Начало,
"Волга",
"Урал",
"Иртыш", "
Чуйский тракт" 1,
Чуйский тракт 2,
Монголия - озеро Толбо Нуур,
монгольские дороги,
Впереди нас ждет дорога плохая и очень плохая. По песчаным кускам выходит не больше 20 км в час. Но зато совсем нет никакого транспорта и соответственно пыли меньше.
До Монголии я в процессе езды шила, училась, играла с Марго, читала, теперь все дается сложно. Сильно трясет, а это для любого организма тяжело. Одновременно хочется остановиться и никуда больше не ехать и не останавливаться совсем, чтобы побыстрее доехать до конца и больше не трясло совсем. А еще жарко.
Виды радуют глаз несмотря на качество дорожного полотна
И тут верблюды. Чудо номер раз на сегодня
А потом чудо номер два - настоящий учкудук. Вот так прямо посреди пустыни. Все колодцы и источники обозначены на старых советских картах. Не все они пригодны для питья, в основном для скота.
Это мы открыли. Бетонная крышка была закрыта.
Песня "Учкудук - три колодца" стала нашей походной. Мы пели ее бесконечное количество раз. Наличие колодцев в пустыне нас поразило. Особенно трудно было сдерживать Сережу, потому что он пытался из каждого добыть воды.
Перевал. Здесь как-то вдруг стало проще. Мы ушли от центральной монгольской трассы. И сразу это чувствуется. Жизнь, люди, скот стали сильно проще.
На перевале обнаружился источник из которого мы смогли набрать питьевой воды. И стада всюду. Если внимательно приглядеться, то на всех склонах можно увидеть пятна скопления животных.
За дорогой нужно постоянно следить, потому что maps.me строит маршрут по только ему известным правилам. Некоторые мелкие дорожки показывает только если ты на нее уже случайно наехал. Постоянно нужно держать ухо востро, поэтому несколько раз возвращаемся, понимая, что сбились с пути и нам нужно правее-левее. Дорожная сеть густая, причем дорога с номером может быть уже и хуже качеством, чем дорога вовсе не указанная на карте.
После перевала начался плоский пенеплен, изрезанный оврагами. И нужно было искать проезды, потому что множество распадков обрывало дороги, и оказывалось, что не проехать и приходилось ехать вверх и искать место, где можно его пересечь.
Именно здесь на фоне потрясающих монгольских пейзажей состоялась традиционная битва Улиткиных, которая обязательно должна быть. Без нее путешествие не может быть осуществившимся. А ведь прошло уже целых 12 дней после начала пути. Я считаю, что это рекорд и нужно поставить нам памятник.
И именно здесь сначала я начала движение в сторону Москвы пешком, потом Сережа. Иногда я думаю, что наличие компании снимает это напряжение, которое в данном случае полностью возлагается на ячейку общества.
Примирение состоялось, но настроение испортилось.
Чудо номер три - Миражи. На самом деле озеро еще очень и очень далеко
Очень далеко. Маргарита не верит.
Сережа остановился для фотографирования.
"Ой, смотри, там скелет"
"Мама, не волнуйся, это мираж"
Сережа: "Я использую это в композиции "Вечность"
Маргарита: «Я хочу быть архитектором, ветеринаром и ученым.»
Я же думаю о том, как мы вернемся домой. Ведь все же в песке и грязное.
Это колодец, который закрыт на замок.
Догребаем, наконец, до озера, которое нас полдня манило миражами. За озером проступают песчаные дюны Монгол Элс. Именно за ними мы сюда и едем.
Решили заобедать в начале озера. Вокруг валяется много мертвых животных и склетов, вода какая-то мерзко-противная и как будто соленая. УУУУУ. Мы-то мечтали плавать. Озеро нас растроило.
И тут Сереже пришла гениальная идея зажечь костер по-монгольски с помощью аргала. Сначала данная идея показалась мне не вполне. Но оказалось, что это суперидея, потому что помет весь высушен до основания и поэтому не имеет запаха. Зато прекрасно и медленно горит, в отличии от дров, которые прогорают мгновенно. А еще дров просто тупо нет. В нашем климате это не реально, потому что у нас помет не высыхает до такого состояния. Проблема с кострами была решена до конца поездки. И это чудо номер четыре! Да, как ни странно. Теперь мы самые настоящие монголы.
