КУЛЬТУРА РУССКОГО И УКРАИНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА КОНЦА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА (1760-1861 гг.)

Apr 21, 2016 08:46

П.Я. Мирошниченко

ББК ТЗ(4Рос)47-283-7
М64 УДК 947-073
Мирошниченко П.Я.
М64 Культура русского и украинского крестьянства конца эпохи феодализма (1760-1861): Учеб. пособие. - Донецк: ДонГИИИ, 1999. - 244 с.

ISBN 5-7763-1770-3 ББК ТЗ(4Рос)47-283-7
© П.Я. Мірошниченко, 1999 © ДонГИИИ

Часть 1.ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
ЧАСТЬ I. Возникновение и структура крестьянской культуры

Глава 1. Производственно-утилитарная культура
§ 1.1. Структурообразующее начало культуры крестьянства
§ 1.2. Протопатриотизм как зародыш общественного сознания
§ 1.3. Этика внутрисемейных отношений
§ 1.4. Крестьянская правда
§ 1.5. Динамические стереотипы социального и политического сознания (вторичный комплекс крестьянской правды)
Глава 2. Празднично-эстетическая культура. Крестьянская религиозность
§ 2.1. Структура празднично-эстетической культуры
§ 2.2. Религия церкви и религиозность крестьянства
Глава 3. Социальный и культурно-исторический тип личности патриархального крестьянства
Глава 4. Власть общины и энергия развития культуры
§ 4.1. Культура власти сельской общины
§ 4.2. Энергия движения крестьянской культуры

ЧАСТЬ II. Сознание и идеалы классового протеста крестьянства

Глава 5. Народные движения
§ 5.1. Пугачевщина и Гайдамаччина
§ 5.2. Религиозная общественная мысль
§ 5.3. Народное вольнодумство
Глава 6. Эволюция идейности Т.Г. Шевченко

Заключение
Литература и источники ссылок в тексте

Памяти старозбурьевских крестьян - отца Якова Васильевича, революционного матроса Гражданской войны, и матери Марии Андреевны, домашней хозяйки, посвящаю.



ВВЕДЕНИЕ.

Под культурой можно понимать все результаты материальной и духовной деятельности (материальная и духовная культура). Но в рамках данной работы нас, прежде всего, будет интересовать духовная культура как причина и способ деятельности. При таком подходе культура - весь усвоенный человеком опыт истории, определяющий его (человека) деятельность.
К концу XVIII - началу XIX в., когда стали складываться национальные культуры русских и украинцев, крестьянство составляло около 95% населения. Но дело не только в его удельном весе. Если в Англии и Франции, например, национальная культура сложилась на основе культуры бюргерства, буржуазии городов, то в России и Украине национальная культура образовалась на крестьянской основе. Важнейшие достижения и русской, и украинской цивилизации XIX в. были результатом освободительного движения, сориентированного, прежде всего на решение крестьянского вопроса.
В западной медиевистике еще в XIX в. сложилось представление о том, что невежественное и косное крестьянство средневековья жило культурой своих господ, которая спускалась к ним из монастыря и замка. Такое мнение в значительной мере было обусловлено состоянием крестьянства Запада в XIX в. Здесь эра капитализма началась еще с XVI в. За три столетия сильно изменился образ жизни и культура села, что нашло яркое отражение в "Крестьянах..." О. Бальзака и известных высказываниях К. Маркса (об идиотизме сельской жизни, о взглядах крестьянина с высоты своей навозной кучи). Даже такой глубокий исследователь, как А.Я. Гуревич, в первом томе трехтомной академической "Истории крестьянства в Европе", руководствуясь известным постулатом исторического материализма (идеология господствующего класса является господствующей идеологией), считает, что в сознании сельских масс средневековья доминировали мысли их господ (1) (В виде надстрочных индексов - (1) - даны номера литературных источников (согласно списка в конце монографии)). В.Н. Миронов пишет о "мрачном умственном состоянии" русского крестьянства XIX в., о связанной с религиозностью неспособности его самостоятельно критически мыслить (2). Такие заключения выглядят тем более внушительнее, что они совпадают с представлениями, господствующими в современной западной этнологии - от структурализма К. Леви-Строса до теологической школы - об иррациональности самих основ всякой народной культуры. Главное доказательство этому также усматривается в религиозности масс (3).
Правда, в упомянутой выше статье из "Истории крестьянства в Европе" А.Я. Гуревич после утверждения, что средневековый крестьянин Запада жил мыслями своих господ, вдруг далее пишет: "Крестьянство, простонародье, ... угнетенное, ... презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем ... в определенном смысле доминировало в духовной жизни раннего средневековья" (4). Парадокс? "Гений - парадоксов друг". Но обычному исследователю тоже есть от чего прийти в "мрачное умственное состояние". Впрочем, чтобы разобраться в культуре русского и украинского крестьянства конца эпохи феодализма, стоит учесть и соображения, высказанные философом и этнографом Ю.И. Семеновым еще четверть века тому назад.

