Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Feb 17, 2014 11:38

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Сурикова Я. А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности [Текст] / Я. А. Сурикова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 372-379.

В настоящее время в психологической науке существенно возрос интерес к изучению факторов, влияющих на восприятие человеком времени и событий собственной жизни. Большинство исследований при этом центрированы на проблеме формирования субъективной картины жизненного пути (СКЖП) личности в процессе взаимодействия индивида с социумом. Анализируется влияние на СКЖП таких социальных факторов, как социальная действительность, социальное взаимодействие, социальная идентификация, социальные стереотипы, «жизненные задачи», отмечается обусловленность нормами культуры периодизации жизненного пути, переносимой личностью на СКЖП, общественно-историческая природа кризисов зрелого возраста (Т.Адександер, Л.И.Анцыферова, В.В.Бочаров, И.С.Кон, Э.Коуэн и др.). При этом подчеркивается, что внешние условия жизнедеятельности человека преломляются через призму внутренних переживаний, что делает СКЖП не просто «слепком» культурных и социальных стереотипов, но результатом внутренней деятельности личности.

Отдельное внимание при анализе детерминант построения СКЖП личности уделяется факторам экстремального порядка (природного, техногенного, биографического характера). В фокусе внимания исследователей находятся формы и уровни защитного поведения, особенности копинг-стратегий, жизненных стратегий. Так, влияние работы механизмов психологической защиты и ранних детских воспоминаний на характер воспоминаний личности и построения ею жизненных планов детально проанализировано исследователями в русле психоаналитического, гештальт-, гуманистического направлений психологии. В классическом психоанализе основное внимание уделяется изучению ранних стадий развития ребенка как во многом определяющих особенности поведения взрослых и восприятие ими собственной жизни (А.Адлер, А.Фрейд, З.Фрейд, К.Хорнр и др.). Интересным является тот факт, что на подобную возможность указывают и представители других направлений. В гештальтпсихологии под событиями жизни, которые могут оказать существенное влияние на последующее развитие человека, понимается проблема незавершенных гештальтов и построения на их основе дальнейшего поведения. Большое значение раннего опыта для становления системы ценностей и жизненных планов придается и в рамках гуманистического направления. Согласно К.Рождерсу, особая роль здесь отводится моделям семейного воспитания и необходимости «безусловного принятия» ребенка как предпосылки для формирования у последнего адекватных его внутренним потребностям и требованиям общества системы ценностей и внутренней картины мира.

В отечественной психологии влияние механизмов и копинг-стратегий было рассмотрено в работах Л.И.Анцыферовой, Л.Ф.Бурлачук, Л.Р.Гребенникова, Е.Ю.Коржовой, С.Т.Посоховой, Е.С.Романовой и др. При этом подчеркивается взаимообусловленность личностных особенностей и жизненных обстоятельств.

