цветке». Для того, чтобы ребенок в 10-11 лет смог оценить всю глубину этого произведения, мы возьмем сказку в 8 лет, снимем доступные сейчас слои. Произведение будет ребенку знакомо в плане сюжета и частично в плане культурно-исторического контекста. И потом в 10-11-летнем возрасте мы уже сможем пойти вглубь, сможем взять больше.
Хочу пожелать вам интересных занятий, побольше читать интересных книжек и верить в детей - в то, что они справятся, ведь они могут гораздо больше, чем нам зачастую кажется!