Прежде всего, не следует забывать, что культура русского, украинского и белорусского крестьянства была результатом интеграции культур многих тысяч сельских общин. Они возникли в глубокой древности в результате преобразования родовых общин и просуществовали до революции 1917 г. Ю.И. Семенов доказывает, что даже в конце этого периода сельская община была не пережитком, а жизнеспособным новообразованием. Замечу, что исследователи зафиксировали возникновение новых сельских общин в Сибири даже в начале XX в. Дело в том, что на протяжении всей истории феодальной России через каждые 5-8 лет страну постигала засуха - с голодовками, эпидемиями, падежом скота, пожарами. Общины гибли и снова возрождались, как Феникс из пепла. Оставшиеся в живых, в соответствии с многовековыми традициями, искали соседей и собирались в общину. Только сосед, только "мир" могли спасти. Так было и после монголо-татарского нашествия, и после страшного сталинского голодомора 1933 г. В описании этих событий, принадлежащих перу замечательного писателя и публициста А.И. Стреляного встречается интереснейшая для историка деталь. В первую же урожайную осень, когда оставшиеся в живых что-то получили за трудодни, через месяц-два после трагических событий, когда родные люди умирали, как скот, молодежь весело, с песнями шла работать в колхозы. "И тако ожиша", - так заключал описание подобных событий нашей истории летописец. Такова была наша история и при большевиках, и при Батые... Возникая в недрах системы феодального общества, подчиняясь ей и работая на нее, община была социальным суборганизмом, в основе которого находился качественно отличный от феодального, - патриархальный - или крестьянско-общинный уклад.
Нет ничего более ошибочного, подчеркивает Ю.И. Семенов, чем представление об "изолированности" крестьянского натурального хозяйства. Эта натуральность означала лишь отсутствие товарного обмена, - но вовсе не всякого обмена. Мелкое, неустойчивое, обособленное крестьянское дворохозяйство не могло существовать без постоянных экономических связей, соседской взаимопомощи. И передельная, и беспередельная крестьянские общины были социальными организмами, костяк которых составляла "система отношений услугообмена". Такому базису общинного социального суборганизма, отличного от базиса феодального социального организма, соответствовала и своя надстройка, отличная от надстройки классового общества, собственная материальная и духовная культура (5). На протяжении многих веков образ жизни патриархального крестьянства складывался, по-видимому, сначала в процессе перерастания родовой общины в сельскую, а с разложением последней, особенно по мере развития капитализма, остатки "архаической формации" еще долго теплились в форме патриархальной семьи.
Изо всех известных науке живых социальных организмов русская, украинская и белорусская сельские общины относятся, кажется, к наиболее архаичным и простым. С сельской общины начинается история общественной жизни наших народов. Поскольку в родовой общине взаимоотношения людей определялись кровнородственными связями, здесь еще никому не приходила в голову проблема справедливости и вся сопутствующая ей этика. Архаичнейший и простейший социальный организм мира-громады позволяет сравнительно легко разглядеть структуру его культуры и функциональные взаимоотношения ее компонентов, которые мы до сих пор не смогли разглядеть в огромных и сложнейших социальных организмах средневековых народностей и современных наций.
