ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ЭПОХИ РАЗЛОЖЕНИЯ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОССИИ-24

May 05, 2016 07:09

(крестьянин-общинник, “образцовый дворянин”, дворянский революционер)

Глава II. “Образцовые дворяне” (М.М. Щербатов, A.T. Болотов)

5. Интересы

Деятельность, мировоззрение, совесть обуславливают интересы личности, которые в свою очередь стимулируют её поступки.
В детстве, отрочестве, ранней юности доминировала познавательная деятельность, порождавшая интерес к приобретению знаний, к учёбе, самообразованию. Это был, пожалуй, доминирующий интерес юности образцовых дворян, С поступлением на военную службу он не исчезает, а переходит на второй план. В это время у Щербатова (как показывает опубликованная Е.И. Индовой “Инструкция” Щербатова приказчикам его Ярославских вотчин) и у Болотова сформировались определённые хозяйственные интересы. К 1759-60 годам относится начало формирования политической позиции Щербатова, об этом говорят некоторые ранние его работы (329, 22-23). Завершение складывания интересов образцовых дворян приходится на зрелые годы жизни. Чрезвычайно большое влияние на их формирование оказала для кн. Щербатова работа в Уложенной комиссии, для Болотова - помещичья деятельность. На их интересы налагал отпечаток и тот социальный круг, в котором жили образцовые дворяне.
О хозяйственных интересах кн. Щербатова даёт представление его “Инструкция”. Щербатов, как видно из этого документа, стремился путём рационализации повысить товарность своего хозяйства, строил широкие, предпринимательские планы, позволял крестьянам идти в отход, промыслы, заниматься ремёслами, торговлей, однако всё это на прежней основе крепостничества.
Интерес увеличения прибыльности своего хозяйства руководил помещичьей деятельностью Болотова.
Хозяйственные интересы и Щербатова и Болотова были преимущественно эгоистическими, хотя их заботили и судьбы хозяйства всего российского дворянства, и состояние хозяйства отечества, но отечества дворянского. Соответственно крепостническими были и их социально-экономические и политические интересы, в значительной мере определявшие их деятельность в зрелые годы. Хотя осознавали себя они защитниками интересов, как своих крепостных, так и государственных (150, 25-26).
Весьма примечательны эстетические интересы образцовых дворян. Все они были обладателями богатых библиотек, общались с виднейшими русскими поэтами и писателями второй половины ХVIII начала XIX столетия. Тем категоричнее выражали они свои эстетические суждения. Все они бескомпромиссные апологеты идейного искусства, служащего алтарю, престолу и возвеличению сана “благородных”. Мало задумываясь над спецификой прекрасного, они в искусстве ценили, главным образом, его воспитательные, даже лучше сказать назидательные функции, реализуемые при помощи рационально убедительных положительных и отрицательных примеров. Они упускали из виду отличия искусства от того, что мы называем пропагандой, трактуя его как разновидность наук. Эстетическое кредо Щербатова достаточно ясно изложено в написанной в первой половине 80-х годов работе под характерным названием “О способах преподавания разныя науки”. Настольной книгой каждого молодого дворянина должно быть “Евангелие”, с его боговдохновенным содержанием, “чистейшим нравственным учением” (151, 453). Наряду с этим следует читать Ломоносова, Сумарокова, Шекспира. “Да прочтёт их юноша с прилежанием, да потщится научиться в них не токмо российскому стихотворению, но да почерпнёт от Оснельды преданность её к воле родительской, от Хорева, как любовная страсть не могла его отвлечь от того, что он отечеству, государю и брату своему должен, и како скорее решение Кия государей самих ввергает в раскаяние и несчастие. Да научатся от Гамлета почтению к мёртвому родителю, омерзению к преступлению матери своей и сохранению между разных колеблющих его страстей то, что должность повелевает” (151, 484-485). Особенно примечательно здесь отношение к Шекспиру. Нетленность идейного содержания великого английского драматурга в глубоком гуманизме. Когда Горацио, сочувствуя принцу, вспоминает предательски отравленного короля: “Его я помню; истый был король”, Гамлет, благоговея перед памятью отца, возражает: “Он человек был, человек во всём”. А сиятельный читатель видел благородство Гамлета в защите династических и патриархальных интересов. В книге “О повреждении нравов в России” Щербатов гневно осуждал саму императрицу за “безрассудное” увлечение французскими просветителями, переводы и издание их на русском языке (165, 83).
Болотову, как и Щербатову претило “легкомыслие” французских просветителей, колебавшихся между атеизмом и деизмом. Его отношение к таким книгам было совершенно недвусмысленно: “А если б мне на волю дали, то я бы все их сжечь, сочинителей повесить, печатальщика на каторгу сослать, а книгопродавцов кнутом пересечь повелел” (77, 188). Собственные литературные опыты лучшего дворянина-хозяина России проникнуты убеждением в превосходстве “рождённого дворянином”.
Обобщая всё изложенное об интересах Щербатова, Болотова, можно сказать, что тогда в некоторых случаях было ещё возможно совпадение интересов дворян и всего народа. Например, в борьбе против нашествия Наполеона.

