В переносном смысле гекатомба -
огромные жертвы войны, террора, эпидемии и т. д.
(БСЭ)Про Блокаду Ленинграда уже снято и поставлено множество фильмов и спектаклей. И ещё больше будет написано. Свой вклад в этот список внесла и режиссёр Яна Тумина, поставив на сцене
Театра на Литейном в жанре документальная мистерия спектакль "Гекатомба. Блокадный дневник". Я писал недавно про один из самых высокобюджетных камерных спектаклей
"Опасные связи - PostScriptum" (Комик-трест), Яны Туминой, который отличается очень яркой выразительной театральной манерой. Будет очень интересно посмотреть на творчество Туминой на относительно большой сцене.
Постановка в полной мере оправдала ожидания очень насыщенного красочного представления. "Гекатомба. Блокадный дневник" - это богато иллюстрированный блокадный дайджест. И в этом есть как свои плюсы, так и минусы
Если в литературе визуально проявить себя можно только иллюстрациями, то средства художественного выражения в театре намного богаче. Свет, звук, костюмы, мизансцены, декорации, смешение разных стилей (драматической игры, пластики, театра кукол и объектов) - всем этим мастерски пользуется Тумина.
2
3
В постановке часто использовались большие ростовые куклы, с ними было поставлено несколько сцен. Это театральный образ жителей блокадного города.
4
5
А в конце спектакля со сцены на зрителей дует настоящий ледяной воздух. Очень необычно первый раз с таким встречаюсь. Очень эффектная точка в повествовании о блокадной зиме.
6
Но, слава Богу, глянцевым Дневник Туминой не стал. Всё поставлено с хорошим вкусом, чувством такта.
7
Я не случайно начал с описания визуальной составляющей и довольно много места ей уделил, потому что она главная в этом спектакле. С литературной точки зрения спектакль получился более спорным и простым. В основе сценария лежит дневник архитектора Льва Александровича Ильина (пропилеи Смольного, "мечниковская" больница на Пискарёвке и пр.). Его роль сыграл народный артист России Ефим Каменецкий.
8
Но не только. Литературная основа это вообще дайджест эпизодов из множества различных блокадных дневников, записей и воспоминаний: Льва Ильина, Юры Рябинкина, Ольги Берггольц, Лены Мухиной, Лидии Гинзбург, Льва Маргулиса, Веры Берхман, Ксении Матус, Татьяны Великотной, Ирины Зеленской, Бори Капранова, Израиля Назимова, Константина Мосолова, Софьи Островской и, наконец, «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича.
9
10
В этом и проявился, нам мой взгляд, недостаток. На сцене не происходит целостного повествования, с завязкой, развитием сюжета и так далее. Получился такой сборник отдельных небольших рассказов, через которые красной нитью проходит история Ильина и сама его фигура. Ильиным спектакль начинается и им же заканчивается - Лев Александрович пережил самые тяжёлые времена, но был убит на улице во время бомбёжки 11 декабря 1942 года. То есть создаётся впечатление, что все эти показанные на сцене эпизоды из дневника архитектора. Но нет.
11
Однако, если воспринимать эту постановку именно как дайджест блокадных дневников, то всё встанет на свои места. Отличный получился сборник и такой формат тоже сам по себе интересен.
12
13
Про Блокаду сейчас пишут много чего. Споры и полемика не только не прекращаются, но наоборот их градус только растёт. В «Гекатомба. Блокадный дневник» решили сгладить все острые углы. Вспомним Юру Рябинкина:
"...Но самое обидное, самое что ни на есть плохое для меня - это то: я здесь живу в голоде, в холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная - всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, яркая эстонская керосиновая лампа, комфорт...".
Этих эпизодов в Гекатомбе нет. Единственный критический эпизод прозвучал про бюрократию, выжившую среди голода и бомбёжек. Квартплату никто не отменял, а работали кассы по её приёму ограниченное время. Один мужчина жаловался, что прошёл пол-города, но не успел на несколько минут - касса закрылась. А без оплаты КУ можно не попасть в эвакуацию.
14
15
Я в целом не стал бы утверждать, что спектакль получился страшным, как сама Блокада. Хотя и звучала убийственная статистика жертв - 4500 человек в день, 187 с половиной человек в час. С половиной....Задача здесь стояла несколько иная - эстетизировать блокадный ужас, честно и пронзительно его показать. Что безусловно сделать удалось на высоком уровне. Не стал бы утверждать, если бы не одно "но" - концовка.
16
Этот натуральный ледяной холод, темнота и пустота сцены в самом конце очень эффектно и эмоционально иллюстрирует ужас ленинградской блокады. До мурашек.
17
Другие спектакли о блокаде:
"Юра" ТП Точка
http://2dar.livejournal.com/31237.html"Парень из прошлого" ТЮЗ
http://2dar.livejournal.com/49802.html