Apr 25, 2016 07:17
(ОТ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПРАВДЫ К ГУМАНИЗМУ А.И. ГЕРЦЕНА, Н.П. ОГАРЕВА, В.Г. БЕЛИНСКОГО)
П.Я. МИРОШНИЧЕНКО
Народные истоки в системе исторических условий генезиса утопического социализма в России
В огромном количестве литературы, посвященной общественной мысли Герцена, Огарева, Белинского об исторических условиях формирования их идей написано много, однако A.M. Володин резонно замечает, что исторические условия зарождения социалистической мысли в нашей стране не изучены. Исследовать последние значит объяснить их все во взаимодействии и таким образом уяснить закономерности зарождения социалистической мысли. Причем, невозможно понять значение опыта исторического развития Запада и передовой западной мысли, не учитывая роли опыта истории России, русской общественной мысли и народных истоков процесса зарождения социалистической мысли и наоборот. Если значение опыта истории Запада и западной мысли, как и некоторых обстоятельств русской действительности, неоднократно и подчас весьма обстоятельно описывали, то роль народных истоков в зарождении социалистической мысли даже не описана сколько-нибудь систематически, если не считать произведений самого Герцена. Предваряя изучение этой роли, необходимо вкратце напомнить хотя бы главное в системе исторических условий генезиса утопического социализма в России, без чего значение народных истоков не может быть понято.
Корни революционных социалистических идей, возникавших в России 30-х годов XIX в., уходят в те, определявшие историю страны, процессы, которые можно обобщить понятием "кризис крепостничества". Он охватил все стороны жизни страны, доводя до крайности общественные противоречия. В основе этого кризиса было углубление противоречий между развивавшимися производительными силами и отсталыми, крепостническими производственными отношениями. С 30-х годов в промышленных местностях России господствовало уже крупное мануфактурное производство, в некоторых отраслях промышленности усиливался процесс внедрения машин и сложных механических двигателей. В 1842 г. началось строительство первой крупной железной дороги, развивалось пароходное сообщение на крупных реках, озерах, на морях. Ускорялось развитие внутреннего рынка, в том числе и рынка наемной рабочей силы. Росли города - очаги промышленности, торговли, культуры. Страна все более втягивалась в мировой капиталистический рынок. С 40-х годов резко вырос удельный вес экспорта зерновых - важнейшей сельскохозяйственной культуры. "Производство хлеба помещиками на продажу, особенно развившееся в последнее время существования крепостного права, - отмечал В.И. Ленин, - было уже предвозвестником распадения старого режима" (46, 184). Рост общественного разделения труда и развитие товарно-денежных отношений все сильнее сказывались на эволюции сельского хозяйства. Советские историки раскрывают две тенденции этой эволюции (997, 17-19). Лишение крестьян земли феодалами, а также увеличение повинностей обуславливали упадок все большей массы крестьянских хозяйств - базы крепостнического сельского хозяйства на большой части европейской территории страны (731; 730, 274-305). Вместе с тем, все более значительная часть крестьян, особенно государственных, удельных, и оброчных помещичьих разными способами активизировала свою хозяйственную деятельность, повышала доходы и добивалась фактически все большей свободы предпринимательства (639, 448-452; 730, 341; 985; 105I, 250-257). Рост производительных сил в сельском хозяйстве был обязан, главным образом, усилиям крестьянства. В течение первой половины XIX в. количество распаханных земель в стране увеличилось почти наполовину. С 40-х годов все более широкое распространение получают такие важные сельскохозяйственные культуры как картофель, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.
Картина развития производительных сил в сельском хозяйстве была противоречивой. В целом по стране падала урожайность, снижался уровень земледелия (производство хлеба на единицу населения). Особенно отчетливо это проявилось там, где господствовали наиболее жесткие формы феодальной эксплуатации (Западные губернии, Черноземный центр, Юго-Западные губернии). В то же время в некоторых других местностях наблюдается подъем урожайности (730).
Такое развитие производительных сил обуславливало заметные изменения социальной структуры населения. Помещики сохраняли господство и в хозяйственной, и в политической жизни, хотя экономический упадок затронул к концу рассматриваемого периода большую часть господствующего класса, превратившегося в паразитическую часть населения.
Крестьянство составляло, в основном, единую монолитную массу, задавленную крепостным гнетом помещиков и государства. Но в промыслово-земледельческом и особенно промысловом селе все заметнее протекал процесс не только имущественного, но и социального расслоения (730; 990). Формировалась буржуазия, неразвитая, нереволюционная, тесно связанная с феодальным строем, с купеческим "темным царством". Складывался предпролетариат с "родимыми пятнами" крестьянской патриархальщины. В то же время, развитие промышленности, торговли, культурных учреждений и духовной культуры обуславливало рост разночинской интеллигенции, страдавшей от самодержавно-крепостнических порядков и заинтересованной в прогрессе страны. С ней иногда смыкались выходцы из просвещенного дворянства, сочувствовавшего устранению крепостнических препон. Из этих слоев и выходили деятели освободительного движения.
Процессы развития хозяйства и экономических отношений, усиления эксплуатации и бедствий угнетенных вызывали, с одной стороны, нарастание классовой борьбы трудящихся, а, с другой - самодержавно-крепостническую реакцию. Политика самодержавия была важным фактором российской действительности. Оно способствовало доведению до крайности крепостного гнета над трудящимися массами и в то же время душило все живое в обществе. Самодержавие Николая I с разросшейся как раковая опухоль бюрократией показало "максимум возможного и невозможного по части "палаческого способа" управления страной (В.И. Ленин) (93, 153).
