Jul 25, 2012 04:30
в легком ментальном оцепенении наблюдаю, как одни прекрасные люди рассказывают другим прекрасным людям, что русская православная церковь не имеет никакого отношения к издевательству над pussy riot, и, стало быть, всячески оклеветана врагами русской православной церкви.
с русской православной церковью такое частенько.
прекрасные люди, к которым они обращаются, - видимо, в зависимости от уровня воспитания вообще и настроения в данный конкретный момент - испытывают неудобство перед прекрасными православными людьми, потому что действительно, опыт показывает, что не все православные - людоеды, особенно если это не какой-нибудь неизвестный тебе людоед, а парень, с которым ты, например, учился в одном классе.
хотя, если вдуматься, как должен вести себя нормальный человек в такой ситуации?
нормальный человек в такой ситуации должен печься не об имидже своей церкви, а о том, что три человека сидят уже полгода в тюрьме вообще непонятно за что, и это проблема, которую нужно решать в первую очередь. если же исходить из того, что у церкви вообще есть какой-то моральный авторитет и ее мораль хоть сколько-нибудь созвучна нашему времени, то рассуждать о наветах недоброжелателей в такой ситуации вообще неприлично.
ну это все равно как если бы вашу собаку сбила машина, а в самый тяжелый момент на пороге возник бы человек с рассказом о том, что не все в мире водители садятся за руль в пьяном виде, сбивают собак и скрываются с места преступления.
что у вас неправильно сложилось впечатление в отношении водителей.
и ты такой, чувак, давай потом?
а он такой, нет, давай, пожалуйста, поговорим об этом.
ну, наверное, не все, но, блядь, это правда так важно?
если исходить из того, что морального авторитета у церкви нет, что церковь вообще про другое - это, на самом деле, ок, в этом ничего страшного - то ни к церкви, ни к ее защитникам никаких претензий быть не может.
никто ведь не обвиняет чоп "колокол а", потому что - ну какой с него спрос.
довольно сложно придумать моральную претензию к супермаркету "пятерочка", что бы в нем ни произошло.
трудно недооценить уровень духовности, царящий у киоска "алкомаркет 24" после девяти вечера.
но церковь традиционно занимает несколько иное место в общественном сознании.
мне кажется, что зря - и история с молчанием церкви в ситуации с pussy riot (а это, простите, молчание, по важным для нее поводам церковь высказывается регулярно и громко), и история с защитниками церкви на местах - все эти истории как раз о том, что церковь как институт воспринимается нами неправильно, что она совсем другое, что у православия с милосердием общего только количество слогов.
я довольно долгое время на эту тему заблуждался, потому что был загипнотизирован новым заветом, который местами совершенно замечательный и о любви.
хотя, конечно, тот факт, что в финале никто ни на ком не женился должен был меня насторожить.
но я выбирал сердцем (что, вообще говоря, ошибка), и довольно долго думал, что искренняя вера, интерес к духовным вопросам вообще, принадлежность к православию или, шире, к христианской конфессии сопровождаются приятными побочными эффектами.
что такие люди добрее, шире, лучше.
что они умеют прощать, что они острее чувствуют несправедливость, что они в целом чище нас, самодовольных и жадных мирян.
и чуть ли не каждый раз меня ебошило об стену.
ну вот реально, до смешного доходило.
какое-то время я даже думал, что с православием что-то не так. но это потому, что мой доступ к католикам был ограничен.
что-то не так было не с православием, а со мной.
и вот несколько месяцев назад со мной случился небольшой инсайт на православную тему. я сцепился языками с пользователем, который был известен - ну, по крайней мере, мне - своей глубокой верой. и когда я в запале что-то там сказал про ближнего своего и про терпение, и про любовь, мне ответили примерно следующее.
понимаешь, тукей, сказал мне этот человек, у тебя очень нехуевые шансы попасть в ад.
и мне, типа, западло, продолжил этот человек, обсуждать вопросы духовного развития с таким человеком как ты.
нехуевые шансы попасть в ад это потому, что я неправославный, если что.
не потому что я где-то накосячил или что-то там украл.
а потому что я любознательный, но недоверчивый.
получилось обидно, но я этому человеку благодарен.
в этот момент у меня все встало на свои места. у меня внутри расцепились концепции человеческого отношения к другим людям и веры во что-нибудь там.
бог это бог, любовь это любовь. не надо путать.
может ли христианин быть хорошим человеком в мирском понимании?
да, конечно, может. это все равно что спросить, может ли китаец быть хорошим человеком, или, например, участник шахматного кружка.
христианину, конечно, немного труднее (и вообще из этой тройки я больше верю в китайцев), но вполне можно быть охуенным и верующим одновременно.
следует ли из христианства, что все его последователи должны быть хорошими людьми? да никак и ниоткуда. ни из какой религии не следует.
христианство было придумано для другого, у него иные цели. оно не про "хорошесть", и не про личное счастье, и не про семь привычек высокоэффективных людей.
оно про спасение.
ну и еще немного про квартиру с нанопылью. и еще немного про часы. и еще немного про беспошлинную торговлю.
ну это я, конечно, неудачно пошутил три раза подряд, простите. на самом деле, я считаю, что это уж точно не наше внешнее дело рассуждать о том, как все устроено в церкви - до тех пор, пока это устройство не наносит очевидный вред обществу или не совершается за его счет.
может, конечно, патриарх и не очень, но это не наше собачье дело, какой у вас патриарх, ребята, разбирайтесь сами. у нас и своих проблем хватает. более чем.
но вот про имидж, раз уж вы сами пришли - да, хуевый имидж, чего уж там.
но оправдываясь и огрызаясь вы его не поправите, это немного не так работает.
дело ведь не в том, что у русской православной церкви есть враги.
у кого их нет.
дело в том, что у русской православной церкви нет друзей.