6. Воля

В предлагаемой здесь структуре личности последним элементом является воля, т.е. тот элемент, который обеспечивает реализацию интересов личности.
Безвольными интересующих нас людей назвать нельзя. Сильная воля, мужество определённо видны в поведении семнадцатилетнего юноши Шишкова во время кораблекрушения у берегов Швеции, когда он сумел преодолеть собственный страх перед штормящим морем и добраться до берега, чтобы попросить местных моряков оказать помощь его товарищам, терпящим бедствие на корабле (317, 12-13).
Во время военной службы у Болотова проявляются такие волевые качества, как самостоятельность в поведении, решительность, целеустремлённость: он постоянно сторонился офицеров своего полка, которые вели разгульную и паразитическую жизнь, не поддавался развращающему влиянию этой среды; будучи в Кёнигсберге, поставил перед собой цель завершить образование, заняться индивидуальным нравственным самосовершенствованием и сумел приложить максимум усилий для её достижения. Но вот какой примечательный факт: ознакомившись с философией Х. Вольфа, И. Готшеда, прочитав сочинения других авторов, ещё более радикально относящихся к христианской религии, Болотов какое-то время испытывал серьёзные сомнения в истинности своей веры, переживал кризис мировоззрения, стоял на распутье, однако не стал вольнодумцем, а с радостью и облегчением душевным вернулся к прежним своим взглядам ортодоксального христианина (73, 59-65), Болотов в силу собственной дворянски традиционной воли не хотел стать иным человеком. Этот пример ярко подчёркивает специфику воли образцового дворянина.
Человеком твёрдой воли выступает Болотов при исполнении помещичьих обязанностей: в интересах хозяйства сумел установить строгий распорядок дня собственной жизни и придерживался его (как свидетельствует М.П. Болотов) (80, 741-742) вплоть до самой смерти; заставил себя изучать иностранную агрономическую литературу, осмелился на значительные преобразования в хозяйстве, проявил немалое самообладание, выдержку в преодолении возникающих трудностей.
Многотомная история России, другие исторические работы, издание многих источников, публицистика - результат усилий воли Щербатова.
Резюмируя, можно сказать, что воля образцовых дворян направлена на реализацию интересов господствующего класса, содействует укреплению существующих порядков, она дворянски традиционна, удерживает их в общем потоке дворянства, а не выводит за его пределы. Это консервативная воля, не делающая их новаторами (даже Болотова, т.к. его эксперименты служили делу укрепления феодализма во всей стране).

При всей разности изученных в работе людей, они по всем основным показателям принадлежат к одному типу личности, который у нас есть все основания именовать типом “образцового дворянина”.
Социальное положение и деятельность (познавательная, военная, государственная, хозяйственная и научная) решительным образом оказываются на формировании личностей образцовых дворян, приводят их к усвоению социальной психологии своего класса, своей социальной группы. Социальное положение, социальная психология определяют направленность деятельности образцовых дворян: она ориентирована на консервацию отживших социально-экономических отношений, на то, чтобы остановить ход истории, такая деятельность объективно способствовала отставанию России от наиболее развитых стран. Реакционная направленность деятельности не способствовала прогрессу данного типа личности, т.к. отрицательно сказывалась на её духовном мире, допуская его рост лишь до определённого уровня, а затем порождая стагнирование, обращающееся в последующее отставание данного типа личности от исторически прогрессивных типов.
В процессе деятельности образцовые дворяне приобретают обширный круг знаний. Глубина их знаний превосходит знания большей части представителей феодального класса и равна, а в некоторых случаях, возможно, и превосходит круг знаний лучших представителей нового типа личности - личности революционера из дворян. Однако реакционная направленность деятельности, феодальная социальная психология привязывают их к феодально-традиционной мировоззренческой концепции, к косному религиозному взгляду на мир. Образцовые дворяне объясняют мир, опираясь либо на рационализованную религию, либо на ортодоксальное православие, отворачиваясь от подлинного рационализма, не говоря уже о материализме. Тем самым они замыкают свой разум в узких границах веры, что отбрасывает их далеко назад в сравнении с людьми, которые освобождали свой разум от оков веры. Традиционный взгляд на мир заводит тип личности образцового дворянина в тупик: образцовые дворяне отворачиваются от народа, а благополучие России связывают с процветанием дворянства, хотя и в нём очень сомневаются.
В сочетании с реакционной деятельностью религиозность мировоззрения выступает ещё одним фактором, обусловливающим тупиковый характер данного типа личности.
Заслуживает внимание историка сложившийся в атмосфере дворянской социальной психологии, в процессе охарактеризованных деятельностей, на базе феодального мировоззрения узкосословный характер их совести. Специфика её состоит в том, что она не в состоянии поднять их на точку зрения более высокую, чем интересы дворянства.
Социальное положение, реакционная деятельность, религиозное мировоззрение и совесть определяли реакционные интересы “образцовых дворян”, накрепко привязывавшие этих людей к классу, уже утратившему прогрессивные потенции.
Заключая, следует сказать, что едва ли можно найти иные процессы истории дворянства, которые столь убедительно свидетельствовали бы об исторической обречённости класса, поскольку деятельность “образцовых дворян” была направлена на консервацию отживших феодально-крепостнических порядков и поскольку направление их духовного развития, несмотря на явления саморазвития, исключало возможность образования из них прогрессивных людей. Новый тип личности дворянского революционера не мог вырасти из типа “образцового дворянина”.

#история духовной культуры, #типология исторической личности, #декабрист, #разложение крепостничества в России, #социальная психология русского дворянст, #Г.В.Мамула, #история России, #Н.П.Мирошниченко, #дворянский революционер, #П.Я.Мирошниченко, #социальная психология русского крестьян, #крестьянин-общинник, #образцовый дворянин

Previous post Next post
Up