Для патриархального крестьянства России и Украины конца эпохи феодализма "мы" значило прежде всего "свой мир", "своя громада". Вместе с тем, к концу эпохи феодализма крестьянство десятков тысяч общин России и Украины все лучше осознавало свое единство в масштабах всей своей народности: "Барин за барина, мужик за мужика", "Пан за пана, Іван за Івана". Десятки тысяч крестьянских пословиц убедительно свидетельствуют, что возникавшее в крестьянском мире сознание обкатывалось, шлифовалось во всех однотипных (но отнюдь не одинаковых) общинах и России, и Украины. Формировавшееся в недрах отдельных сельских миров сознание становилось общенародным сознанием патриархального крестьянства. Оно не могло не сказываться на сознании не только демократических слоев города, но и отчасти духовенства и даже дворянства.
Но предмет нашего интереса - сознание и деятельность русского и украинского крестьянства. При этом необходимо учитывать, что это сознание качественно отличается от идеологического и научного сознания, возникавшего и у горожан, и у дворян еще в эпоху феодализма. Впервые обратил на это внимание А.Я. Гуревич в исследовании культуры простецов раннего средневековья. "Перед нами аморфное, текучее, нестрогое, при наличии все вновь всплывающих констант и архетипов, мировосприятие, которое могло нерефлективно совмещать в себе противоположные представления и верования" (6). Оказывается, что подобное совмещение противоположных представлений и верований английский историк Д. Рюде обнаружил в сознании народных низов второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Подтверждение иррациональности всякой народной культуры? Нет, обычные свойства массового сознания и общественной психологии. Крестьянство тех времен не порождало ни концепций, ни теорий, ни идеологий. Его деятельность направлялась массовым сознанием, общественной психологией. Как объяснили исследователи структуры общественного сознания русские философы А.К. Уледов и А.И. Анищенко, главная особенность и функция общественной психологии состоит в том, что она является массовым, непосредственно включенным в деятельность, сознанием тех или иных слоев общества. Если в центре внимания историка культуры должен быть духовный мир человека, то, прежде всего в этом духовном мире его должна интересовать сфера общественной психологии и массового сознания с присущими им убеждениями. Именно убеждения отличают общественную психологию от идеологических построений и направляют нашу деятельность.
Изучение культуры украинского крестьянства представляет большой интерес не потому, что мы, украинцы, "лучше" всех ближних и дальних народов (как говорится в одной из школьных программ по народоведению), а потому, что это культура наших предков, наша история, помогающая разобраться в нашей современности.
Некоторые ученые отрицают научный статус исторического знания на том основании, что историки имеют дело с неповторимыми фактами. Последнее верно, тем более что и каждый человек неповторим. Однако нетрудно разглядеть повторяемость и закономерность некоторых исторических процессов в определенных исторических условиях. К таким закономерностям относятся, например, закономерности возникновения национальных культур в разных странах Европы. Уяснение локальных и глобальных закономерностей облегчает сравнительно-историческое изучение жизни разных народов и стран. Тем более оправдано и плодотворно изучение культур братских народов.
Культура, как уже говорилось выше, содержит все способы и результаты физической и духовной деятельности. Предметом нашего исследования является культура крестьянства на огромной территории в течение почти столетия (1760-1861 гг.) - материал необозримо огромный и разнородный. Главное в культуре всякого народа - это культура человеческих взаимоотношений. Изучив культуру в этом аспекте, мы получим возможность разглядеть и структуру крестьянской культуры, и систему ее развития. Это даст ключ к пониманию всех культурных процессов истории крестьянства. Такова содержательная специфика материала и смысл настоящего исследования.

#ментальность феодализма, #высшее образование, #культура русского крестьянства, #культура украинского крестьянства, #П.Я.Мирошниченко, #общественное сознание, #история Отечества

Previous post Next post
Up