О чудеninaofterdingen
Автор schwalbeman
Определяющей особенностью культурного мэйнстрима является его избирательный сенсуализм. Поп-культура бьет по отдельным чувствам, причем каждый жанр целится в определенный человеческий рефлекс с целью возбудить его по максимуму. Комедия заставляет смеяться, боевик эксплуатирует либидо самца, мелодрама - тот самый инстинкт витья гнезда, который, обостряясь, заставляет беременную на девятом месяце женщину с маниакальным упорством прибираться, мыть полы, покупать ненужные продукты и вещи, рискуя выкинуть драгоценный плод. Детектив весь посвящен удовлетворению инстинкта выслеживания. Анализ эротики я оставляю читателям в качестве несложного домашнего упражнения.
Неверно, что каждому направлению в массовой культуры соответствует инстинкт. Не существует, к примеру инстинкта смеха, который, в противном случае, должен был бы дать жизнь жанру комедии. В еще большей степени это относится к фильмам ужасов. Их задача - пощекотать чувство страха. Аналогично, жанр трэша, появившись с некоторым опозданием, занял свою экологическую нишу возбудителя отвращения. Целью каждого голивудского фильма, любой книжки в мягкой обложке карманного формата является какое-либо человеческое чувство.
Отличие массовой культуры от «не массовой» (элитарной, классической) пролегает, главным образом в сосредоточенности продуктов массовой культуры на одном каком-то аспекте человеческой души и полного исчерпывания содержащегося в нем эстетического потенциала. Мэйнстрим заканчивается там, где начинается многогранность. Именно с этим связан тяжелый и продолжительный кризис жанра трагикомедии: все, что ныне выдает себя за таковую, либо вынуждено довольствоваться мизерными тиражами, либо же нагло лжет.
* * *
В этом свете особенно интересно рассмотреть сенсуалистскую специализацию жанров фантастики и фэнтэзи. В их основе лежит чувство, почти совершенно проигнорированное исследователями человеческой природы. Кажется, последним, кто хорошо и более-менее полно написал о нем, был У. Джеймс («Многообразие религиозного опыта»). Речь идет о чувстве чуда.
(полностью можно прочитать
здесь)
На мой взгляд, всё проще и поп-культура играет не на отдельных чувствах, а на отдельных гормонах (см. пост
Химия эмоций). Собственно, не зря же автор не нашёл отдельного инстинкта смеха. А вот гормоны, связанные со смехом, можно попробовать определить.
А в целом, имеем ещё одно подтверждение, что отказ общества (школы) от развития/воспитания чувств отдаёт это общество во власть, под управление Голливудщины.
А о духовности лучше вообще не заикаться, здесь у "просвещённой" публики стойкие ассоциации с поповщиной и прочим мракобесием.
И сегодняшний пост о пении
Пойте - песни. Напевные, сильные, сложные. Трогающие за душу и возвышающие сознание. тому пример.
СО-сообщества "
2Академия", "
Марсианский трактор", "
Мир Полдня", "
Школа Полдня", "
ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ".