asterrot пишет 2019-10-05 22:09:00
Война цивилизаций. Дух раздора. Объединяя две темы, "Анти-Павлова" и "Рождённых разумом". Что это за пресловутый такой "другой ум"? Все отмахиваются, мол, дураки существуют, это ж очевидно. Но это очевидно и тем, кого лично я записываю в бытовые идиоты. А они, я уверен, уверены, что с ними всё в порядке. А "идиот" должно относиться ко мне или к другим уважаемым мною лицам. В различной степени уважаемым, от близкого к нейтральному (но точно не со знаком интеллектуального "минуса", в особенности, в сравнении с иными критиками этих людей) до достаточно высокого. И некоторые уважаемые, не исключено что, не всех из них запишут вместе со мной в "идиЁты".
И у них есть на то основания. Иной идиЁт запросто может оказаться работником интеллектуального труда, доктором наук, профессором. И не каким-то там "прохвессором хвилософии донецкого политеха", а натуральным, заслуженным вполне профессором. Вот и вопрос: можно ли считать профессора идиотом, при условии, что профессор всамделишный, заслуженный. Настоящий, так сказать, полковник.
Мой тезис в том, что обычное представление о глупости, как о дефиците чего-то там в корне неверно. Почему - я пунктиром наметил в посте "Анти-Павлов". Если кто из взаимных френдов, или иных уважаемых людей обратится, готов разъяснить подробней. Каждый пункт могу детализировать, аргументировать и развивать. А пока о главном. Я предлагаю радикально иную модель глупости, в духе "это такой ум". Или "другой ум". Только это не какие-то "они" - плохие, с "другим умом". А все мы - другие по отношению к кому-то. Всегда есть кто-то по отношению к нам другой (в интеллектуальном именно смысле), а мы "другие" по отношению к нему.
Одним словом, я предлагаю модель, в которой "глупость" буквально, что является другим умом. И чем этот ум сильнее, тем "глупость" больше. "Глупость" - это не какой-то там пассивный дефицит умственного функционала. "Глупость" - активная разрушающая сила. Она сосуществует одновременно с функционалом ума, и чем ум сильнее, тем и "глупость", вместе с ним, сильнее. "Глупость" - важнейший функционал головного мозга (в духе учения Поршнева о суггесторах). А "гениальность" - это структура мозга с заблокированной "глупостью".
Та "глупость", о которой говорю я (мой оппонент, несомненно, "гениальность" сочтёт "глупостью" и "вырождением"), во многм, связана с приспособлением к авторитарным и тоталитарным деспотиям. И поскольку она в них почти безальтернативно одобряема (за редкими исключениями в сфере прикладных наук военного назначения, и то опционально), она является "умом", поскольку даёт же ж ведь практические результаты.
Попробую поиграть с моделью Афина vs Арес и составить набор бинарных оппозиций. Что свойственно "афинскому" (либеральному) уму, и что свойственно "аресскому" (тоталитарно-психопатическому, ведь современные психология и психиатрия развились на 90-99 %% в западном обществе, тогда как мощные ростки психологии и смежных наук в России были в 1930е удушены и нашли реальное продолжение почти исключительно в западной науке, а если - разрозненно, фрагментарно и полуподпольно - и у нас, то в русле западных парадигм, а потому понятие "психопат" западной психологической науки описывает стихийный идеал носителя тоталитарного сознания).
Афина
Арес
Игра понятиями
Следование простым и чётким когнитивным шаблонам
Сомнение во всём, подрыв любых основ
Признание множества "бесспорных" фактов
Релятивизм, мультикультурализм
Перфекционизм, культ Идеала, "двух мнений быть не может"
Плюрализм, имманентность выбора
Иерархия, равнение на лидера
Рационализм, эмпиризм, индивидуализм
Традиционализм, конформизм
Культ (творческого) успеха, созидания
Культ силы и власти, понимаемых, как мужество и величие
Цель войны - формирование выгодных правил игры
Цель войны - нанесение максимального ущерба противнику
Главное свойство ума - воображение
Главное свойство ума - память
Конкуренция - источник силы
Конкуренция - вызов силе, мятеж
Ярость - источник ошибок
Ярость - источник силы
Цель выборов правителя: ротация
Цель выборов правителя: определение достойнейшего
Политическая цель: динамическая балансировка
Политическая цель: усиливающаяся оптимизация (рост силы)
Можно продолжать дальше, но идея, наверное, понятна. Для аресовщины всегда есть некое "правильное", "лучшее" или "идеальное" положение вещей. А посколько мудрить аресовец не любит, то это положение, наиболее удобное лично ему. А любое отклонение от "Идеала" видится недопустимым бунтом и кощунством, на которые должен последовать максимально жестокий ответ. Ну, так запрограммированы нижние отделы мозга, доставшиеся нам, п преимуществу, от заурпдов. Но их можно определённым, довольно сложным вещам научить. Если не усложнять, не мудрить, но веками оттачивать обучение (всем миром, понятно, и принудительно, желательно, при помощи розог) "вечным истинам". Вот тогда, путём ежедневных изнурительных тренировок, аресовец может скопировать некоторые премудрости Афины.
Аресовцу действительно кажется, что нет во вселенной бога мудрее и величественней, чем Арес. И росгвардейцы с дубинками на улицах столицы - абсолютно нормальное для аресовца, явление, не требующее для своего оправдания никакой чрезвычайки. А вот попытка покуситься на власть альфа-альфа-альфа-самца - это немыслимо тяжкий, изуверский, в каком-то смысле даже, проступок. "Нормальному человеку" аресовской вселенной такое в принципе в голову не может придти, только сумасшедшему, ну, или по зловредному наущению вражеских альфа-альфа-альф и их агентуры.
По той же причине для аресовца недопустимой является конспирология. Это тот же самый бунт но в интеллектуальной сфере. Сказано же по Телявизирю, где белое а где чёрное. Но вот, находятся такие сссуки, которые, ссука, умничают! Мудрят, гады. Мудрилы!!! Выёживаются, на. - Надо сказать, что в определённом социальном контексте такой интеллектуальный подход работает лучше, чем афинский. Лиши афинца афинской интеллектуальной среды, свободы мысли, свободы печати и те де. Общения с братьями по разуму, необозримого корпуса печатных текстов, циркуляции идей - и он начинает хиреть. А аресовец - ничо так, хоть бы хны. Определённые практические задачи в этой ситуации даже лучше может решать. То есть он умнее. В своём, аресовском контексте.
Многое из того, что приписывалось "левой идее" и социализму, в действительности, не имеют к ним отношения. СССР саморазрушился не оттого, что был построен по рецептам Маркса. По рецептам Маркса были построены США. В России оценили популярность Маркса среди западных интеллектуалов, и создали симулякр марксизма. Сперва немного марксизма в СССР таки было. Но с каждым годом всё меньше. Пока в 1990е Арес не вырвался окончательно на волю.
Пару лет назад оказался я, по случаю, среди российских патриотов. Ну, там, послы, генералы, редактора. Послушал я - совсем ни фига не изменились, с тех пор, как я их знал. Всё то же стремление оснастить грубую силу "духовностью" в виде. А. Освящённого в церкви кортика. Б. Тысячи книг, пылящихся в книжном шкафу. В. Прогона перед дамами про куропатку, на которую не поднялась на охоте рука. И те пе. - К этому и добавлять ничего, в общем, не надо.
Просто представьте, что главные стратеги кремлёвских подготовились к принятию решений в кризисных ситуациях (голодные бунты, бархатные революции, техногенные катастрофы, война с НАТО и те де) путём покупки первых попавшихся тысячи книг. Короленко, "Дети подземелья" соседствуют там с Селлинджером "Над пропастью во ржи" и "Анатомическим атласом". Рядом жития пяти святых и университетский учебник астрономии. Читать некогда, но это и не обязательно. Тысяча книг в шкафу есть - значит, интеллигент. А не обычный костолом с одной прямой извилиной. И всякие там павлОвские и шунты в их обслуге - это временно, пока ставки низкие. А как повысятся, там главстратеги самолично, засучив рукава, их "слюнтяйства" исправлять начнут.
Изменить судьбу России уже нельзя. Но можно посторониться, максимально отойдя в стороночку. По возможности, перебравшись на другой континент. А на расстоянии всё может выглядеть больше интересно, чем страшно. Если сильно повезёт.
Немецкая молодежь, праздновавшая солнцестояние, была не первой, услышавшей шум
в первобытном лесу бессознательного. Ее предвосхитил Ницше, Шулер, Стефан Георге
и Клагес [5] . Литературная традиция Рейна и деревенского юга Майна имеет
классическую форму, которую не так-то легко отбросить. Поэтому любая
интерпретация, приходящая отсюда, стремится вернуться к классической модели, к
античному опьянению и роскоши, т. е. к Дионису, [6] и к космогоническому Эросу [7] .
Обращение к ним, конечно, ближе точке зрения культурного, образованного человека,
но Вотан - все же более точное толкование. Он является богом бури и неистовства и
высвобождает сильные чувства и страсть к войне. Кроме того, Вотан верховный маг и
колдун, близкий всякой оккультной тайне.
<..>
Мы, опираясь на экономические, политические и психологические факторы, убеждены,
что новый мир - мир благоразумный. Но если мы забудем на мгновение, что живем в
1936 г. от Рождества Христова, и отбросим действующую из самых лучших
побуждений человеческую - слишком человеческую - позицию, а также вместо себя
свалим на Бога - или богов - ответственность за сегодняшние события, то гипотеза о
Вотане нам сможет все прекрасно объяснить. Собственно говоря, я рискую сделать
еретическое предположение, что бездонная глубина и непостижимый характер старого
Вотана раскрывает национал-социализм глубже, чем все три разумных фактора,
сложенных вместе. Понятно, что каждый из этих экономических, политических и
психологических факторов объясняет какой-нибудь важный аспект положения дел,
происходящих в Германии, но все же Вотан объясняет лучше. Он особенно четко
выявляет то, что относится к общему феномену, такому необъяснимому и
непостижимому для чуждого человека, как бы глубоко он его ни обдумывал.
Общий феномен можно резюмировать как Одержимость (Ergriffenheit) - состояние
существа побуждаемого или почти одержимого. Это выражение недвусмысленно
обосновывает наличие некоего Одержимого (Ergriflener) - того, кто побуждаем чем-
либо, а также Одержащего (Ergreifer) - того или чего-либо, что побуждает или
<одерживает>. Вотан - это Одержащий людей, и он реально единственное объяснение,
если только мы не хотим обожествлять Гитлера, то есть делать именно то, что и
сделали с ним сегодня! Да, Вотан разделяет свои качества со своим двоюродным
братом Дионисом, но похоже, что последний оказывает воздействие на женщин.
Менады [15] - проявления женскогосексуального влечения, и, как гласит миф,
проявления достаточно опасные. Вотан ограничился берсерками [16] , нашедшими свое
призвание в охранении мифических королей.
Карл Густав Юнг, "Вотан".
Похоже юнговский Вотан больше смахивает на Ареса, чем на Диониса. А ещё он похож на огненного Митру - кровожадного бога римских легионеров, которому приносили человеческие жертвоприношения, и чей культ растворился в христианстве, породив ереси и оккультные ордена.
МЕТКИ: архетипы, миф, нейронаука, цивилизации