Медиаконтент - баблоносец

Jun 05, 2015 01:23

Продолжая тему про медиа, упираемся в понятие медиаконтента. В вике ни по русски ни по английски слова такого нет, но собака, думается, порылась чуть глубже.

Прежде всего медиаконтент - это бабло. Не просто чудовищно много бабла, а ещё и возможность собирать его ныне и присно и вовеки веков. Поэтому в то, какой бывает медиаконтент вмешиваются очень серьёзные силы (и иногда схлёстываются между собой).



По способу доставки потребителю (и, соответственно, методу взимания с него оплаты) медиаконтент принимает три вида
- материальный носитель
- файл
- поток

С материальными носителями жирные синеглазые коты жили долго и счастливо. Штамповали компакт диски себестоимостью по 2 бакса, продавали их по 40 баксов на оставшиеся 2% подкармливали авторов, гнали рекламу и себя не забывали. Когда появились первые сети и mp3 файлы, коты пришли в сильное душевное волнение. Начались попытки защитить содержимое носителя, не позволить снять с него файловую копию. Но DVD, BD, HDCP (и многие другие) системы защиты были взломаны. Тут-то синеглазые коты от звукозаписывающей индустрии и совершили, наверное, самую памятную ошибку в своей жизни. Повелись на сладкие речи одного шизанутого компьютерщика, предлагавшего новый рынок - продажи песен через Интернет поштучно. Риск вроде был невелик, продавать он обещал в секретном защищённом формате и только на специальные компы, которых было всего 5% от общего парка.

Как мы знаем, о. Онуфрий обманул Ольгу Стив Джобс развёл китов звукозаписи почище кроликов. Запущенная весной 2003 iTunes Music Store выстрелила так, что именно Apple стала диктовать условия игры. Началась краткая эпоха, когда гранды мира медиа пытались приручить медиафайлы с качестве дойной коровы. Пытались файлы защитить - технически и юридически.

Киношники, впрочем, довольно долго цеплялись (и сейчас не бросили) за материальные носители, даже устроили войну тупоконечников с остроконечниками по поводу формата дисков. Но на сладкие речи Джобса не велись, помня историю со звукозаписью. И усиленно искали выхода.

Решение пришло откуда не ждали - от того самого интернета, который так облегчил когда-то передачу пиратских mp3. Интернет окреп настолько, что стало возможным давать пользователю не файл, а поток. В чём разница? Это же идеальный конечный результат, прямо по Альтшуллеру! Объект появляется без затрат, исполняет свою функцию и бесследно исчезает. Ну-ка попробуйте продать книгу, которую может прочитать только один человек только один раз? Бред же, хотя попытки были, кроме шуток. А в медиа этот бред не просто выжил как бизнес-модель.

Эта бизнес модель становится не просто лидирующей, она имеет все шансы очень скоро стать единственной. Выдавливание файлового контента идёт по многим направлениям. Создаются и продвигаются устройства, прекрасно воспроизводящие поток, но непригодные для файлов на USB флешке или в локальной сети. Ярчайший пример - AppleTV, но их много. На производителей устройств, нагло продолжающих воспроизводить файлы давят юридически, ср. ту же Cinavia (но на всякую хитрую броню найдётся снаряд с винтом). Маркетинг убеждает потребителя в прелестях концепции ничего не иметь своего. И не без успеха убеждает.

image Click to view



Но самое главное, реально и очень много делается для обеспечения простоты и доступности для самого технически девственного потребителя к потоковому контенту. Готовы терять для этого деньги сегодня. Мне попалось днями сообщение, что Apple предлагает подписку на свой потоковый сервис при попытке купить альбом за аналогичную цену. Множество сервисов вещает вообще без прямой оплаты - пацаки, жрите рекламу на гарнир и радуйтесь.

Так что сомнений в том, что потоковый медиаконтент выдавит, и очень скоро,  файловый в узкую нишу у меня лично нет. И это не хорошо и не плохо - просто природа вещей такова. Зимой идёт снег. Он - холодный. Люди смертны. Надо просто понять для себя - ваши потребности укладываются в довольно широкие и удобные рамки того, чем кормят или нет. Если укладываются, вам повезло и можно продолжать получать удовольствие.



Если нет и хочется какого-то особого рожна (не важно - выбора, не интересного подавляющему большинству; качества, которые 99 из 100 не отличит на глаз и слух или другой какой придури) - то придётся напрягаться. И что интересно, используя не совсем по назначению устройства и технологии, придуманные как раз во имя торжества потребления потока.

медиа, копроэкономика, маркетинг

Previous post Next post
Up