Перед чертой или - они были добровольцами...

Feb 14, 2016 11:34

Оригинал взят у ataman_golovko в Перед чертой или - они были добровольцами...



Это небольшой рассказ о людях, повстречавшихся мне в Донбассе (как бы "зарисовка" отдельных персоналий):

Во время моей командировки в Донецкую народную республику, уже на обратном пути, я ещё какое-то время вынужден был задержаться в Донецке. Не огорчился. Тут надо бы честно сказать, что по мнению многих, Донецк после ряда других городов Донбасса (например, после окружённой с трёх сторон Горловки) кажется самым главным раем на Земле, не больше, не меньше. Даже сейчас, это всё ещё очень-очень красивый и вполне благополучный город. Есть там на что посмотреть, короче.
Так вот, прикомандирован я был к подразделению одной из структур ДНР. Соответственно и жил в казарме данного подразделения. Там у меня и появилось время дополнительно пообщаться.



Моя кроватка - в углу. На стене висит вымпел, текст которого утверждает,
что наша бригада соревнуется за досрочное выполнение 9-й пятилетки.
Конечно соревнуемся, особенно когда спим...

Необходимое примечание: Все приведённые в рассказе прозвища - ненастоящие (придумал их только сейчас, специально для данного рассказа). Любые совпадения с какими-либо настоящими позывными, будут являться случайностью и не более того. Можете считать этих людей выдуманными персонажами, так даже лучше. Ну, посудите сами: Я сам-то был под "легендой", никто там не знал, кто я на самом деле, откуда и что там делаю. Так, кто дал мне моральное право раскрывать других? Кому это надо? Даже только из этих соображений не стоит болтать лишнее, не говоря уж про всё остальное.

Бойцы данного подразделения состоят на службе в одной из структур, получают зарплату. Зарплата, по российским меркам, просто смехотворная (намного меньше, чем у наших контрактников в ВС РФ), но даже её стали выплачивать совсем недавно. До этого только кормили. Поэтому, даже этим деньгам, там рады чрезмерно. Кормят бесплатно, это - да. Тем, кто курит, зарплаты хватает как раз на месячный запас сигарет, а некурящие могут шиковать, по мере силы своего воображения.

У тех, про кого мой рассказ, есть нечто общее - у них "за спиной" почти два года войны, той самой войны, на которую они пошли добровольцами, по своему желанию и собственному волеизъявлению. Вне всякого сомнения, это очень волевые люди, как говорится, "со стержнем внутри":

Рысь.
Её можно принять даже за девушку подросткового возраста. Если не присматриваться. А присмотреться стоит. Молодая женщина, небольшого роста, очень приятной внешности (большие тёмные глаза и пушистые ресницы немного даже завораживают), разговаривает очень вежливо, вполголоса.
Внешность обманчива. Эта милая леди - пулемётчик. И не просто умеет обращаться с данным видом оружия, она - профессионал высочайшего уровня, на порядок превзошедший своих учителей. Пулемётчик-виртуоз. Но, справедливости ради, надо сказать, что это не единственный из её воинских талантов.
Она замужем. Эту влюблённую пару не ждали романтические круизы, медовый месяц и счастливый смех под брызги шампанского. Их ждали суровые реалии войны, со всеми её тяжестями и постоянным шансом вот-вот умереть. Влюблённые сражались вместе. Её муж получил ранение и до сих пор находится в госпитале. Лекарств не хватает и лечение затянулось, возникли осложнения. Вот она и осталась служить в подразделении. С мизерной зарплаты старается покупать супругу то, на что хватает денег, хоть как-то его баловать.

