Сегодняшние дни - юбилейные. 90 лет назад была запущена Волховская ГЭС - первенец плана ГОЭЛРО. А сам план считается ведёт свой отсчет с 22 декабря 1920 года - ровно 96 лет, как ни крути. Торжественный фейерверк и световое шоу на берегах Волхова
я уже показывал, сейчас самое время поговорить и о самой станции.
Эта станция носит имя Ленина. Вряд ли могло быть иначе - открылась она почти через 2 года после смерти большевистского вождя, который
в деле электрификации страны сыграл ключевую роль.
Но, вообще, это станция Генриха Осиповича Графтио. Совершенно справедливо, что именно он (точнее его памятный бюст) встречает посетителей и очень символично, что бюст находится за электропроводом. Станция была открыта 19 декабря, что не случайно - это дата бракосочетания Генриха Осиповича и Антонины Адамовны. Остальные "свои" ГЭС Графтио так же открывал в этот день. Антонина для Графтио была не только женой, но и коллегой, секретарём, менеджером. В стройке она принимала самое непосредственное участие.
Отсутствие листвы зимой даёт возможность беспрепятственно посмотреть на архитектуру ГЭС Оскара Мунца. ГЭС на Волхове его самая масштабная и, возможно, самая лучшая работа.
Это отличный памятник конструктивизма. Кроме самого здания ГЭС комплекс включает водосливную плотину, водоспуск, шлюз и рыбоход.
Архитектура главного здания имеет и традиционные темы в своей конструкции - 9 арок параболической формы создают впечатление, что здание как бы плывёт над водой. Впрочем, это лучше видно с другого берега.
Водоспуск.
Шлюз.
Чуден Волхов при тихой погоде последние 90 лет. А до возведения ГЭС здесь вода бурлила и кипела. В этих местах были одни из самых крупных в Европе порогов, что создавало большую трудность для судовождения ещё со времён путей из варяг в арабы и варяг в греки. Именно по-этой причине Старая Ладога, находящаяся чуть ниже по течению, долгое время расцветала и богатела, как транзитный пункт, где морские суда менялись на речные. Устранение порогов, тоже важный эффект от постройки Станции.
Водосливная плотина длиной 213 метров.
Удалось посмотреть и сброс воды, но, в этот раз он был, честно говоря, так себе.
Интерьеры станции ещё более ярко и прекрасно проявляют черты конструктивизма. Здесь почти всё сохранилось без переделок и это прекрасно.
Из нововведений здесь, пожалуй, только поставленный к юбилею бюст Графтио, который отлично вписался в детище этого человека.
Но, самая, конечно, крутая история, показывающая какое отношение эстетике уделял Графтио, это материал фидеров - элетрораспределителей. Это мрамор!!! Из мрамора сделан и главный пуль управления, что тоже вызывает удивление, но это всё же главный пульт. А тут банальный ФИД.
Отношение к эстетике за последние 90 лет, увы, поменялось в худшую сторону - старые амперметры заменили новыми квадратной формы незатейливо вписав из в квадрат. А вот во времена Графтио умели делать круглые амперметры - смотрите в верхнем правом углу (на заглавном фото) сохранился - совсем другое же дело!
Мрамор! И это в голодные 20-е годы.
Детали.
Машинный зал.
Волховская ГЭС это вторая гидроэлектростанция, которую я посетил.
Первой была Нарвская ГЭС запущенная в 1955 году. Сравнение машзалов наглядно показывает, как развилась гидроэнергетика и тяжмаш меньше, чем за 30 лет. Если в Ивангороде станция вырабатывает с помощью 3 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощность около 125 МВт, то в первенце ГОЭЛРО 10 агрегатов выдают мощность в два раза меньшую - 86 МВт.
На первой станции ещё было много иностранного оборудования. Иностранные таблички видны и тут и там. Преимущественно они шведской компании "Asea".
Но, и своё оборудование уже было. В целом большевикам политика импортозамещения удалась чуть лучше, чем сегодняшним "господам" (хотя и методы были тогда очень специфические).
В машзале есть памятная табличка отмечающая, что впервые выполнены из русских (не советских!) материалов русскими силами 4 главных генератора, 9 вспомогательных и 8 мотор-генераторов.
Современный пульт управления гидроагрегатом.
Про сами памятные события. Их было два. Открыли памятный знак в честь строителей и энергетиков Волховской ГЭС.
Это реальное рабочее колесо турбины, которое проработало с 1926 года до последней модернизации. По-моему, очень правильный и лаконичный вариант памятного знака.
У памятника благоустроили территорию, теперь здесь зона досуга с выходом к берегу.
С которого открывается вид на ГЭС и Волхов. Тут, пожалуй, стоит отметить, что город Волхов и был построен из-за станции. Первоначальное название у рабочего городка было Волховстрой.
Второе событие -это открытие на самой станции Музея ГЭС. Музей не очень большой, пара залов, но оснащён интересными экспонатами и современной музейной демонстрационной техникой (к слову говоря, время перед вечерним световым шоу мы провели в крепости Старая Ладога, где я был до этого лет 8 назад и в экспозиции которой за это время вообще ничего не произошло от слова совсем. Печальное зрелище).
Когда мы говорим про ГОЭЛРО нужно, конечно. понимать, что план большевиков не взялся из ниоткуда, не создавался с нуля. Тот же проект Волховской ГЭС был составлен Графтио ещё в 1902 году, а перед Первой мировой войной был значительно переделан. Но, принижать роль прежде всего Ленина, как главного локомотива развития электрификации страны в единой системе, тоже не правильно. Для всех тех, кто хочет объективно разобраться в этой истории рекомендую к прочтению статью в журнале "Наука и жизнь"
"Планы ГОЭЛРО. Мифы и реальность" - пожалуй самое объективный разбор, какой я видел.
У самой станции героическая история. Сама постройка это героизм. Героизм был и в военные годы - в экспозиции представлен т.н. "денежкинк" кабель, который временно по дну Ладоги был проложен для электроснабжения блокадного Ленинграда.
Вот такие события. Благодарю за организацию
spbblog и
ТГК-1 пригласивших в тот день множество журналистов! ТГК-1 вообще отдельный очень большой респект за открытую информационную политику и просвещения.