Усиление бедствий народных масс и активизация их протеста, задавленность общественной жизни, когда "мысль преследовалась как дурное намерение, и независимое слово - как оскорбление общественной нравственности" (414, 316), нравственно-политический упадок русского общества, еще недавно выдвинувшего декабристов - все это осмысливалось лучшими людьми в русле традиций освободительного движения и передовой мысли России. А.И. Герцен то общественное движение, которое породило Чернышевского, начинал с Ломоносова, вовсе не бывшего революционером (416, 243-244). Можно сказать, что наши революционные традиции со времен Радищева основаны на традициях просвещения и науки, органически связаны с ними. Ломоносов, русское Просвещение, Радищев, движение декабристов, творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя (красота - высшее проявление жизненности, она всегда революционна) - вот важнейшие явления отечественной культуры, которые вдохновили деятельность кружков передовой молодежи, из которых вышли Герцен, Огарев и Белинский, эти процессы подготовили борьбу западников и славянофилов, в ходе которой сложилось и направление революционного утопического социализма.
В соответствии с традициями передовой русской мысли деятели нашего освободительного движения внимательно присматривались к жизни Запада, опыту его истории. В этом опыте сильнейшее впечатление производили грандиозные события Великой французской революции - могучего движения народных масс, приведшего к уничтожению феодального землевладения и торжественному провозглашению идеалов свободы и равенства людей. Очевидным было большое влияние революции на все последующее развитие не только Европы, но и других континентов, на подъем экономики, замечательные успехи техники, науки, искусства, развитие общественно-политической жизни.
Вместе с тем, все заметнее становилось усиление бедствий трудящихся и нарастание борьбы пролетариата.
В Англии с завершением промышленного переворота в 30-40-х годах поднялось мощное рабочее движение с ясно выраженной политической окраской - чартизм. Его подавили, но правительство вынуждено было издать рабочее законодательство, узаконив некоторые права рабочих.
И во Франции протекал промышленный переворот. Вслед за революцией 1830 г. рост рабочего класса в условиях его нищеты и бесправия вызвал зловещие для буржуазии взрывы лионских восстаний 1831 и 1834 годов. И здесь рабочие быстро росли политически. Вместо сугубо экономических требований и черного знамени на баррикадах повстанцев 1831 года в 1834 году на красных знаменах появился лозунг "Республика или смерть!"
А в 1844 г. по всей Европе прокатилось известие о мощном восстании силезских ткачей в Германии. Это было стихийное, лишенное политических требований, движение, но оно свидетельствовало, что и в Германии рабочий вопрос выходит на первый план политической жизни.
Все это выглядело тем значительнее, что среди рабочих Англии, Франции, Германии стали распространяться учения социализма. Над Европой появился "призрак коммунизма".
В воздухе носились мысли о нарастании новой народной пролетарской революции во имя социализма на Западе. Если события 1789 г. осуществили буржуазные идеалы свободы, равенства и братства, то теперь можно было ожидать победы революции во имя идеалов социализма.
В то же время почти у себя дома, в Польше, разразилось освободительное восстание 1830-1831 гг. Оно произвело сильнейшее впечатление на передовую молодежь.
В США шла борьба за освобождение черных невольников. Это было далеко за океаном, но так перекликалось с волнующей проблемой белых невольников в России. Поэтому уже со времени Радищева американские события находили отклик в России.
Успехи передовых народов в развитии производительных сил и культуры, общественной жизни, естественно, сопоставлялись с "азиатчиной" Китая, Турции, Персии и самой России. Это давало большой и очень важный фактический материал для размышлений и важных выводов. Естественно, что мощным стимулятором таких раздумий была духовная жизнь передовых слоев западного общества. Начиналось воздействие передовой духовной культуры Запада с сильного воздействия гигантов художественной литературы - Шекспира и Сервантеса, Вольтера, Бомарше, Гете и Шиллера с их гуманизмом, высокими идеалами человеческой справедливости. Сильнейшее воздействие на зачинателей русского утопического социализма оказали два из трех источников марксизма - немецкая классическая философия и французский социализм. В.И. Ленин вспоминал о временах, когда "Франция разливала по всей Европе идеи социализма - и когда восприятие этих идей давало в России теории и учения Герцена, Чернышевского" (43, 271). Герцен, Огарев и Белинский очень заинтересовались и политико-экономической мыслью Запада, дальше в этом отношении пошли некоторые из левых петрашевцев. Наконец, определенное воздействие на Герцена, Огарева и Белинского оказали и идеи Маркса и Энгельса. В.И. Ленин, говоря о поисках в России правильной революционной теории, подчеркивал значение не только героического опыта борьбы русских революционеров, но и беззаветность "исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы" (99, 8).
Думается, что учет перечисленных факторов плюс тех процессов, которые представляют народные истоки зарождения социалистической мысли, позволяет понять исторические условия генезиса утопического социализма. Народные массы эпохи разложения крепостничества составляло, главным образом, крестьянство, но из него, а также из городского населения, выделялась и прослойка предпролетариата. Однако, самостоятельной роли он еще не играл, его борьба сливалась с классовой борьбой крестьянства. Герцен, Огарев и Белинский под народными массами подразумевали, главным образом, крестьянство.
#история духовной культуры,
#сознание русского крестьянства,
#история Отечества,
#Огарев,
#Белинский,
#общественное сознание.,
#Герцен,
#П.Я.Мирошниченко,
#социальная психология крестьянства,
#утопический социализм в России