Закулисный театральный мир

May 03, 2017 10:40

Яркий spbblog начинает новый интересный проект - Закулисный мир". При поддержке сервиса Bileter.ru появилась возможность посетить пространство театров за сценой, пообщаться с работниками театров и непосредственно самими актёрами. Первым театром проекта выступил театр имени Акимова.
[Нажмите, чтобы увидеть афишу]






Елена Руфанова, з.а. России, актриса театра им. Акимова.

Вообще про театр имени Акимова я писал дважды: в рубрике "Театр2ТочкиЗрения" обсуждали его зрительный зал и немного историю, а так же был фоторепортаж со спектакля "Средство Маркопулуса". Про закулисье театр я тоже писал, на примере большого зала "Балтийский дом".
Но, театр начинается с... кассы. По-этому начнём с Билетёра.ру. Дирекция театрально-зрелищных касс одно из старейших учреждений города такого рода, открылось на Невском, 40-42 почти сразу после ВОВ. С тех пор прошло почти три четверти века и в деле распространения билетов состоялись радикальные измерения, равно как и в самой системе организации театральной и концертной деятельности. Тем не менее Билетер.ру и ныне живее всех живых, не только сохранил историческое помещение в самом центре города, но и успешно развил сеть собственных и партнёрских касс по всему городу, а так же дробные электронные сервисы в сети Интернет. Короче молодцы - идут в ногу со временем сохраняя историческое наследие.



К сожалению череда фотонакладок продолжается у меня - на сей раз полетела карта-памяти. К счастью, есть Женя aka Турбонау nau_spb у которого, как всегда, есть хорошие карточки и которыми мне дальше придётся воспользоваться.

Экскурсию по театру имени Акимова проводила театральный критик и редактор литчасти Татьяна Джурова. И начала с рассказа со здания ТРК братьев Елисеевых. Да, по сути Елисеевы построили торгово-развлекательный центр образца начала XX века - на первом этаже магазин, на втором офисные конторы и кино-концертный зал, на третьем ресторан (читай фуд-корт). При этом в целом в духе современных застройщиков застройщик особо не посчитался с окружающей застройкой классических форм, а заказал у модного архитектора Барановского нарочито современный модерновый проект, точнее уже эклектику. "Купеческий модерн", как стали называть в последствие такие здания (дом Зингера ещё один характерный например). На этом, правда, схожесть заканчивается, потому как Барановский построил действительно шедевральное здание для своего стиля. На декоре тоже не экономили и сумели сделать его роскошным, но не богатым (отличие роскоши от богатства в наличие вкуса).



Театральный зал в торговом доме «Братья Елисеевы» 1904

Про династию Елисеевых можно сказать, что родоначальник её Пётр Елисеевич Касаткин из тех, кто self made - от "казенного поселянина" из Ярославской губернии до купцовского сословия - путь который удалось пройти единицам. И фамилию Елисеев, по отчеству, придумал именно он. Сначала карьера от "мальчика" при лавке до зам. директора (читай доверенного лица хозяина). Потом относительно удачная женитьба и уже собственный бизнес с открытием сети розничной торговли и торговыми складами. И всё это в период с 1788 по 1825 годы. После смерти в 1825 году лет 20 дела вела его супруга, а после дети - Сергей, Степан и Григорий. В 1913 году отмечалось 100-летие Торгового дома Елисеевых и к этому моменту эта была очень богатая и мощная компания. Впрочем конец её наступил раньше, чем пришла Революция и Октябрь. Уже на следующий год в 1914 году Григорий Елисеев в возрасте 50-лет попросил у жены, с которой жил 30 лет и нажил 9 детей развода так как полюбил другую. В купеческой семье явление немыслимое и жена развода не дало. Тогда Григорий Григорьевич ушёл к любовнице. Жена повесилась. Григорий обвенчался и уехал навсегда в Париж, сыновья публично отказались от наследства. Потом ещё была судебная тяжба между ним и сыновьями, которая закончилась Революцией и национализацией.



Окно в театральном зале торгового дома "Братья Елисеевы" 1904 г.

Что до театральной площадки, то собственной труппы в "Доме торгового сообщества "Братьев Елисеевых" не предполагалось. Зал сдавался в аренду различным театральным коллективам. Так продолжалось примерно до 1930 года, когда зал, наконец, предоставили в распоряжение театра "Сатиры". В этот промежуток здесь даже играл тео-джаз Леонида Утёсова. Потом "Театр "Сатиры" объединили с "Театром Комедии" и по-факту получился "Ленинградский театр Сатиры и Комедии" с эстрадным репертуаром Елены Грановской. К 1935 году театр теряет популярность и в коллектив пригласили худруком Николая Акимова. Акимов дважды приходил в этот театр и каждый раз с уходом его театр хирел, а с приходом возрождался - вот что значит имя Акимов для этого театра. Буквально всё.



У Николая Акимова немного нетрадиционная карьера. Он вообще театральный художник. Но, тем не менее в начале 30-х сумел поставить собственного "Гамлет" в Театре им. Вахтангова. Да, как поставить - смело и скандально и не в духе линии партии. Тем не менее, ему поручают в управление Театр Сатиры и Комедии с испытательным сроком 1 год. Утёсов и Грановская отправились в отставку, но ставка на молодых актёров оправдалась и буквально через год театр стал "греметь" на весь город Ленина.



театральные афиши на лестнице театра - многие выполнены самим Акимовым

Сталинской опалы избежать не удалось и в 1949 год Акимов отставлен и театр примерно 15 лет был бледной тенью самого себя. Только в 1956-году Акимову разрешили вернуться и снова коллектив стал играть первую скрипку в театральном Ленинграде. До 1968 года, когда Николай Акимов скончался.

Настоящее театра связано с Татьяной Казаковой возглавляющей коллектив с 1995 года.

Сцена здесь небольшая, но всё-равно захватывает дух.



К ней ведёт вот такой коридор - слева гримёрки (персональных в театре нет), справа реквизитная, прямо гримёрный цех.







Вот типовая гримёрка



из которой уже загримированный актёр с реквизитом ожидает выхода на сцену. Любителям цифр - стоимость проведения спектакля в театре Акимова (и ему подобным) составляет 2-3 млн. рублей, в Александринке около 10 млн.



Вид зрительного зала напомню из проекта Театр2ТочкиЗрения


Кабинет Акимова сейчас представляет собой музей. Рисунки на стене это всё работа кисти владельца кабинета.





В завершении состоялась интересная беседа с Директором театра Алексем Фрадиным и з.а. России Еленой Руфановой.



Надо будет обязательно посетить моноспектакль Елены "Ширли Валентайн" по отзывам и рассказу актрисы интересная и сильная постановка.Я к сожалению вообще не видел Елену Руфанову на сцене, а жаль - по разговору она оставила очень приятное, интересное и профессиональное впечатление о себе. Будем исправляться!

театр, отчёт, производство

Previous post Next post
Up