Шурик.
Ему сорок один год. На войне - с первых дней. В армии не служил (и можно догадаться почему именно), но воином оказался от Бога, иначе и не скажешь. Его объяснение из-за чего он стал ополченцем и был вынужден взять в руки оружие, звучит примерно так: "Они хотели навести здесь свои порядки. По беспределу. Хотели, что бы все перед ними пресмыкались и дрожали от страха. А вот - нате, вам, из-под кровати ... это - наша земля и пока мы ещё живы, это вы на ней никто и звать вас - никак". Ну, кто эти "они" и так понятно.
Шура здоров, как бык. Да, нет, точнее будет сказать - как буйвол. Силён, очень силён, вынослив и при этом - крайне энергичен и подвижен. Был командиром собственного подразделения, отвечал за определённый участок. В конце концов, оказалось, что командиром быть трудно не в бою, а в мирное время. "Ты понимаешь", - говорит - "Вот у меня пятьдесят бойцов. И каждому, каждый день, вынь да положь по пачке сигарет. Где я их возьму? А снабжения почти нет никакого, денег взять неоткуда. А ещё бойцов надо и кормить. Начать грабить население? Это плохо кончится. Объявят военным преступником. Так, что делать-то?". В итоге, погрязнув в долгах и обязательствах, он пришёл к решению распустить свой отряд, а сам пошёл служить рядовым. Не огорчается: "Знаю, что сюда потихонечку подгребают только самых опытных бойцов. Раз я здесь, значит - я один из лучших". Оптимист.
Не знаю, за кого он меня там принял, но когда я уезжал, он сказал следующее: "А и не удивлён, знал, что ты скоро уедешь. Нужную информацию собрал, проанализировал, теперь там всё доложишь". При слове "там" он сделал паузу и поднял глаза к верху. Видимо, это должно означать - "там, на верху". Ага, на самом прямо таком верху. Многие люди, до сих пор уверены, что кому-то вверху всё ещё есть дело до нас, до тех, кто копошится внизу. Не стал его переубеждать. Человек должен во что-нибудь хорошее верить. Я же вот верю в Дедушку Мороза.

Небольшое отступление: Кстати, вспомнил. Вот, под самый Новый год, когда бьют куранты, многие загадывают всякие там желания. Фигню какую-нибудь, наверное. А я вот однажды, несколько лет назад, держа бокал безалкогольного шампанского в руке, загадал прямо конкретную вещь. Я загадал, что бы Дед Мороз устроил так - иду я, значит, по улице, а навстречу мне ... р-раз и Путин. А я к нему так ... хопа-хопа... и типа "Здрасьте, дядечка Президент...". Ага, ага ... не сбылось. Вообще, не сбылось, ни разу. Вот и верь после этого в волшебного дедусю. Он даже простую встречу двух двуногих человеков и то устроить не может. Старый склеротик. Косяк за ним, короче...



Моё самое последнее фото. Снялся на запасное удостоверение.
Так и не пригодилось...

Шахтёр.
Из семьи военнослужащего. Высокий, видный парень. Объездил всю Россию. Служил в элитном подразделении. Женился и поселился на своей исторической родине - в Донецкой области. В июле 2014 года, городок, в котором он проживал с семьёй, оказался на пути наступающей украинской армии и был подвергнут варварской бомбардировке. Вместе с женой и двумя детьми прятался в подвале. После этого и решил вступить в ополчение. Говорит: "Можешь считать это моей личной местью. Пусть будет звучать так. Местью за весь ужас, что пережила моя семья, страх за детей, чувство беспомощности.
Посуди сам - почему это я, мужчина-воин, должен бояться этих нелюдей, а не они меня? Я не из тех, кто будет дрожать от страха и выпрашивать милость, стоя на коленях. Хотели войны? Так нате - получите! Хавайте по самое ни хочу...".

