Перефразируя, вроде бы, Конфуция, скажем "Не дай вам Бог любить в эпоху перемен". Вообще и прямая цитата философа к роману Анатолия Мариенгофа "Циники" вполне применима, но жизнь на смене эпох, конкретно имперской и советской, здесь наиболее выпукло показана через любовь женщины. Ещё точнее - о невозможности любви в условиях смены эпох. Мариенгоф известен так же, как основоположник имажинизма, для которого цель творчества состоит в создании образа. Это в литературе. А вот в театральном искусстве образы любви в эпоху перемен решила продемонстрировать режиссёр СХТ (Социально-Художественного театра) Лариса Грачева. В одноименном спектакле.
Мариенгоф - очевидец времени, происходящего в его романе: революции, голод Поволжья, гражданская война, НЭП. Судьба Мариенгофа при этом удивительна - оставшийся в Советской России он несколько раз подвергался травле за своё творчество, но при этом ни разу не был арестован и сумел закончить свой жизненный путь в пенсионном возрасте на Богословском кладбище. Да, несколько раз пытался приспособиться - поддержал космополитизм, например, но кого это тогда могло уберечь? Вот за роман "Циники", который считается главным в его творчестве) Мариенгофа в СССР подвергали жёсткой критике - тем более издан он был в 20-е годы в Берлине. Оценки его крайне полярные: Иосиф Бродский называл, ни много ни мало, лучшей книгой 20 века.
2
Сам по себе такой литературный материал мог бы стать основой для отличного классического спектакля. Но Лариса Грачёва пускается в образы имажинизма, как во все тяжкие и накручивает-накручивает-накручивает образы. Здесь и современные социальные сети - простая параллель, что действие актуально во все времена. И настоящий (живой!) хор из 10 человек, и видеопроекция с исторической хроникой, сложная светопись, ударная установка и электрогитара. Не слишком ли много? Мне кажется, что много. За всеми этими образами и средствами художественного выражения зачастую на второй план уходит основной сюжет. А он реально очень интересный!
3
Главная героиня - девушка Ольга. Почти все герои, кроме разве что Владимира, циники, но именно Ольга условия холода и голода решает наиболее цинично, пусть и банально "через постель". Не дай Бог окажетесь в эпохе перемен, потом судить будете иметь моральное право. При этом Ольга остаётся положительным персонажем, с циничным чувством юмора, к ней испытываешь сострадание.
4
Ольгу блистательно играет Анна Дразнина. Это сложная большая разноплановая роль и я от игры Анны получил большое удовольствие. К тому же она и на гитаре и на ударных! По-моему раскрыть и передать образ Ольги удалось отлично.
5
В остальных ролях Иван Кутыркин - Сергей
Марьяна Карпова - Марфуша
Михаил Бондаренко - Илья Петрович Докучаев
Константин Федин - Владимир
6
Как заметку на полях оставлю здесь впечатление от кинохроники и описания голода в Поволжье, где были приведены примеры многочисленные случаи людоедства. В Блокаду Ленинграда, людоедство тоже было, но в целом по воспоминаниям блокадников и историческим материалам оно не носило массовый характер. По сравнению с тем, что было в Поволжье в 20-е считай его и не было. Если это так, то это интересный момент, нужно будет изучить вопрос.
7-8
Ещё из удивительного и положительного отмечу реальный живой хор из 10 человек. В камерном театре хор! И его использование было к месту - певцы исполняли самые разные произведения. Добавим сюда электрогитару и ударную установку получим отличное и оригинальное музыкальное сопровождение.
9
И пару слов про СХТ. Я совсем недавно писал про их
спектакль "Илиада 2020" созданный в рамках проекта "Театральный дом" совместно с Благотворительным фондом "Подари мне крылья". Оказывается, Лариса Грачёва, профессор РГИСИ была основателем СХТ и имела твёрдое убеждение в том, что театр нужен не для того, чтобы развлекать, а для того, чтобы говорить со зрителем о важном. Ларисой Вячеславовной были разработана совместно с Институтом Мозга Человека им. Н.П. Бехтеревой РАН методика тренингов для людей из социально незащищенных слоев населения, основная на принципах открытой педагогики. Прохождение тренинга позволяет участникам снять стресс, освоить навыки коммуникации и развить в себе творческие способности. Именно так начал развиваться совместный проект с БФ "Подари мне жизнь"
По рейтингу ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН получаются такие оценки.
Сценарий - 8 из 10. Как писал выше некоторые вставки в главный сюжет были лишними.
Режиссёр - 9 из 10. Здесь такое замечание. Зал плоский и даже уже со второго ряда не было видно, что там начерчено было на полу. А начерчено было иного и наверняка важного. И в целом мизансцены были для этого зала составлены не идеально. Так замечательный хор сидел буквально сбоку и его не было видно. В таком виде спектакль надо показывать в средних размерах залах, где даже первый ряд сцены находится чуть выше или на некотором удалении от неё. Но и на таком пространстве можно было найти более эффективные средства передачи происходящего. Тот же Пётр Шерешевский или Дмитрий Крестьянкин получается обыгрывать недостатки сцены (в КТМ она заметно хуже) гораздо искусней.
UPD Спектакль был поставлен до появления этой площадки у СХТ. Возможно, он и был рассчитан на другое пространство. Режиссёра сейчас, увы, уже нет в живых. Это может снять замечание, но, не отменяет необходимость адаптации.
10
Актёры. Честно скажу, что кроме работы Анны Дразиной, к остальным актёрам у меня есть небольшие замечания и оценку я бы поставил 8. В итоге средняя 9 из 10.
11
Свет. 6/6. Светопись очень разнообразная и богатая. Не могу сказать, что отдельные сцены мне понравились, но это скорее вкусовщина. Объективно тут высший балл.
12
Звук 6 из 6. Поставил бы и 7, выше написал почему.
Декорации, реквизит, пространство. 5 из 6. Костюм Ольги выше всяческих похвал со всех точек зрения.
13
Итоговая оценка - 9,0 долек. Захотел бы я пересмотреть этот спектакль? Прежде всего, благодаря спектаклю, мне захотелось прочитать роман. Возможно, после этого захочется и пересмотреть спектакль, так как он содержит довольно много пластов и ещё больше интересных находок.
"Циники" Ларисы Грачёвой - имажинистский спектакль о цинизме любви в эпоху революции, войны, холода и голода.
14