Сережа набрал в мешки нашего нового топлива, и мы двинули дальше по пляжу в сторону дюн. Я
немножко грущу. Потому что представляла себе прекрасное божественное озеро в окружении желтых песчаных дюн, а мы едем такие на джипе по пескам как в фильме Английский пациент. На самом деле все оказалось не так. Вода отстой. Местность пустынная и не сказать чтобы живописная. Дюны где-то там вдалеке, к ним и тянемся.
Сережа: «Может по дюнам погоняем»
«Конечно, погоняем»
Что здесь едят животные? Вот эти зеленые колючие кусты не едят, они потому и сохранились, потому что скот их не потребляет, больше растительности нет никакой.
Чем ближе к дюнам, тем ехать все труднее и труднее. Осталось километра 2, и мы классически застреваем. Как раз недалеко от лагеря, воздвигнутого рядом с ГАЗ-66. И скорее всего это наши.
Полчаса копали, толкали, но стоим как влитые будто в сугробе возле базы МГУ в Хибинах.
Решили освежить голову и пойти искупаться в озере. Вода, кстати, оказалась совершенно чудесной. Не понятно, почему она в том углу, где мы обедали, была соленой и такой грязной.
Здесь же было как на лучших пляжах мира.
Голову мы освежили, но машина наша продолжала стоять по грудь в песке, поэтому Сережа взял Маргариту и пошел за помощью в сторону большой машины.
Конечно, это были наши, и это был биологический кружок МГУ. Ну, конечно, кто же еще. У них практика и огороженный полигон и все серьезно. Руководители приехали сюда на своем Уазике, а сопровождающий их мужик на Газ -66 из Новосибирска, откуда и привез детей. Путешествие у них по озерной Западной и Северной части Алтая и возвращаются они обратно через Туву.
Кстати, изначально я тоже хотела вернуться через Туву. Но мельком где-то увидела совет, что через Туву лучше не ездить, потому что там криминал и все такое. Не поверила своим глазам и полезла смотреть. Действительно, ездить на своем транспорте по Туве, особенно с московскими номерами не безопасно, поэтому мы решили ехать через Иркутск.
Но ребята нашли сопровождающего, который их проводит через регион. Никогда раньше не могла бы подумать, что где-то у нас, а тем более в Сибири, может быть настолько опасно.
Машину нам вытащили - и это чудо номер пять на сегодня. Вернулись немного назад и встали лагерем. Вроде все закончилось хорошо, но данное обстоятельство, что мы оказывается не очень-то проходимые и можем застрять, отразилось на наших планах и моих последующих страхах. С этого момента я уже не была так беспечна как до этого. Ведь не везде же можно встретить наших на ГАЗ-66.
Но зато в процессе откапывания машины мы как Матроскин и Шарик совсем помирились, потому что "Совместный труд для моей пользы, он объединяет!"
Оставили наш вездеход и пошли на дюны пешком.
Дюны хороши.
Сами дюны из желтого песка, вокруг озера песок черный.
К вечеру затянуло. Опять всю непогоду тянет из России. Только что был рай, а вдруг буря и ветер и волны и озеро стало пахнуть морем.
Песок тащит вдоль дюн и бьет по ногам и глазам очень больно.
Набрала с собой в шапку песка.
Здесь было подобрано и вернулось с нами домой огромное перо пеликана.
Тут видно ближайший лагерь с 66-м. Чуть поодаль (на самом деле сильно поодаль) стоит наша машина.
Из дюн выходят лошади и идут на водопой
По берегам много бакланов и пеликанов
Палатку установили за машиной, чтобы ее меньше сдувало. И был прекрасный ужин с макаронами с сыром, рыбой, вином и костром из аргала. Сережа нашел свое счастье в изучении горючих свойств нового для нас топливп. Все-таки он в душе большой исследователь.
"Мама, я хочу это рисовать!" И нарисовала - мама с песком в шапке, Марго с пером пеликана, папа с рюкзаком, и мы все вместе идем по дюнам.
Ночью пришлось снять тент, потому что его так полоскало, что мешал спать. Пора рубрику открывать: "Что мешает ночью спать!"
Когда включили посреди ночи фонарик, увидели тушканчика. Никогда раньше их не видела. Они прикольные - этакая смесь зайца, белки и кенгуру
Продолжение следует Третий день