Отдельным блоком стоят исследования, предметом которых является влияние кризисных ситуаций на СКЖП личности. Кризис жизни при этом рассматривается как «критический уровень становления социально-психологического противоречия, обостренного до предела, до той последней границы, которая определяет в данный момент внутриличностные резервы социальной адаптивной энергии» [6]. В структуре СКЖП личности принято различать такие критические жизненные ситуации как возрастные кризисы, биографические кризисы и кризисные ситуации (или травматические кризисы). Возрастные кризисы обусловлены динамикой развития личности в социуме и отражаются в структурных и содержательных компонентах СКЖП [12]. Биографические кризисы во многом обусловлены особенностями планирования своего жизненного пути человеком, жизненной философией в целом, отражающейся в структурных и содержательных особенностях СКЖП [1]. Кризисные жизненные ситуации определяются как события жизненного пути личности, связанные с изменением жизненной ситуации и соответствующим приспособлением личности к этому изменению. Изменение социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств также относится к трудным жизненным ситуациям, могущим привести к перестройке сознания и поведения, а, следовательно, изменению структуры СКЖП [16]. Если возрастные и биографические кризисы, как правило, характеризуются достаточной временной протяженностью, что находит свое отражение в СКЖП личности, то кризисные ситуации рассматриваются исследователями преимущественно как ситуативное состояние неравновесия между личностью и окружающей средой, когда у индивидуума нет готовой программы поведения [12]. Еще одно отличие между кризисами и критическими жизненными ситуациями заключается в форме эмоционального переживания. В то время как кризисная или экстремальная жизненная ситуация описывается через острую эмоциональную реакцию на событие жизни, возрастные и биографические кризисы рассматриваются как более сложное, зачастую амбивалентное переживание, получающее свое отражение во всех сферах жизнедеятельности личности (Р.А.Ахмеров, Л.С.Выготский, В.Р.Манукян, К.Н.Поливанова и др.). В структуре СКЖП кризисные и экстремальные жизненные ситуации, как правило, находят свое выражение в выделении индивидом критических событий, мало зависящих от волеизъявления индивида и приведших к изменению хода его жизненного пути, необходимости адаптации к новым жизненным условиям. Возрастные и биографические кризисы в большей степени проявляются в особенностях структурного построения СКЖП, содержательно могут быть не представлены в СКЖП как отдельные события, но оказывают существенное влияние на внутренние принципы построения индивидуальной истории жизни, или жизненную философию индивида. Р.А.Ахмеров выделяет следующие феноменологические признаки переживания биографического кризиса: обесценивание прошлых успехов, невозможность быстро перестроиться в связи с резкими изменениями в развитии общества, отсутствие заметно привлекающих целей в будущем ощущение сильной усталости, отсутствие энергии для активной деятельности; неопределенность, непредсказуемость будущего; трудности ориентировки в сложном потоке событий; отсутствие перспектив развития; сожаление по поводу упущенных возможностей; переживание недостаточной осмысленности жизни [1].

Следует отметить, что гетерохронность развития личности во взрослом периоде может привести к наложению онтогенетической и индивидуальной линии развития, а соответственно совпадению времени переживания и даже интеграции различных по своему источнику кризисов (профессиональных, семейных, возрастных, биографических, травматических).

Как возрастные и биографические кризисы, так и кризисные, экстремальные ситуации стимулируют человека переосмыслить свое отношение к жизни, образ себя в жизни, что отражается как в когнитивном, так и аффективном планах СКЖП. При этом характерным является рост мотивационной противоречивости в структуре СКЖП. По мнению Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.И.Донченко, А.А.Кроник, Т.М.Титаренко, это может быть объяснено тем, что в критической ситуации нарушается система саморегуляции, обеспечивающая синхронную работу рационального и иррационального в психике человека. В исследованиях Н.В.Тарабриной, М.Е.Зеленовой, Е.О.Лазебной и др. показано, что наличие психической травмы (военные действия, ликвидация последствий ЧААС и др.) оказывается тесно связано с восприятием жизненной перспективы. В частности изменяется эмоциональное отношение к будущему, может наблюдаться снижение способности строить предсказуемое будущее [19, 71].

Переживание жизненного кризиса или кризисной жизненной ситуации может привести к следующим конструктивным или деструктивным изменениям в структурных и содержательных характеристиках СКЖП:

Аффективные изменения - связаны с изменениями в эмоционально-волевой сфере, происходящими в процессе переживания кризиса. Выражаются в изменении эмоционального отношения человека к собственной жизни в целом и отдельным временным модусам и событиям. Могут привести к переоценке значимости удельного веса отдельных событий в ходе собственной жизни; значимости прошлой жизни, изменению соотношения вербальных и невербальных оценок событий личностью.

Изменения на когнитивном уровне - корректировка осознаваемой жизненной программы, изменения рационального осознанного отношения к будущему и себе относительно времени жизни, переоценка жизненных планов, целей и обстоятельств, корректировка социально-профессиональной позиции, изменение иерархии жизненных сфер, что может привести к изменению степени мотивационной противоречивости СКЖП.

Изменения ценностно-смысловой направленности СКЖП - изменению подвергается жизненная философия, на основе которой выстраивается индивидуальная история жизни субъекта, отношение к будущему; происходит переосмысление смысла собственной жизни и жизни в целом; изменяется структурная организация СКЖП в связи с пересмотром значимости тех или иных жизненных ценностей, интересов, идеалов, убеждений. Подобные изменения связаны с изменениями смысловой сферы в критических ситуациях и активизацией процессов «смыслостроительства».

Читать дальше:
http://www.moluch.ru/archive/39/4633/
Previous post
Up