Ворчун.
Его настоящий позывной довольно хорошо известен. Он есть на различных видео, фото, демотиваторах и т.д. Один из ополченцев, написавший книгу о Новороссии, половину книги написал о нём и его похождениях. Не будет большим преувеличением сказать, что это - великий воин. Прекрасно владеет любым оружием - пулемётом, гранатомётом, не говоря уж про автомат, не расстаётся с личным пистолетом, мастер ножевого боя. Православный верующий, воин Христов, он уже бывал добровольцем и раньше, в Приднестровье, в Сербии.
Родом он с Юга Украины. Про таких раньше говорили - герой-подпольщик. В своём городе создал организацию противостоящую "Правому сектору". Находясь в Киеве, стоял вместе с "Беркутом", плечом к плечу. Вот только ... оружия у него там не было, да и было бы, применять его не разрешили бы тогда (Примечание: Продолжаю считать, что Янукович - трус и моральный урод). Ничем хорошим это не закончилось: С несколькими вооружёнными майдановцами, ему пришлось сразиться голыми руками. Он победил, но получил увечье. Надо сказать, правда, что на его боевых качествах это не сильно и отразилось - в Новороссии с первых дней конфликта. Был командиром отряда.
Как-то, находясь в глубокой задумчивости, он мечтательно произнёс: "Эх, если бы я мог вернуться домой! Я бы дошёл бы пешком. Взял бы большой мешок с провизией и шёл бы себе потихоньку. Днём отсыпался бы, а ночью шёл бы, шёл и шёл бы...". Этим мечтам не суждено сбыться. На Украине его считают военным преступником. В сельской местности проживает его пожилая родственница. Местные "герои Украины" хотели совершить "героический подвиг" - распять её на заборе. Односельчане кое-как отбили. Но одну руку успели пробить гвоздями.
Не бывать уже ему дома, да и дома, как такового уже нет - в его квартире живёт сотрудник СБУ.
В подразделении его, как самого старого (он лишь на несколько лет моложе меня), определили на лёгкий труд - заведовать хозяйством. Он и главный повар, и надсмотрщик за чистотой, и всё такое прочее. Сильно переживает, говорит, что не его это, но к делу относится с присущим ему рвением. По приезду, я сразу объяснил, что наша группа питается отдельно, у нас свой запас продуктов и я взял с собой бойца умеющего готовить. Несмотря на это, он периодически предпринимал попытки покормить нас дополнительно: "Братик, ну если что, так ты говори, я никого голодным никогда не оставлю, что-нибудь да придумаем обязательно". Всех товарищей, он так и называет - "братик", это его любимое обращение. В прошлом месяце, получив получку (9-ть тысяч рублей), что-то там выкроил, накупил гостинцев и взяв отгул, поехал к "братикам" на условную "передовую" ("Ну, вдруг у них чего-то не хватает? Кто их проведает?").
Ворчит часто. Особенно его выводила из себя "туалетная проблема". Ну, как бы это объяснить покультурнее? Как бы так - время от времени, рядом с унитазом образуется некая лужица, о происхождении которой легко догадаться. Ворчуна аж трясло, когда он это видел: "Не уважают труд уборщицы!" (а там есть уборщица), иногда хватал швабру с тряпкой и сам вытирал, непрерывно ругаясь.
Я решил ему помочь малость. Составил "туалетную инструкцию" и повесил её над унитазом. На следующий день подходит ко мне: "Здорово придумал", - и на ухо: "Но, всё равно кто-то ссыт мимо!". Впрочем, определённое воздействие всё-таки имело место быть - теперь многие бойцы, перед тем, как зайти в туалет, сначала туда заглядывают и ... увидев там лужицу громко всех оповещают: "Смотрите! Это - не я! Тут уже до меня было ... ну, я пошёл...".



В жизни мне много пришлось написать всяких разных инструкций.
Но, вот такую - в первый раз. Честно, честно...

Вот как-то так вот...

P.S. Что ещё можно сказать об этих людях? Им не грозит блестящая военная и политическая карьера, у них нет коммерческой "жилки", до них не доходит гуманитарная помощь (ну, на зарплате же сидят, какая тут помощь...). Какое будущее их ждёт? Однажды в их жизнь внезапно вторглась война. Это как черта - всё, что было до неё исчезло, испарилось. Они могли бы струсить, сбежать, плакаться на стороне и просить помощи, такие бедненькие-несчастненькие. Возможно, в итоге жили бы лучше, уже пристроились бы и приспособились. Но, они не сделали этого. Они приняли вызов судьбы и адаптировались под войну. Выжили на ней, многое пережили и многому научились. Теперь новая черта - мир. Сильно непохожий на прежний, непонятный, мир-призрак. А, вдруг, завтра снова война? Вот они и стоят перед этой чертой, а точнее сказать - прямо на ней, между войной и миром.

Previous post Next post
Up