я слышала, что не до трех месяцев, а лет до полутора даже..
а вообще Винникот вот интересно пишет про психологию младенцев. у него там даже методика исследований описана (врать не буду, точно не помню, могу поискать цитату или может сейчас подскажут)
вообще то не до тре месяцев, а до трех лет. в три шгода ребенок начинает говорить не " Маша хочет кушать" а " я хочу кушать". Выяснили психологи экспериментальными и инструментальными методами. Можно не сомневаться, это действительно так и есть. А до трех месяцев у ребенка формируется базовое доверие к окружающему миру, поэтому лучше чтобы первые 3 месяца мама полностью себя посвятила малышу и по любому его требованию была рядом, иначе в будущем будете пожинать плоды.
Ну про Маша хочет кушать - это вообще совершенно необязательный этап в развитии. Немало детей сразу говорят "я". Да и остальные переходят на "я" существенно раньше ррех лет.
эммм, этап про Маша хочет кушать обязательный, такова психология развития личности человека, уж простите я вам тут по умничаю, проф деформация как говорится. Относительно раньше трех лет - не существенно, кризис трех лет начинается в диапазоне от 2,5 - до 3,5 .
Про три года у меня как-то в голове не укладывается. Тут речь идет именно о едином целом с мамой - но на собственных наблюдениях дети намного раньше уже могут разделить "мама", "папа" и других окрестных обитателей и до них все таки доходит, что мама - это мама, а не "их большие ручки". А так как мне везде встречается цифра в три месяца - тут меня и ставит в тупик практика "наблюдений". Что можно с уверенностью сказать о психологии младенца, который будет плакать без мамы и радоваться у нее на руках и до трех месяцев и после..
ну, укладывается, не укладывается, а против статистики не попрешь - дети реально начинают ощущать себя отдельным человеком в районе трех лет дело не в том, что ребенок знает, где мама, а где папа, а в том, что он полностью ассоциирует свои потребности с парой он+мать. т.е. если он захотел конфету, а мать ему ее дала, то это такой же естественный процесс, как почесать ухо - взаимодействие разных частей одного целого. в вашей терминологии это "большие ручки".
Точно так же, как и любые процессы, происходящие в психике человека - экспериментальным путем, наблюдениями, отслеживанием отдельных пациентов или групп пациентов в течение нескольких лет и т.д. Психологи и психиатры обычно еще и мозг тщательно изучают - в каком направлении там нейроны бегают и какие импульсы куда посылают.
В данном случае не имеет значения, месячный младенец или взрослый. Психология имеет дело с такими материями, как подсознание и все такое. Вы же не думаете, что все взрослые осознают, что их поведение в данный момент - это процесс замещения как инструмент защиты от трамвы, например.
С младенцами существует один единственный способ исследования - наблюдение. Есть некоторые маркеры поведения младенцев, означающие радость, испуг, голод и т.п. Плач, ясное дело, также разный в разных ситуациях. Ситуации бывают смоделированные или полевые (бытовые). В них и проводится наблюдение. Мысли детей, конечно, понять невозможно, но их переживания и эмоции - вполне.
Например: замирание младенца при контакте со взрослым говорит о его внутреннем напряжении, возможно, страхе. Если это взрослый посторонний, то понятно - боится, если это, например, мама, то можно предположить грубое (или неумелое) обращение с ребенком и эмоциональную закрытость мамы. Вот отаких маркерах, кстати, можно почитать у Боулби и Мэри Эйнсворт. Они проводили исследования паттернов привязанности и как раз описывали критерии оценки.
Вообще, если уж по чесноку, то одно целое до года. Примерно в год, с началом прямохождения, начинается распад "мы", который заканчивается в кризисе 3 лет. В три года появляется не просто "я", а целый набор новообразований: половая идентификация, активное развитие воображения, внимания, мышления и речи. Как следствие, появляется ИГРА. Помимо Выготского на тему периодизаций развития хорошо писали Эльконин, Эриксон и Пиаже. Ну, и Фрейд, вечнаяемупамять! ))) Винникот, на мой взгляд, малость патетичен.
Если че, то моя специализация - перинатальная психология и раннее детство.
Comments 34
а вообще Винникот вот интересно пишет про психологию младенцев. у него там даже методика исследований описана (врать не буду, точно не помню, могу поискать цитату или может сейчас подскажут)
Reply
Reply
Выяснили психологи экспериментальными и инструментальными методами. Можно не сомневаться, это действительно так и есть.
А до трех месяцев у ребенка формируется базовое доверие к окружающему миру, поэтому лучше чтобы первые 3 месяца мама полностью себя посвятила малышу и по любому его требованию была рядом, иначе в будущем будете пожинать плоды.
Reply
Reply
Относительно раньше трех лет - не существенно, кризис трех лет начинается в диапазоне от 2,5 - до 3,5 .
Reply
Reply
выяснили самым древним научным методом - наблюдением, описанием и подсчетом статистики ))
Reply
А так как мне везде встречается цифра в три месяца - тут меня и ставит в тупик практика "наблюдений". Что можно с уверенностью сказать о психологии младенца, который будет плакать без мамы и радоваться у нее на руках и до трех месяцев и после..
Reply
дело не в том, что ребенок знает, где мама, а где папа, а в том, что он полностью ассоциирует свои потребности с парой он+мать. т.е. если он захотел конфету, а мать ему ее дала, то это такой же естественный процесс, как почесать ухо - взаимодействие разных частей одного целого. в вашей терминологии это "большие ручки".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ситуации бывают смоделированные или полевые (бытовые). В них и проводится наблюдение. Мысли детей, конечно, понять невозможно, но их переживания и эмоции - вполне.
Например: замирание младенца при контакте со взрослым говорит о его внутреннем напряжении, возможно, страхе. Если это взрослый посторонний, то понятно - боится, если это, например, мама, то можно предположить грубое (или неумелое) обращение с ребенком и эмоциональную закрытость мамы.
Вот отаких маркерах, кстати, можно почитать у Боулби и Мэри Эйнсворт. Они проводили исследования паттернов привязанности и как раз описывали критерии оценки.
Reply
Помимо Выготского на тему периодизаций развития хорошо писали Эльконин, Эриксон и Пиаже. Ну, и Фрейд, вечнаяемупамять! )))
Винникот, на мой взгляд, малость патетичен.
Если че, то моя специализация - перинатальная психология и раннее детство.
(возраста, ясное дело, примерные, диапазон - +- 6 месяцев)
Reply
Reply
Leave a comment