История пани Лидии. Глава 5.

Dec 26, 2016 09:00

Продолжение истории про пани Лидию. В предыдущих частях было описано освобождение маленькой узницы из концлагеря, продолжительное лечение и первые годы жизни девочки с её приёмными польскими родителями в послевоенном Освенциме. В этой части - взросление девочки, школа, техникум и первая работа.



Послевоенный город Освенцим. Источник: Ośrodek Dokumentacji Zabytków w Warszawie via oszpicin.pl

В 1947 году Лидка вместе со своими сверстниками пошла в школу города Освенцима. Усилия родителей по лечению и воспитанию бывшей маленькой узницы концлагеря не были напрасными - во время учёбы в школе девочка хорошо справлялась с учебной программой и демонстрировала разнообразные способности. Она писала стихи, которые публиковались в школьной газете - из-за одного такого сатирического стишка об учительнице у Лидки как-то даже были неприятности.

Лидка очень любила петь и даже мечтала стать оперной певицей, когда вырастет. Некоторое время она посещала музыкальную школу, любила произведения Баха, Моцарта, Генделя, Чайковского и старые вальсы. Кроме этого она была очень подвижным ребенком - неоднократно, гоняясь за гусями, она теряла свою обувь и бегала по лугу босиком. На вопрос родителей о том, куда пропали ботинки, Лидка отвечала, что это гуси их украли.

Концлагерь тяжело травмировал психику девочки, что не могло не отразиться на дальнейшем формировании её личности. Сложно Лидке было привыкнуть к тому, как люди в нормальной обстановке проявляют свои чувства и эмоции. Девочка не давала себя погладить или обнять даже родителям, и сама никак не проявляла своей любви к ним.

Не реагировала Лидка на чужое горе, многих вещей она просто не понимала. Её не пугали многие вещи, которых боялись люди, не знавшие ужасов Аушвица. Однажды в Освенциме хоронили жившую по соседству мать шестерых детей. Все присутствующие на похоронах плакали навзрыд. Бронислава тоже шла в толпе и несла Лидку на руках. Девочка внезапно спросила: «Мама, а почему все плачут? Ведь умер только один человек!»

Лишь со временем она научилась улыбаться маме и папе, смогла начать принимать знаки внимания к себе. Нелегко было научиться верить людям - недоверие к окружающим, приобретённое в экстремальных условиях концлагеря, укоренилось в Лидке на долгие годы. Поэтому подрастающая Лидия любила уединение, а если уж и приходилось проводить время в компаниях, то она предпочитала общаться не со сверстниками, а с людьми немного старшими, чем она.

По окончанию средней школы Лидия училась в химическом техникуме в Освенциме и продолжала демонстрировать успехи в учёбе. По мере появления всё большего числа людей вокруг, Лидия становилась более открытой, приветливой и дружелюбной. Вспоминая позднее о периоде обучения в техникуме, она подчёркивала, что коллектив её любил и многие с ней дружили. Лидия научилась общаться, хотя порой ей всё же требовалось побыть одной и предаться своим размышлениям.
Приёмные родители Бронислава и Рышард стали самими близкими людьми для Лидии. От них у неё не было никаких тайн, но была огромная благодарность за то, что эти люди сделали и продолжали делать для девочки, не жалея своих сил и здоровья. Родители не скрывали от Лидии правду о её прошлом и рассказывали историю о том, при каких обстоятельствах она оказалась в их доме.

Номер 70 072 на руке Лидии был фактически единственным ежедневным напоминанием о её пребывании в концлагере. Даже когда она задумывалась о том, чтобы избавиться от татуировки, Бронислава настаивала на обратном. Приёмная мама говорила, что прошлое есть прошлое - нельзя просто так от него отказаться, а надо научиться его принимать и жить с ним. Поэтому татуировку было решено сохранить. Однако не раз молодая Лидия скрывала этот номер от любопытных глаз и заклеивала татуировку пластырем - не хотела лишних вопросов.

Обучение Лидии закончилось в 1957 году, когда она получила диплом химика-техника и пошла работать в лабораторию химического комбината города Освенцима. И сама Лидия, и её родители хотели, чтобы она продолжала обучение в университете, ведь у неё были для этого необходимые способности и желание, но внезапная анемия Брониславы вынудила изменить планы. Заболевшая мама должна была покинуть своё место работы. Лидия осталась ухаживать за Брониславой и зарабатывать деньги для семьи.



Химический комбинат Освенцима. Заводы были построены узниками концлагеря Аушвиц и изначально входили в состав немецкой промышленной группы I.G. Farben. При строительстве и обслуживании предприятия в 1941-1944 гг. погибли, по современным оценкам, 20-25 тысяч узников. Источник: auschwitz.org

Как писали газеты, освенцимский химкомбинат был крупнейшим в Европе предприятием, которое «поставляет искусственный бензин, синтетический каучук и много другой продукции не только предприятиям своей промышленности, социалистическим странам, но и многим капиталистическим государствам». На химкомбинате работало несколько тысяч человек, включая Лидию и её отца Рышарда. Однако Бронислава очень переживала из-за того, что молодая Лидия вынуждена работать в лаборатории не только в дневные, но и в ночные смены. Поэтому мама помогла устроить дочь в другой отдел комбината с более щадящим графиком работы. Отныне Лидия была инженером в проектном бюро и работала только днём.

Остальные части истории - по тэгу пани Лидия.
Подписывайтесь, добавляйте в закладки - история будет продолжаться.

Польша, помни имя своё, пани Лидия, Освенцим, Аушвиц

Previous post Next post
Up